Загребельная Инна Владимировна
Учитель информатики
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Гимназия №24» г.Магадана
Конспект урока для 11 класса на тему
«Создание структуры базы данных. Ввод и редактирование базы данных»
Магадан, 2012
Создание структуры БД. Ввод и редактирование БД.
Класс: 11
Тип: урок-практикум
Цели:
-
Образовательные: определить понятие «структура БД»; научиться создавать БД, определяя её структуру, а также вводить и редактировать таблицу БД;
-
Воспитательные: воспитание внимательности и организованности;
-
Развивающие: развитие логического и алгоритмического мышления, памяти и внимания.
План урока:
-
организационный момент (3 мин.)
-
повторение ранее изученного (7 мин.)
-
изучение нового материала (10 мин.)
-
практическая работа (15 мин.)
-
выдача домашнего задания (2 мин.)
-
подведение итогов (5 мин.)
Ход урока:
-
Организационный момент: приветствие и ознакомление с целями и планом урока.
-
Повторение понятий ранее изученного материала.
Опрос: Что такое БД? Виды БД (иерархические, сетевые и реляционные (табличные))? Что такое запись БД (строка таблицы)? Что такое поле БД (столбец таблицы)? Что такое первичный ключ (поле, значение которого однозначно определяет запись в таблице)? Что такое тип поля (определяет множество значений, которые может принимать данное поле в различных записях)? Какие типы полей вы знаете?
-
Изучение нового материала.
Итак, развитие информационных технология привело к созданию компьютерных БД. Создание БД, а также операции поиска и сортировки данных выполняются специальными программами, которые называются СУБД. Необходимо различать БД, которые являются упорядоченными наборами данных, и СУБД – программы, управляющие хранением и обработкой данных. Примером СУБД является приложение Access, входящее в Microsoft Office.
-
Практическая работа. А сейчас мы приступаем к практической части. Каждый из вас должен выполнить практическую работу по созданию БД «Провайдеры Интернета». Для этого необходимо описать структуру БД, а также ввести данные в БД «Провайдеры Интернета» (учащимся раздаются карточки с описанием практической работы, каждый или самостоятельно или в паре выполняет данную практическую работу, обращаясь в случае необходимости к учителю за помощью).
-
Домашнее задание. К следующему уроку вам необходимо подготовиться к письменному опросу по теме «БД. Назначение и функции. Система управления базами данных Access». Есть вопросы по изученной теме?
-
Подведение итогов. Итак, сегодня на уроке мы узнали, что такое СУБД, как осуществляется описание структуры БД, а также ввода записей в БД. На следующем уроке мы также узнаем, как создаются формы для просмотра и редактирования записей, а также как обрабатываются различные данные в БД.
Практическая работа «Создание структуры базы данных»
Цель: разработать БД «Провайдеры Интернета», которая содержит информацию, необходимую для обоснованного выбора провайдера. Целесообразнее в качестве основных критериев выбора взять стоимость подключения, тариф почасовой оплаты, количество входных телефонных линий и пропускную способность канала связи, который соединяет провайдера с Интернетом.
Создание структуры БД
Определим структуру БД, то есть количество полей, их названия и тип данных, в них хранящихся. БД «Провайдеры Интернета» будет содержать следующие поля:
-
«№ n/n» (счётчик) – ключевое поле, однозначное идентифицирующее запись;
-
«Название провайдера» (текстовый) – содержит название фирмы;
-
«Плата за подключение» (логический)
-
«Почасовая оплата» (денежный)
-
«Кол-во входных линий» (числовой)
-
«Скорость канала (Мбит/с)» (числовой)
-
«Web-сайт провайдера» (гиперссылка)
-
Создать в приложении Access новую БД с помощью команды [Новая база данных], присвоить ей имя «Провайдеры Интернета» и нажать [Создать].
-
С помощью команды [Режим]-[Конструктор] присвоить таблице имя «Провайдеры Интернета». Режим Конструктор позволяет создавать и изменять структуру таблицы. Таблица «Провайдеры Интернета» должна содержать 6 полей, для каждого из которых нужно задать имя, тип данных и определить его свойства. Кроме того, необходимо задать ключевое поле, которым в данном случае является поле «№ n/n».
-
В появившемся окне Провайдеры Интернета: Таблица в столбцах Имя поля и Тип данных ввести названия полей и требуемые типы данных. В нижней части окна задать свойства полей. При задании типов полей воспользоваться раскрывающимися списками. В качестве ключевого поля задать поле «№ n/n» с помощью команды [Ключевое поле]. Для сохранения таблицы нажмите правой кнопкой на названии таблицы и выберите [Сохранить].
-
После создания таблицы её имя добавляется в окно базы данных и её легко можно открыть либо в режиме Конструктор (с помощью команды [Режим]-[Конструктор]), либо в режиме Таблица (с помощью команды [Режим]-[Режим таблицы]). Режим Таблица позволяет просматривать и изменять структуру таблицы, а также вводить и редактировать данные.
-
Для просмотра структуры таблицы в окне БД на вкладке Все таблицы дважды щёлкнуть на значке таблицы Провайдеры Интернета. Появится окно таблицы.
Ввод и редактирование данных
Ввод данных в таблицу базы данных и их редактирование мало чем отличается от аналогичных действий в других офисных приложениях.
-
Открыть таблицу двойным щелчком на её значке в окне Провайдеры Интернета: таблица.
-
Заполнить БД, последовательно вводя записи о провайдерах (перемещение между записями можно осуществлять с помощью мыши, клавиш управления курсором или полосы прокрутки; для быстрого перемещения между записями в базе данных можно использовать кнопки перемещения на панели Запись, которая находится в нижней части окна таблицы):
Название провайдера | Плата | Почасовая плата | Кол-во входных линий | Скорость | Web-сайт провайдера | |
1 | Демос | | 44,00р. | 400 | 45 |
Список использованных источников Угринович Н. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2006. |