Автор Кондратьева Марина Олеговна

Место работы Москва, ГОУ ЦО №1440

Должность учитель информатики и ИКТ

Учебники и дидактический материал:

1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 8 класса. М.:

Лаборатория базовых знаний АО Московские учебники.2005г. 129 с.

2. Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю.. Turbo Pascal для студентов и школьников. Санкт-Петербург

БХВ-Петербург.2007 г.352 с.

3. Попов В.Б.Turbo Pascal для школьников и студентов. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика 2007 г. 528 с.

Построение графика функции. Язык программирования — PASCAL

8 класс.

Данная тема является следующей ступенью в разделе геометрического моделирования, когда пропедевтический этап завершен.

На данном этапе обучения возможен (и желателен ) переход к языкам программирования (ЯП) более высокого уровня, например, PASCAL. Моделирование построения графиков функций является базовой темой для заданий графического моделирования в 9, 10 классах.

К моменту проведения урока по этой теме учащимися изучены основные виды алгоритмических структур (линейная, ветвление, цикл) на ЯП PASCAL и операторы графики, выполнены работы с применением графических примитивов, освоен вывод текста в графическом режиме.

Данный урок по типу является уроком изучения нового и первичного закрепления изученного, по форме – учебный практикум.

Его основной целью является:

дать учащимся начальное представление об особенностях создания графической модели математической задачи построения графика функции средствами ЯП Pascal.

В ходе проведения урока должны быть решены следующие задачи:

  • обучающие – познакомить учащихся с особенностями построения графиков в среде ЯП Pascal, выявить взаимосвязь двух систем координат и вывести формулы пересчета декартовых координат в графические;

  • развивающие – анализируя поставленную задачу в целом, уметь выделять этапы решения и формулировать задачу каждого этапа путем построения аналогий, уметь обобщить полученные результаты и вывести алгоритм «рисования» графика функции средствами ЯП; осуществить самоконтроль изученного, в процессе тестирования программы;

  • воспитывающие – уметь рационально организовать выполнение полученного задания; организовать самостоятельную работу на компьютере, воспитать у учащихся потребность эстетического оформления вида пользовательского экрана, используя для этого графические возможности ЯП Pascal.

В ходе урока формируются и отрабатываются следующие общеучебные умения и навыки

1. Учебно-организационные:

  • определить учебную задачу в целом и на каждом этапе решения;

  • выстроить рациональную последовательность действий по выполнению учебной задачи и ее этапов;

  • спланировать собственную деятельность, осуществить самоконтроль усвоенного материала;

  • организовать рабочее место.

2. Учебно-интеллектуальные:

  • определить понятия по существенным признакам;

  • выявить свойства объекта;

  • выделить критерии для сравнения и осуществить сравнение;

  • систематизировать информацию;

  • формулировать вывод.

3. Учебно-коммуникативные:

  • продолжить и развить мысль собеседника;

  • соотносить собственную деятельность с деятельностью других;

  • вести диалог;

  • сотрудничать при решении учебных задач;

  • кратко формулировать свои мысли.

4. Специальные умения и навыки:

  • уметь определить исходные данные, требуемый результат, построить математическое решение задачи;

  • проанализировать математическое решение с учетом специфики решения задачи с помощью компьютера;

  • выделить основные этапы решения и составить алгоритм;

  • грамотно применять специальную терминологию при изложении решения;

  • уметь переводить координаты декартовой системы координат в графические;

  • уметь использовать графические возможности ЯП для грамотной иллюстрации решения;

  • подобрать исходные значения для тестирования так, чтобы выявить возможные «аварийные» случаи работы программы;

  • внести необходимые исправления и дополнения в программу.

Учебники и дидактический материал:

1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 8 класса. М.:

Лаборатория базовых знаний АО Московские учебники.2005г. 129 с.

