Автор Кондратьева Марина Олеговна
Место работы Москва, ГОУ ЦО №1440
Должность учитель информатики и ИКТ
Учебники и дидактический материал:
1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 8 класса. М.:
Лаборатория базовых знаний АО Московские учебники.2005г. 129 с.
2. Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю.. Turbo Pascal для студентов и школьников. Санкт-Петербург
БХВ-Петербург.2007 г.352 с.
3. Попов В.Б.Turbo Pascal для школьников и студентов. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика 2007 г. 528 с.
Построение графика функции. Язык программирования — PASCAL
8 класс.
Данная тема является следующей ступенью в разделе геометрического моделирования, когда пропедевтический этап завершен.
На данном этапе обучения возможен (и желателен ) переход к языкам программирования (ЯП) более высокого уровня, например, PASCAL. Моделирование построения графиков функций является базовой темой для заданий графического моделирования в 9, 10 классах.
К моменту проведения урока по этой теме учащимися изучены основные виды алгоритмических структур (линейная, ветвление, цикл) на ЯП PASCAL и операторы графики, выполнены работы с применением графических примитивов, освоен вывод текста в графическом режиме.
Данный урок по типу является уроком изучения нового и первичного закрепления изученного, по форме – учебный практикум.
Его основной целью является:
дать учащимся начальное представление об особенностях создания графической модели математической задачи построения графика функции средствами ЯП Pascal.
В ходе проведения урока должны быть решены следующие задачи:
-
обучающие – познакомить учащихся с особенностями построения графиков в среде ЯП Pascal, выявить взаимосвязь двух систем координат и вывести формулы пересчета декартовых координат в графические;
-
развивающие – анализируя поставленную задачу в целом, уметь выделять этапы решения и формулировать задачу каждого этапа путем построения аналогий, уметь обобщить полученные результаты и вывести алгоритм «рисования» графика функции средствами ЯП; осуществить самоконтроль изученного, в процессе тестирования программы;
-
воспитывающие – уметь рационально организовать выполнение полученного задания; организовать самостоятельную работу на компьютере, воспитать у учащихся потребность эстетического оформления вида пользовательского экрана, используя для этого графические возможности ЯП Pascal.
В ходе урока формируются и отрабатываются следующие общеучебные умения и навыки
1. Учебно-организационные:
-
определить учебную задачу в целом и на каждом этапе решения;
-
выстроить рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи и ее этапов;
-
спланировать собственную деятельность, осуществить самоконтроль усвоенного материала;
-
организовать рабочее место.
2. Учебно-интеллектуальные:
-
определить понятия по существенным признакам;
-
выявить свойства объекта;
-
выделить критерии для сравнения и осуществить сравнение;
-
систематизировать информацию;
-
формулировать вывод.
3. Учебно-коммуникативные:
-
продолжить и развить мысль собеседника;
-
соотносить собственную деятельность с деятельностью других;
-
вести диалог;
-
сотрудничать при решении учебных задач;
-
кратко формулировать свои мысли.
4. Специальные умения и навыки:
-
уметь определить исходные данные, требуемый результат, построить математическое решение задачи;
-
проанализировать математическое решение с учетом специфики решения задачи с помощью компьютера;
-
выделить основные этапы решения и составить алгоритм;
-
грамотно применять специальную терминологию при изложении решения;
-
уметь переводить координаты декартовой системы координат в графические;
-
уметь использовать графические возможности ЯП для грамотной иллюстрации решения;
-
подобрать исходные значения для тестирования так, чтобы выявить возможные «аварийные» случаи работы программы;
-
внести необходимые исправления и дополнения в программу.
Учебники и дидактический материал:
1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 8 класса. М.:
Лаборатория базовых знаний АО Московские учебники.2005г. 129 с.
2. Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю.. Turbo Pascal для студентов и школьников. Санкт-Петербург
БХВ-Петербург.2007 г.352 с.
3. Попов В.Б.Turbo Pascal для школьников и студентов. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика 2007 г. 528 с.
Материальное обеспечение:
1. Классный комплект РС.
ТАБЛИЦА № 1 — Технологическая карта урока
Информатика и ИКТ, 8 класс | |||
Учитель | Кондратьева Марина Олеговна | ||
Тема урока, № урока по теме | Построение графика функции. 1 урок | ||
Актуальность использования средств ИКТ | Обеспечение наглядности учебного материала
| ||
Цель урока | Дать учащимся представление о взаимосвязи графической и декартовой системы координат и этапах построения графика средствами ЯП Pascal, | ||
Тип урока | Урок изучения нового и первичного закрепления знаний | ||
Форма урока | Учебный практикум
| ||
Задачи урока | обучающие |
развивающие
| воспитательные |
познакомить учащихся с особенностями построения графиков в среде ЯП Pascal, выявить взаимосвязь двух систем координат и вывести формулы пересчета декартовых координат в графические;
|
анализировать поставленную задачу , уметь выделять этапы рещения, формулировать задачу каждого этапа; обобщать полученные результаты осуществлять самоконтроль изученного на этапе тестирования программы;
|
уметь работать в группе; уметь рационально организовать выполнение полученного задания; организовать самостоятельную работу на компьютере, воспитать у учащихся потребность эстетического оформления вида пользовательского экрана, используя для этого графические возможности ЯП Pascal.
|
Продолжение Таблицы № 1
Классный комплект PC, программа TP Pascal 7.0. | |
Учебно-методическое обеспечение | 1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 8 класса. М.: Лаборатория базовых знаний АО Московские учебники.2005г. 129 с.
