Северо-Казахстанская область
Тайыншинский район
С.Шункырколь, Севастопольская СШ
Учитель химии и биологии
Канаева Лаззат Алпыспаевна
Планирование урока для 11 класса
Предмет: химия
№урока: Дата:
Тема «Моносахариды. Глюкоза»
Цели:
Образовательные:
дать общее понятие об углеводах, их биологической роли, классификации;
обосновать строение молекулы глюкозы, опираясь на ранее полученные знания о функциональных группах;
систематизировать знания учащихся о качественных реакциях на функциональные группы: гидроксильную, альдегидную и карбоксильную;
закрепить знания составлять структурные формулы органических веществ и общие формулы изученных классов кислородсодержащих орг. соединений.
Развивающие:
создать условия для развития логического мышления учащихся, умения анализировать, сравнивать, делать выводы;
формировать умения выделять главное, существенное, логически излагать материал, решать экспериментальные и расчётные задачи;
расширение знаний об изомерах на примере глюкозы и фруктозы;
умение работать с тестами.
Воспитывающие:
формирование целостного представления о взаимосвязи химических и биологических процессов в живых организмах;
воспитывать аккуратность и наблюдательность;
развивать самостоятельность, волю, умение преодолевать трудности в учении. Оборудование: дидактические карточки (тест), компьютер, презентация для урока, CD-диск «Репетитор по химии».
Тип урока: Изучение нового материала.
Эпиграф к уроку: «Знания не проверенные опытом, матерью всякой достоверности, бесплодны и полны ошибок» (Леонардо да Винчи)
ХОД УРОКА
Учитель: (читает стихотворение)
Наливаешь крепкий чай,
Хорошенько сахарозу
В чашке ложкой размешай.
Виноградную глюкозу,
И медовую фруктозу,
И молочную лактозу
Любят взрослый и малыш.
Но крахмалом и клетчаткой,
Что совсем-совсем несладки,
Тоже нас не удивишь.
Так устроена природа –
Это тоже… (отвечают учащиеся) (углеводы)
– Сегодня на уроке, как вы поняли из стихотворения, мы продолжаем изучение такого класса органических соединений как углеводы. Данные соединения были рассмотрены в курсе биологии. Давайте вспомним, какова их биологическая роль
Вам на дом было дано задание: подготовить сообщение на эту тему.
(Сообщение учащихся «Биологическая роль углеводов»)
Углеводы – важные химические соединения.
На данном уроке будут рассмотрены следующие вопросы: (Приложение 1, слайд 3)
1. Глюкоза – важнейший представитель углеводов-моносахаридов
2. Обоснование химического строения глюкозы
3. Изомерия углеводов на примере глюкозы.
4.химические свойства и применение
Контроль знаний.
На прошлом уроке мы с вами ознакомились с классификацией углеводов поэтому вам думаю не составит сложности дополнить следующие предложения:
Углеводы в зависимости от их строения можно подразделить на… (моносахариды, дисахариды, полисахариды), в молекулах моносахаридов может содержаться от четырёх до десяти атомов углерода. Название всех групп моносахаридов, а также названия отдельных представителей оканчивается на ….. («оза»). Поэтому в зависимости от числа атомов углерода в молекуле моносахариды подразделяют на…….( тетрозы, пентозы ,гексозы и т.д.). Наибольшее практическое значение имеют……..( гексозы и пентозы). Дисахариды состоят из остатков двух….. (моносахаридов). К ним относятся, например…..( фруктоза рибоза, глюкоза). Полисахариды состоят из большого числа остатков моносахаридов. К ним относятся хорошо вам знакомые…… (крахмал и целлюлоза).
Сахароза, рибоза, фруктоза, лактоза—
Углеводов всех не счесть.
Главная средь них – глюкоза,
И о ней пойдет здесь речь.
Чтобы исследовать вещество, его надо получить в чистом виде. Так, чистая глюкоза – вещество белого цвета, плавится при температуре около 150o С, хорошо растворяется в воде, сладкое на вкус. Многие из вас, вероятно, употребляли таблетки глюкозы. Они подтверждают, что глюкоза – вещество сладкое, но сахар слаще в два раза.
Анализом установлен количественный состав глюкозы: На основании этих данных вывести молекулярную формулу молекулы глюкозы: м.д. С – 40%, м.д. Н – 6,7%, м.д. О – 53,3% (Приложение 1, слайд 6)
М (глюкоза)= 180 г/моль Вывести молекулярную формулу глюкозы.
Дано: Решение:
% (С) = 40% (0,4)
% (Н) = 6,7% (0,067) СхНуОz
% (О) = 53,3% (0,533)
М(глюкоза) = 180 г/моль 1) х : у : z = 0,4/12 : 0,067/1 : 0,533/16
х : у : z = 0,033 : 0,067 : 0,033
формула = ? х : у : z = 1 : 2 : 1 ––> СН2О
М(прост)=12+2+16=30
2) n = М(истинной) / М(прост.)
N = 180 / 30 = 6 ,все индексы в простейшей формуле перемножаем на 6 и получаем формулу С6Н12О6
Ответ: формула – С6Н12О6
Беседа
– О чём говорит наличие шести атомов кислорода в молекуле глюкозы?
