Отдел образования администрации Тальменского района Алтайского края
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Новоозерская средняя общеобразовательная школа»
Тальменского района Алтайского края
Проект урока информатики в 10 классе по теме:
«Кодирование числовой информации. Системы счисления»
Разработал:
учитель информатики
Урсатий Светлана Александровна
Ст. Озерки 2013
Пояснительная записка
Предмет: Информатика
Класс:10
Тема урока Кодирование числовой информации. Системы счисления.
Характеристика класса: В классе обучается 10 человек. Класс является профильным, поэтому на изучение информатики отводится 4 часа в неделю. Не каждый учащийся способен работать активно, но с заданиями справляется каждый. Ребята дисциплинированы, стараются друг другу помогать. В классе сильно развита взаимопомощь.
Средства, обеспечивающий учебный процесс на уроке: персональный компьютер, OC Linux; приложения OpenOffice.org, компьютерная презентация.
Цель урока: обобщение и систематизация знаний об основных понятиях позиционных систем счисления на примере двоичной системы счисления.
Планируемые результаты:
личностные:
-
формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию;
-
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению;
-
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в процессе учебной деятельности.
метапредметные:
-
умение определять понятия, создавать обобщения, классифицировать, строить рассуждение, умозаключение и делать выводы;
-
умение создавать, применять различные продукты для решения учебной задачи;
-
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
-
развитие ИКТ–компетенции.
предметные:
-
знать: определения: системы счисления, основания системы счисления, историю развития систем счисления, применение систем счисления в жизни.
-
уметь: переводить числа из десятичной системы счисления.
Ход урока
Деятельность учащихся | Формируемые УУД | Время (в мин.) | ||
I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности) Цель этапа: включение обучающихся в деятельность | 1 | |||
Здравствуйте. Садитесь. Проверьте, все ли готовы к уроку? Дежурные, назовите отсутствующих. Итак, начнем сегодняшний урок. | Проверяют свою готовность к уроку. Называют отсутствующих. | Саморегуляция (Р). Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К). |
| |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», | 4 | |||
Прежде чем начать изучение нового материала, давайте повторим основные моменты предыдущего урока.
Для общения с ЭВМ используют, кроме десятичной, двоичную, восьмеричную и шестнадцатеричную системы счисления. | Отвечают на вопросы: Что такое информация? Назовите носители информации. Каковы достоинства и недостатки современных носителей информации? В каком виде хранится информация в компьютере?
|
Умение выражать мысли (К).
|
| |
III. Целеполагание Цель этапа: включение учащихся в обсуждение проблемных вопросов и определения темы урока | 3 | |||
Тема урока «Кодирование числовой информации. Системы счисления». Слайд 1 Как вы считаете, каковы цели данного урока?
| Учащиеся формулируют цель:
| Умение выражать мысли (К). Планирование, целеполагание (Р). Смыслообразование — (Л) Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели (П) |
| |
IV. Изучение нового материала Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися основных понятий о системах счисления | 20 | |||
«Все есть число» — говорили древние пифагорейцы, указывая практическую значимость чисел. Слайд 2 Известно множество способов записи чисел. Числа записываются с использованием особой знаковой системы. Системой счисления называется способ представления чисел посредством цифровых знаков. Всякая система счисления характеризуется основанием – количеством цифр, используемых для изображения чисел. Слайд 3 Системы счисления принято делить на:
В позиционных системах счисления значимости числа зависит от позиции. Позиция – некоторое место, в котором может быть представлен лишь один символ. Примером позиционной системы счисления является десятичная система. Слайд 4 В приложении 1 показана система представления чисел в десятичной, двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной системах счисления. Система счисления, в которой значение цифры не зависит от ее позиции в записи числа называется непозиционной системой счисления. Например: римская система счисления, алфавитная система счисления. Приложение 2. Люди научились считать очень давно. В последствии появилась потребность в записи чисел. Количество предметов изображалось нанесением черточек, засечек на какой-нибудь твердой поверхности. Чтобы два человека могли точно сохранить некоторую числовую информацию, они брали деревянную бирку, делали на ней нужное число зарубок, а потом раскалывали бирку пополам. Каждый уносил свою половинку и хранил ее. Этот прием позволял избегать спорных ситуаций. Археологами найдены такие записи при раскопках. Они относятся к 10-11 тысячелетию до н.э. Ученые назвали такую систему записи чисел единичной (унарной), так как любое число в ней образуется путем повторения одного знака, символизирующего единицу. Слайд 5 Позднее эти значки стали объединять в группы по 3, 5 и 10 палочек. Поэтому возникали более удобные системы счисления. Примерно в третьем тысячелетии до нашей эры египтяне придумали свою числовую систему, в которой для обозначения ключевых чисел использовались специальные значки – иероглифы. Каждый такой иероглиф мог повторяться не более 9 раз. Такая система счисления называется древнеегипетская десятичная непозиционная система счисления. Слайд 6 В алфавитных системах счисления для записи чисел использовался буквенный алфавит. В славянский системе над буквой, обозначающей цифру, ставился специальный знак – «титло». Славянская система счисления сохранилась в богослужебных книгах. Слайд 7 Алфавитная система счисления была распространена у древних армян, грузин, арабов, евреев и других народов Ближнего Востока. | Дети фиксируют в тетрадь основные определения и понятия.
