Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №26 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Нижнекамска Республики Татарстан
Программа предметного кружка
«ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ХИМИИ»
Ларина Светлана Вячеславовна, высшая категория
10-11 класс
2010-2011 учебный год
Ларина Светлана Вячеславовна
учитель химии
высшей категории
МОУ «СОШ №26 с углубленным изучением отдельных
предметов»
Г. Нижнекамска Республики Татарстан
Пояснительная записка
В настоящее время целый ряд разделов школьной программы химии рассматривается в рамках основной школы поверхностно. Это относится, в частности, к основам термохимии, теории кислот и оснований, строению атома и химической связи. Учащиеся не получают представления о том, как определить тип гибридизации атомных орбиталей при образовании ковалентной связи, не умеют использовать принцип смещения химического равновесия, не понимают, как можно применить полученные в курсе физики знания в области основ термодинамики к химическим реакциям. Испытывают трудности по отношению к окислительно-восстановительным процессам и вопросам гидролиза. В результате у школьников возникают поверхностные, а порой и неверные представления в области общей химии.
Между тем эти разделы общей химии занимают важное место в Кимах ЕГЭ по химии.
Цели кружка:
-
ликвидацию указанных пробелов в подготовке выпускников,
-
выработки у школьников навыка решения задач и поиска ответов на сложные вопросы общей химии.
СТРУКТУРА предметного кружка «ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО ХИМИИ» (138 часов)
Тема занятия | час | Примечание | |
1-5. | Основные химические понятия | 10 | Закрепление рекомендуется проводить с использованием качественных и расчетных задач, по каждому из понятий
|
6. | Основные химические понятия.
|
2 | Индивидуальная работа.
|
7-8 | Основные законы и теории химии | 4 | Повторение, закрепление и систематизация основных законов и теорий химии. Закрепление рекомендуется проводить с использованием качественных и расчетных задач, по каждому закону и теории
|
9-13 |
Важнейшие вещества и материалы на их основе |
10
|
Повторение, закрепление и систематизация важнейших веществ и материалов по РДК 3. Закрепление рекомендуется проводить с использованием качественных и расчетных задач, по каждому из веществ и материалов |
14. | Важнейшие вещества и материалы на их основе |
4 | Индивидуальная работа. |
15. | Химическая номенклатура | 2 |
|
16. | Химическая связь | 6 |
|
17. | Строение вещества | 2 |
|
18. | Скорость химической реакции. Химическое равновесие |
6 |
|
19. | Периодическая система Д. И. Менделеева | 4
|
|
20. | Основные классы неорганических веществ | 6 |
|
21. | Основные классы органических соединений | 8
|
|
22. | Основные классы органических соединений | 8
|
|
23. | Валентность и степень окисления | 2 |
|
24. | Химическая связь и пространственное строение | 4
|
|
25. | Электролитическая диссоциация. Ионы | 4 |
|
26. | Характер среды водных растворов. Гидролиз | 4
|
|
27. | Окислительно-восстановительные реакции (ОВР) | 4 |
|
28. | Распознавание неорганических и органических веществ | 6 | выполнять химический эксперимент по распознаванию важнейших неорганических и органических веществ |
29. | Расчетные задачи | 6 | Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей. |
30. | Расчетные задачи | 6 | Расчеты объемных отношений газов при химических реакциях |
31. | Расчетные задачи | 6 | Расчеты массы вещества или объема газов по известному количеству вещества из участвующих в реакции |
32. | Расчетные задачи | 6 | Расчеты теплового эффекта реакции |
33. | Расчетные задачи | 6 | Расчеты массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси). |
34. | Расчетные задачи | 6 | Расчеты массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества |
35. | Расчетные задачи | 6 | Нахождение молекулярной формулы вещества. |
итого |
| 138 час |
|
Формы проведения занятий: групповые, парные и индивидуальные. Желательно повторение теоретического материала дома, перед занятием по этой теме.
Учитель ведет тематический учет результативности образовательного процесса для каждого ученика, что позволит впоследствии дать рекомендации об ожидаемых результатах и целесообразности участия выпускника в ЕГЭ.
ОПТИМИЗАЦИЯ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ К ЕГЭ ПО ХИМИИ
В какой бы форме ни проводились экзамены, главным условием успешной сдачи его является хорошее знание предмета. Однако, известно немало примеров, когда учащиеся с достаточно прочной подготовкой по химии (и не только по химии), не смогли получить хорошие результаты на ЕГЭ. Одна из причин – недостаточно сформированы навыки работы с тестами, но простое натаскивание выпускника по тестам вряд ли даст хорошие результаты. Требуется вдумчивая системная работа высококвалифицированного преподавателя, желательно в профильном естественнонаучном классе. Необходимо тематическое повторение материала, с последующей проработкой тестов.