2. Рапаков Г.Г., Ржеуцкая С.Ю.. Turbo Pascal для студентов и школьников. Санкт-Петербург

БХВ-Петербург.2007 г.352 с.

3. Попов В.Б.Turbo Pascal для школьников и студентов. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика 2007 г. 528 с.

Материальное обеспечение:

1. Классный комплект РС.

ТАБЛИЦА № 1 — Технологическая карта урока

 

Предмет, класс

Информатика и ИКТ, 8 класс

Учитель

Кондратьева Марина Олеговна

Тема урока,

№ урока по теме

Построение графика функции.

1 урок

Актуальность использования средств ИКТ

Обеспечение наглядности учебного материала

 

Цель урока

Дать учащимся представление о взаимосвязи графической и декартовой системы координат и этапах построения графика средствами ЯП Pascal,

Тип урока

Урок изучения нового и первичного закрепления знаний

Форма урока

Учебный практикум

Задачи урока

обучающие

развивающие

воспитательные

познакомить учащихся с особенностями построения графиков в среде ЯП Pascal, выявить взаимосвязь двух систем координат и вывести формулы пересчета декартовых координат в графические;

анализировать поставленную задачу ,

уметь выделять этапы рещения, формулировать задачу каждого этапа; обобщать полученные результаты осуществлять самоконтроль изученного на этапе тестирования программы;

уметь работать в группе; уметь рационально организовать выполнение полученного задания; организовать самостоятельную работу на компьютере, воспитать у учащихся потребность эстетического оформления вида пользовательского экрана, используя для этого графические возможности ЯП Pascal.

Продолжение Таблицы № 1

Материально-техническое обеспечение урока

Классный комплект PC, программа TP Pascal 7.0.

Учебно-методическое обеспечение

1. Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник для 8 класса. М.:

Лаборатория базовых знаний АО Московские учебники.2005г. 129 с.

2. Рапаков Г.Г., Ржеуцкая. С.Ю. Turbo Pascal для студентов и школьников. Санкт-Петербург

БХВ-Петербург.2007 г.352 с.

3. Попов В.Б.Turbo Pascal для школьников. Учебное пособие. М.: Финансы и статистика 2007

г.528 с.

ТАБЛИЦА № 2 — Организационная структура урока

Название этапа

 Продолжительность

(мин)

Задачи

Функции и виды деятельности преподавателя

Формы и  виды деятельности учащихся

Промежуточный контроль

Примечание

1. Организация начала занятия

2

Подготовить учащихся к работе на занятии

Ознакомление с темой, целью и планом урока.

 Организация рабочего места

 Визуально

 

2. Проверка выполнения дз

2

Определить готовность к восприятию новых знаний

Контроль выполнения дз, визуально.

3. Мотивация цели

Актуализация опорных знаний и умений

3

Постановка задачи.

Математическое решение задачи.

Активизировать ранее усвоенные знания построения графика функции, создать ситуацию проблемной мотивации

Реализовать решение средствами математики

Устные ответы,

математическое решение на доске

4. Усвоение новых знаний и способов действий

4

Составить алгоритм программы

 Активизация мыслительной деятельности учащихся, изложение новых сведений, диалогическая беседа.

Анализ особенностей решения на компьютере, синтез, индуктивное рассуждение

Проверка записи в тетрадях

Продолжение таблицы № 7

5. Первичная проверка понимания.

6

«Перевод » алгоритма из словесной формы на язык программирования.

6

Контроль и корректировка действий учащихся, беседа.

Реализация ранее усвоенных и новых знаний

Проверка записи в тетрадях

 

6. Закрепление знаний и способов действия

14

Реализовать программу на компьютере.

14

Визуальный контроль и корректировка действий учащихся.

Реализация умений и навыков работы в среде программирования

Запуск программ на компьютерах

7. Обобщение и систематизация знаний

2

Определить основные этапы создания модели.