2. Рапаков Г.Г., Ржеуцкая. С.Ю. Turbo Pascal для студентов и школьников. Санкт-Петербург БХВ-Петербург.2007 г.352 с.
3. Попов В.Б.Turbo Pascal для школьников. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика 2007 г.528 с.
|
ТАБЛИЦА № 2 — Организационная структура урока
Задачи | Функции и виды деятельности преподавателя | Формы и виды деятельности учащихся | Промежуточный контроль | Примечание | |
1. Организация начала занятия 2 | Подготовить учащихся к работе на занятии | Ознакомление с темой, целью и планом урока. | Организация рабочего места | Визуально |
|
2. Проверка выполнения дз 2 | Определить готовность к восприятию новых знаний | Контроль выполнения дз, визуально. |
|
|
|
3. Мотивация цели Актуализация опорных знаний и умений 3 | Постановка задачи. Математическое решение задачи. | Активизировать ранее усвоенные знания построения графика функции, создать ситуацию проблемной мотивации | Реализовать решение средствами математики | Устные ответы, математическое решение на доске |
|
4. Усвоение новых знаний и способов действий 4 | Составить алгоритм программы | Активизация мыслительной деятельности учащихся, изложение новых сведений, диалогическая беседа. | Анализ особенностей решения на компьютере, синтез, индуктивное рассуждение | Проверка записи в тетрадях |
|
Продолжение таблицы № 7
«Перевод » алгоритма из словесной формы на язык программирования. | 6 | Контроль и корректировка действий учащихся, беседа. | Реализация ранее усвоенных и новых знаний | Проверка записи в тетрадях |
| |
6. Закрепление знаний и способов действия 14 | Реализовать программу на компьютере. | 14 | Визуальный контроль и корректировка действий учащихся. | Реализация умений и навыков работы в среде программирования | Запуск программ на компьютерах |
|
7. Обобщение и систематизация знаний 2 | Определить основные этапы создания модели. | 2 | Направление и корректировка деятельности учащихся | Анализ основных этапов выполнения задачи и структурирование полученных знаний | Устный ответ с опорой на записи в тетрадях |
|
8. Контроль и самоконтроль знаний 4
| Определить варианты входных данных для тестирования программы, тестирование программы, отладка. | 4 | Направление и корректировка деятельности учащихся | Анализ полученного результата, прогнозирование работы программы с различными входными данными | Запуск программ на компьютерах |
|
9. Подведение итогов 4 | Определить соответствие задачи, поставленной в начале урока и полученного результата | 4 | Обобщение, анализ результата урока, беседа | Сопоставление задания и результат, логический вывод, обобщение | Устный ответ |
|
10. Рефлексия 2 | Определить этапы урока, вызвавшие затруднения | 2 | Анализ причин, вызвавших затруднения | Анализ причин, вызвавших затруднения | Устный ответ |
|
11. Домашнее задание 2 | Постановки задачи по завершению программы | 2 | Определение цели и содержания дз | Запись дз |
|
|
Таблица № 3 — Ход урока
Деятельность учителя | Деятельность ученика | ||||||
1. Организационный момент.
| Здравствуйте, ребята. Проверьте готовность к уроку. На парте должны быть: рабочая тетрадь, дневник, ручка, карандаш, линейка, ластик, зеленый, красный карандаш, листы бумаги формата А4. Садитесь. Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, урок № 58 . Тема урока «Построение графика функции». Отложите тетрадь. Приготовьте карандаши и листы А4.
| Подготовка к уроку | |||||
2. Проверка выполнения д/з |
Положите на край парты листок с домашним заданием (визуальная проверка наличия дз)
|
| |||||
3. Подготовка к активной у.п.д. |
Постановка задачи: Построить график функции y=3Sin X + 5 Давайте вспомним, как на уроке математики вы строите график функции? Если функция линейная, какой формулой описывается ее график? (Y=kx + b) Как он строится? (через 2 точки) Если зависимость нелинейная, то как строится график? (по точкам)
|
| |||||
4. Усвоение новых знаний |
А теперь наметим основные шаги для реализации решения на компьютере. Первая группа, составившая алгоритм, выписывает его на доске.
|
Работа в группах нанесение осей координат, разметка, обозначение нуля в цикле: проходим значение х от левой границы интервала до правой для каждого х вычисляем y по полученным координатам строим точку
| |||||
| |||||||
| Попытаемся реализовать алгоритм операторами PASCAL.
У кого-нибудь возникли вопросы при реализации этого пункта алгоритма?
Итак, мы столкнулись с проблемой. Постарайтесь четко ее сформулировать
Выход?