1. Проблемная ситуация
2. Анализ проблемы, актуализация знаний обучающихся
Ученик: (предполагаемый ответ) Так как в состав входит кислород, следовательно, это кислородсодержащее вещество. Нами были изучены такие кислородсодержащие вещества как спирты, альдегиды, карбоновые кислоты. Поэтому можно предположить, что в состав глюкозы могут входить или гидроксильные группы, или альдегидная группа, или карбоксильная группа.
Учитель: давайте вспомним и запишем общие формулы названных кислородсодержащих соединений.
Ученик у доски записывает общие формулы данных классов соединений.
O O
R(OH)x-общ.ф—ла спиртов, R-C — общ. ф—ла альдегидов, R- C
H OH
O
или R(COOH)х — карбоновые кислоты, R— C -сложные эфиры.
OR*
Учитель: Химическое строение вещества можно выяснить, изучив его химические свойства. Для этого откройте учебник , где мы можем взять информацию о строении молекулы глюкозы и характерных для нее химических свойств.
Работа с учебником
Вопросы учителя к учащимся:
1.Какие химические свойства характерны для глюкозы?
(предполагаемые ответы уч-ся: как и альдегидам глюкозе характерна реакция с гидроксидом меди(II) при этом образуется осадок меди красного цвета
Взаимодействует как и многоатомный спирт с гидроксидом меди(II) при комнатной температуре и образуется раствор ярко-голубого цвета.
2.Ребята, какой вы сделали для себя вывод?
(предполагаемые ответы уч-ся: глюкоза проявляет свойства характерные, и для альдегидов, и для спиртов )
1 Какие функциональные группы содержит глюкоза?
(ответы уч-ся: альдегидную…, гидроксильную).
Делаем общий вывод:
Глюкоза – это альдегид и одновременно многоатомный спирт, т.е. альдегидоспирт
( запись в тетради)
Карточка
Запишите структурную формулу глюкозы:
А) соедините все шесть атомов углерода последовательно друг с другом;
Б) один из крайних атомов углерода образует альдегидную группу;
В) к остальным пяти атомам углерода присоедините по одной гидроксогруппе;
Г) добавьте к каждому атому углерода недостающие атомы водорода.
Самостоятельная (парная) работа с учебником
Задание для первой пары:
Изучите нахождение глюкозы в природе и ее специфические свойства (брожение). Уравнения соответствующих химических реакций запишите в тетрадь
Задание для второй пары Ознакомьтесь с получением глюкозы и ее применением. Уравнения соответствующих химических реакций запишите в тетрадь.
Задание для третьей пары. Ознакомьтесь с изомерами глюкозы дайте краткую
характеристику. Запишите в тетрадь циклические формулы фруктозы и рибозы.
Представитель каждой пары докладывает о выполнении задания.
Время выполнения 5 минут.
Закрепление.
Лабораторная работа №10 «Взаимодействие глюкозы с гидроксидом меди (II)
Просмотрев видеофрагмент реакции напишите уравнение реакции в тетрадях для лабораторных работ.
(Если позволяет время можно провести тестирование).
Тест по теме «Углеводы. Глюкоза»
1. Глюкоза относится к:
1) дисахаридам;
2) моносахаридам;
3) полисахаридам;
4) карбоновым кислотам.
2. Глюкоза по хим. строению является
1) одноатомным спиртом;
2) альдегидом;
3) многоатомным спиртом;
4) многоатомным альдегидоспиртом.
3. Молекулярная формула глюкозы
1) СН3СООН;
2) С6Н12О6;
3) С12Н22О11;
4) НСОН.
4. Изомером глюкозы является
1) сахароза;
2) фруктоза;
3) лактоза;
4) крахмал.
5. При взаимодействии глюкозы с гидроксидом меди (II) при нагревании образуется
1) красный осадок;
2) ярко-синий раствор;
3) синий осадок;
4) красный раствор.
6. При спиртовом брожении образуется
1.Спирт
2.Спирт, углекислый газ
3.Спирт, водород
4.Спирт, углекислый газ, водород.
.7. Глюкоза как альдегид вступает в реакцию с
1) гидроксидом меди (II) при нагревании;
2) магнием;
3) гидроксидом меди (I) при нагревании;
4) гидроксидом меди (II) при комнатной температуре.
8. Глюкоза как многоатомный спирт вступает в реакцию с
1) гидроксидом меди (II) при комнатной температуре;
2) магнием;
3) гидроксидом меди (I) при нагревании;
4) гидроксидом меди (II) при комнатной температуре.
9. При взаимодействии глюкозы с гидроксидом меди (II) при комнатной температуре образуется
1) синий осадок;
2) красный осадок;
3) ярко-синий раствор;
4) красный раствор.
10 Чем различаются альфа- и бетта- формы глюкозы?
1Наличием цикла
2.Размером цикла
3.Расположением гидроксогруппы при первом атоме углерода
4.Числом атомов кислорода в цикле.
(взаимопроверка)
Рефлексия
Предлагается на стикерах написать слова (свое отношение к уроку) вывешиваются на доске.
Подведение итогов урока. а) выставление оценок.
б) домашнее задание