2

Направление и корректировка деятельности учащихся

Анализ основных этапов выполнения задачи и структурирование полученных знаний

Устный ответ с опорой на записи в тетрадях

8. Контроль и самоконтроль знаний

4

Определить варианты входных данных для тестирования программы, тестирование программы, отладка.

4

Направление и корректировка деятельности учащихся

Анализ полученного результата, прогнозирование работы программы с различными входными данными

Запуск программ на компьютерах

9. Подведение итогов

4

Определить соответствие задачи, поставленной в начале урока и полученного результата

4

Обобщение, анализ результата урока, беседа

Сопоставление задания и результат, логический вывод, обобщение

Устный ответ

10. Рефлексия

2

Определить этапы урока, вызвавшие затруднения

2

Анализ причин, вызвавших затруднения

Анализ причин, вызвавших затруднения

Устный ответ

 11. Домашнее задание

2

Постановки задачи по завершению программы

2

Определение цели и содержания дз 

 Запись дз

 

Таблица № 3 — Ход урока

Этап, время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята.

Проверьте готовность к уроку. На парте должны быть: рабочая тетрадь, дневник, ручка, карандаш, линейка, ластик, зеленый, красный карандаш, листы бумаги формата А4.

Садитесь.

Откройте тетради, запишите сегодняшнее число, урок № 58 . Тема урока «Построение графика функции».

Отложите тетрадь. Приготовьте карандаши и листы А4.

Подготовка к уроку

2. Проверка выполнения д/з

Положите на край парты листок с домашним заданием (визуальная проверка наличия дз)

3. Подготовка к активной у.п.д.

Постановка задачи: Построить график функции y=3Sin X + 5

Давайте вспомним, как на уроке математики вы строите график функции?

Если функция линейная, какой формулой описывается ее график? (Y=kx + b)

Как он строится? (через 2 точки)

Если зависимость нелинейная, то как строится график? (по точкам)

4. Усвоение новых знаний

А теперь наметим основные шаги для реализации решения на компьютере.

Первая группа, составившая алгоритм, выписывает его на доске.

Работа в группах

нанесение осей координат, разметка, обозначение нуля

в цикле: проходим значение х от левой границы интервала

до правой

для каждого х вычисляем y

по полученным координатам строим точку

Попытаемся реализовать алгоритм операторами PASCAL.

действие

Операторы

нанесение осей координат, разметки, нуля

Используем дз

Построение графика:

в цикле от а до в :

перебирать х

вычислять y

«строить» точку графика

У кого-нибудь возникли вопросы при реализации этого пункта алгоритма?

Итак, мы столкнулись с проблемой. Постарайтесь четко ее сформулировать

Выход?

Для начала разберемся с особенностями обеих систем.

Взяли чистый лист А4, повернули вертикально, поделили линией пополам. Слева – особенности декартовой системы координат, справа – графической. Отвечаем коротко, когда можно – схемой.

— координаты точки будут откладываться от нуля графической системы экрана, а не от нуля осей, кроме того, чтобы график был легко читаемым надо брать большие значения х.

— получаем задание в декартовой системе координат, а построить график надо в графической.

— найти способ перевода координат из декартовой системы в графическую

Схема № 5 – Сравнение систем координат

Продолжение таблицы № 8

Для того, чтобы связать два вида координат, изобразите на новом листе вид экрана монитора с декартовой системой координат:

  • черным цветом – рамка экрана, оси декартовой системы координат с разметкой;

  • зеленым – точка А, декартовы координаты точки;

  • красным – графические координаты точки А, нуля декартовой системы координат, отрезки из которых складываются графические координаты

Схема № 6 – Связь декартовых и графических координат.

По чертежу определите:

Какой отрезок соответствует координате Х в графическом режиме?

Из каких отрезков он состоит?

Чему равен отрезок OGXOG, если мы располагаем оси декартовой системы в центре экрана?

Работа на листах А4

OGXG

OGXOG + XOGXG

координата XOG = 320.