Рассмотрим элементы содержания ЕГЭ по химии, нашедшие отражение в кодификаторе, которые должны быть обязательно включены учителями в тематические планы для учащихся, планирующих участие в ЕГЭ:
Таблица 1. Содержание кодификатора ЕГЭ по химии 2010-2011 года
Химический элемент |
Формы существования химических элементов. Современные представления о строении атомов. Изотопы. |
Строение электронных оболочек атомов элементов первых четырех периодов. Понятие об электронном облаке, s- и р- электронах. Радиусы атомов, их периодические изменения в системе химических элементов. |
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. [Закономерности изменения химических свойств элементов и их соединений по периодам и группам.] |
Вещество |
Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая, водородная. |
Способы образования ковалентной связи. Длина и энергия связи. Образование ионной связи. |
Понятие об электроотрицательности химических элементов. Заряды ионов. Степень окисления. |
Вещества молекулярного и немолекулярного строения. Зависимость свойств веществ от особенностей их кристаллической решетки. |
Многообразие неорганических веществ. Классификация неорганических веществ. |
Общая характеристика металлов главных подгрупп I—III групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. |
Характеристика металлов – меди, хрома, железа [по их положению в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностям строения их атомов]. |
Общая характеристика неметаллов главных подгрупп IV-VII групп в связи с их положением в периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева и особенностями строения их атомов. |
Характерные химические свойства неорганических веществ различных классов: [простых веществ (металлов и неметаллов)]; оксидов (основных, амфотерных, кислотных); оснований, амфотерных гидроксидов, кислот; солей [средних и кислых]. |
Взаимосвязь неорганических веществ. |
Основные положения и направления развития теории химического строения органических веществ А.М Бутлерова. Изомерия и гомология органических веществ. |
Многообразие органических веществ. Классификация органических веществ. Систематическая номенклатура. |
Гомологи и изомеры углеводородов. |
Особенности химического и электронного строения алканов, алкенов, алкинов, их свойства. |
Ароматические углеводороды. Бензол, его электронное строение, свойства. Гомологи бензола [толуол]. |
Электронное строение функциональных групп кислородосодержащих органических соединений. |
Характерные химические свойства кислородсодержащих органических соединений: предельных одноатомных и многоатомных спиртов, фенола; альдегидов и предельных карбоновых кислот. |
Сложные эфиры. Жиры. |
Углеводы, их классификация. |
Амины. |
Аминокислоты как амфотерные органические соединения. Белки. |
Химическая реакция |
[Классификация химических реакций.] |
Понятие о скорости химической реакции. Факторы, влияющие на изменение скорости химической реакции. |
Тепловой эффект химической реакции. Сохранение и превращение энергии при химических реакциях. |
Обратимые и необратимые химические реакции. Химическое равновесие и условия его смещения. |
Электролитическая диссоциация неорганических и органических кислот, щелочей, солей. Степень диссоциации. |
Реакции ионного обмена. |
Реакции окислительно-восстановительные. Коррозия металлов. |
Гидролиз солей. |
Электролиз расплавов и растворов солей. |
[Реакции, характеризующие основные свойства и способы получения: углеводородов; кислородосодержащих соединений; азотсодержащих соединений.] |
Механизмы реакций замещения и присоединения в органической химии. Правило В.В. Марковникова. |
Реакции, подтверждающие взаимосвязь различных классов: неорганических веществ; углеводородов и кислородосодержащих органических соединений. |
Познание и применение веществ человеком |
Сведения о токсичности и пожарной опасности изучаемых веществ. Правила обращения с веществами и оборудованием. |
Методы исследования объектов, изучаемых в химии. [Качественные реакции неорганических и органических веществ.] |
Общие научные принципы химического производства (на примере промышленного получения аммиака, серной кислоты, метанола). [Промышленное получение веществ и охрана окружающей среды.] |
Природные источники углеводородов, их переработка. |
Основные методы синтеза высокомолекулярных соединений (пластмасс, синтетических каучуков, волокон). |
Вычисление массы растворенного вещества, содержащегося в определенной массе раствора с известной массовой долей. |
Расчеты: объемных отношений газов при химических реакциях. |
Расчеты: массы вещества или объема газов по известному количеству вещества из участвующих в реакции. |
Расчеты: теплового эффекта реакции. |
Расчеты: массы (объема, количества вещества) продуктов реакции, если одно из веществ дано в избытке (имеет примеси). |
Расчеты: массы (объема, количества вещества) продукта реакции, если одно из веществ дано в виде раствора с определенной массовой долей растворенного вещества. |
Нахождение молекулярной формулы вещества. |
Литература:
1. Лидин Р.А., Молочко В.А., Андреева Л.Л. Химия. Для школьников старших классов и поступающих в вузы: Теоретические основы. Вопросы. Задачи. Тесты. Учеб. пособие. – М. : Дрофа, 2001. – 576 с.: ил.
2. Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Вотинова Н.А. Химия, 8-9 кл.: Учебное пособие. Под ред проф. Р.А.Лидина. – М.: Дрофа, 2000. – 192 с.: – (Дидактические материалы)
3. Лидин Р.А., Якимова Е.Е., Вотинова Н.А. Химия, 10-11 кл.: Учебное пособие. Под ред проф. Р.А.Лидина. – М.: Дрофа, 2000. – 160 с.: – (Дидактические материалы)
5. Лидин Р.А., Андреева Л.Л., Молочко В.А. Справочник по неорганической химии. Константы неорганических веществ – М.: Химия, 1987. – 320 с.: ил.
6. Лидин Р.А., Аликберова Л.Ю. Химия: Справочник для старшеклассников и поступающих в вузы – М.: АСТ-ПРЕСС ШКОЛА, 2002. – 512 с.
7. Кимы по химии разных лет.
1