Фиксируют в тетрадь таблицу При заполнении таблицы учащиеся ориентируются на знания десятичной системы счисления и знания предыдущего урока.
Фиксируют в тетрадь таблицу
Сморят презентацию, записывая виды непозиционных систем счисления. | Контроль, коррекция, самооценка действий |
| |
Какой недостаток у непозиционных систем счисления? | Существует постоянная потребность введения новых знаков для записи больших чисел. Невозможно представлять дробные и отрицательные числа. Сложно выполнять арифметические операции, так как не существует алгоритмов их выполнения. | Самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера (П) Аргументация своего мнения и позиции в коммуникации; учёт разных мнений (К) |
| |
|
|
|
| |
V. Физкультминутка Цель этапа: отдых учащихся. | 2 | |||
Постарались вы на славу, предлагаю отдохнуть. Выполним зарядку. А теперь мы дружно встали, свои косточки размяли. На счет раз кулак сожмем, на счет два в локтях сожмем. На счет три — прижмем к плечам, на 4 — к небесам Хорошо прогнулись, и друг другу улыбнулись Про пятерку не забудем — добрыми всегда мы будем. На счет шесть прошу всех сесть! Слайд 8 | Выполняют упражнения. | Умение слушать и слышать (К) Саморегуляция (Р) |
| |
VI. Первичное закрепление Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления учащихся; провести коррекцию | 10 | |||
Демонстрация решения задачи, связанной с переводом десятичного числа в непозиционную систему счисления. Учитель говорит, что существует способ перевода, предлагая алгоритм перевода десятичного целого числа в двоичную систему счисления. Каждый этап комментируется учителем Решение упражнений (Самостоятельно) Перевести числа 13; 25; 69; 531 и 2013 из десятичной системы счисления в любую непозиционную систему по выбору. Слайд 9 Поменяйтесь тетрадями с вашим соседом, проверьте ответы и поставьте оценку, согласно критериям: 5 заданий — оценка 5 4 задания — оценка 4 3 задания — оценка 3
|
Знакомятся с алгоритмом перевода чисел.
Самостоятельно выполняют задания.
Обмениваются тетрадями с соседом по парте, проверяют и выставляют оценки. | Выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П) Оценивание усваемого содержания (Л)
Рефлексия способов и условий действия (П) Оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения (Р) |
| |
VII.Итог урока (рефлексия деятельности) Цель этапа: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса | 3 | |||
Какую тему мы изучили на уроке? — Какие сведения о системах счисления вы узнали? — Какие трудности вы испытывали при перевод чисел из десятичной системы счисления в непозиционную? — Где можно применить новые знания? — Оцените свою работу на уроке. Работу класса. Проанализировать ожидаемый результат – степень освоения материала и умение его использовать на практике. | Учащиеся дают ответы на вопросы Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили
Анализируют работу на уроке через самооценку Анализирую свою деятельность, оценивают степень освоения материала.
| Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П) Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) Выражение своих мыслей полно и точно; формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений (К) |
| |
VIII. Домашнее задание Цель этапа: на основе выявленных результатов дать домашнее задание, которое развивало бы и закрепляло знания учащихся | 2 | |||
Достаньте свои дневники и запишите домашнее задание Прочитать параграфы 2.7, 2.7.1, выполнить задачу 2.7. письменно в тетради. Слайд 10 | Записывают домашнее задание |
|
|
Приложение 1
Двоичная | Восьмеричная | Шестнадцатеричная | |
0 | 0000 | 0 | 0 |
1 | 0001 | 1 | 1 |
2 | 0010 | 2 | 2 |
3 | 0011 | 3 | 3 |
4 | 0100 | 4 | 4 |
5 | 0101 | 5 | 5 |
6 | 0110 | 6 | 6 |
7 | 0111 | 7 | 7 |
8 | 1000 | 10 | 8 |
9 | 1001 | 11 | 9 |
10 | 1010 | 12 | А |
11 | 1011 | 13 | B |
12 | 1100 | 14 | C |
13 | 1101 | 15 | D |
14 | 1110 | 16 | E |
15 | 1111 | 17 | F |
16 | 10000 | 20 | 10 |
17 | 10001 | 21 | 11 |
18 | 10010 | 22 | 12 |
19 | 10011 | 23 | 13 |
20 | 10100 | 24 | 14 |
Приложение 2
Римская система счисления
I | V | X | L | C | D | M | |
Десятичная | 1 | 5 | 10 | 50 | 100 | 500 | 1000 |
Интернет – ресурсы:
-
http://dpk-info.ucoz.ru
-
http://inf1.info/notationposition
-
http://900igr.net