Продолжение таблицы № 8

Чему равен отрезок XOGXG?

Чему равен отрезок OGXG?

Какой отрезок соответствует координате Y в графическом режиме?

Из каких отрезков он состоит?

Чему равен отрезок OGYOG?

Чему равен отрезок YOYG?

Чему равен отрезок OGYG?

Примечание: при объяснении лучше отрезки называть не просто буквами, а проговаривать полностью словами, например OG – «ноль графической системы» или просто «ноль графической», XOG – « икс нуля графической»

Выписать на отдельный лист:

координата Х в графическом режиме: (320 + XD * mx)

координате Y в графическом режиме: (240 YD * my)

Что еще необходимо для построения графика?

XD * mx, где mx – единичный отрезок по оси х

320 + XD * mx

OGYG

OGYOG YOGYG

Если мы располагаем оси декартовой системы в центре экрана, то координата YOG = 240.

YD * my, где my – единичный отрезок по оси х

240 YD * my

Значения границ интервала, чтобы запустить цикл

Продолжение таблицы № 8

Чтобы облегчить решение задачи — сделайте чертеж.

Для левого значения – а:

Схема № 7 – Расчет левой границы интервала

Значение левой границы интервала А в декартовой системе координат– количество отрезков mx (с учетом знака – слева от нуля)

А = — (320 div mx)

5. Первичная проверка понимания

Рассчитать значения граничных значений для оси Х: ВХ

для оси Y: AY, BY,

где AX, AY — начала диапазонов по осям OX, OY

BX, BY — концы диапазонов по осям OX, OY

BX = (640 – 320) div mx

AY = — (480 – 240) div my

BY = (240 div my)

Продолжение таблицы № 8

Схема № 8 – Границы диапазонов.

Примечание:

при расчете BX, AY надо подробно расписывать интервалы (640 – 320) и (480 – 240). В дальнейшем, чтобы расширить область применения программы, координаты начала осей будем запрашивать у пользователя XO, YO тогда формулы приобретут вид:

BX = (640 – XO) div mx

AY = — (480 – YO ) div my

6. Закрепление знаний

Написать алгоритм построения графика.

Работа в группе

1. Рассчитать границы диапазона построения графика в декартовой системе координат.

2. в цикле:

— определить очередное значение х (с определенным шагом);

— по заданной зависимости определить y;

— пересчитать координаты в графические;

— «построить» точку.

Продолжение таблицы № 8

7. Обобщение и систематизация

Выделить и записать основные этапы создания программы.

— «нарисовать» оси координат с разметкой;

— «построить» график;

8. Контроль и самопроверка

Общее обсуждение предложенного варианта программы.

Можно ли сделать программу более защищенной от «любопытного» пользователя, более универсальной, повысить наглядность графика?

Как нужно дополнить, изменить программу?

1. Координаты начала осей запрашивать у пользователя – это позволит изменять расположение графика на экране по вертикали и по горизонтали.

2. Единичный отрезок запрашивать у пользователя – это позволить масштабировать график.

3. Все запросы делать с проверкой на вводе – это позволит избежать «аварийной»остановки программы при некорректных значениях введенных данных.

9. Итог

Сформулируйте алгоритм программы для построения графика с учетом замечаний, высказанных при обсуждении.

1. Запрос координат начала осей и единичных отрезков с проверкой на вводе.

2. «Построение» осей.

3. «Построение» разметки осей

( от 0 в четырех циклах).

4. Рассчитать начальные и конечные значения декартовых координат по осям OX, OY.

5. «Построение» графика по алгоритму, определенному раньше.

Продолжение таблицы № 8

10. Рефлексия

Какое задание на уроке вызвало трудности?

Устные ответы

11. Домашнее задание

1. Закончить набор программы на компьютере.

2. Можно ли предусмотреть ввод пользователем ЛЮБОЙ ФУНКЦИИ?

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here