Для начала разберемся с особенностями обеих систем. Взяли чистый лист А4, повернули вертикально, поделили линией пополам. Слева – особенности декартовой системы координат, справа – графической. Отвечаем коротко, когда можно – схемой.
| — координаты точки будут откладываться от нуля графической системы экрана, а не от нуля осей, кроме того, чтобы график был легко читаемым надо брать большие значения х.
— получаем задание в декартовой системе координат, а построить график надо в графической.
— найти способ перевода координат из декартовой системы в графическую
Схема № 5 – Сравнение систем координат | |||||
Продолжение таблицы № 8
| |||||||
| Для того, чтобы связать два вида координат, изобразите на новом листе вид экрана монитора с декартовой системой координат:
Схема № 6 – Связь декартовых и графических координат.
По чертежу определите: Какой отрезок соответствует координате Х в графическом режиме? Из каких отрезков он состоит?
Чему равен отрезок OG—XOG, если мы располагаем оси декартовой системы в центре экрана? | Работа на листах А4
OG – XG
OG—XOG + XOG – XG
координата XOG = 320. | |||||
Продолжение таблицы № 8
| |||||||
|
Чему равен отрезок XOG – XG?
Чему равен отрезок OG – XG?
Какой отрезок соответствует координате Y в графическом режиме?
Из каких отрезков он состоит?
Чему равен отрезок OG—YOG?
Чему равен отрезок YO – YG?
Чему равен отрезок OG – YG?
Примечание: при объяснении лучше отрезки называть не просто буквами, а проговаривать полностью словами, например OG – «ноль графической системы» или просто «ноль графической», XOG – « икс нуля графической»
Выписать на отдельный лист:
координата Х в графическом режиме: (320 + XD * mx) координате Y в графическом режиме: (240 — YD * my)
Что еще необходимо для построения графика?
|
XD * mx, где mx – единичный отрезок по оси х 320 + XD * mx
OG – YG
OG—YOG — YOG – YG
Если мы располагаем оси декартовой системы в центре экрана, то координата YOG = 240.
YD * my, где my – единичный отрезок по оси х 240 — YD * my
Значения границ интервала, чтобы запустить цикл
| |||||
Продолжение таблицы № 8
| |||||||
|
Чтобы облегчить решение задачи — сделайте чертеж. Для левого значения – а:
Схема № 7 – Расчет левой границы интервала
Значение левой границы интервала А в декартовой системе координат– количество отрезков mx (с учетом знака – слева от нуля)
А = — (320 div mx)
|
| |||||
5. Первичная проверка понимания |
Рассчитать значения граничных значений для оси Х: ВХ для оси Y: AY, BY, где AX, AY — начала диапазонов по осям OX, OY BX, BY — концы диапазонов по осям OX, OY
|
BX = (640 – 320) div mx AY = — (480 – 240) div my BY = (240 div my) | |||||
Продолжение таблицы № 8
| |||||||
|
Схема № 8 – Границы диапазонов.
Примечание: при расчете BX, AY надо подробно расписывать интервалы (640 – 320) и (480 – 240). В дальнейшем, чтобы расширить область применения программы, координаты начала осей будем запрашивать у пользователя XO, YO тогда формулы приобретут вид:
BX = (640 – XO) div mx AY = — (480 – YO ) div my
|
| |||||
6. Закрепление знаний | Написать алгоритм построения графика. | Работа в группе 1. Рассчитать границы диапазона построения графика в декартовой системе координат. 2. в цикле: — определить очередное значение х (с определенным шагом); — по заданной зависимости определить y; — пересчитать координаты в графические; — «построить» точку.
| |||||
Продолжение таблицы № 8
| |||||||
7. Обобщение и систематизация | Выделить и записать основные этапы создания программы. | — «нарисовать» оси координат с разметкой; — «построить» график;
| |||||
8. Контроль и самопроверка |
Общее обсуждение предложенного варианта программы. Можно ли сделать программу более защищенной от «любопытного» пользователя, более универсальной, повысить наглядность графика? Как нужно дополнить, изменить программу? |
1. Координаты начала осей запрашивать у пользователя – это позволит изменять расположение графика на экране по вертикали и по горизонтали. 2. Единичный отрезок запрашивать у пользователя – это позволить масштабировать график. 3. Все запросы делать с проверкой на вводе – это позволит избежать «аварийной»остановки программы при некорректных значениях введенных данных. | |||||
9. Итог |
Сформулируйте алгоритм программы для построения графика с учетом замечаний, высказанных при обсуждении. | 1. Запрос координат начала осей и единичных отрезков с проверкой на вводе. 2. «Построение» осей. 3. «Построение» разметки осей ( от 0 в четырех циклах). 4. Рассчитать начальные и конечные значения декартовых координат по осям OX, OY. 5. «Построение» графика по алгоритму, определенному раньше. | |||||
Продолжение таблицы № 8
| |||||||
10. Рефлексия |
Какое задание на уроке вызвало трудности? | Устные ответы | |||||
11. Домашнее задание |
1. Закончить набор программы на компьютере. 2. Можно ли предусмотреть ввод пользователем ЛЮБОЙ ФУНКЦИИ? |
|