Автор: Пастлер Елена Эдуардовна
Место работы: МОУ «Школа №71» г. Прокопьевска Кемеровской области
Должность: учитель информатики
Урок информатики на тему «Поиск информации в сети Интернет», 9 класс
Источники материалов:
Адресная строка (URL адрес) Строка запроса Тип искомой информации
Результат поиска: По запросу у нас выходит ряд гиперссылок, идя по которым мы можем прочесть нужную информацию, если нужны картинки выбираем тип искомой информации «картинки» и т.д. — обратить внимание на памятку по поиску информации в Интернет (приложение 1) Правила формирования запросов в поисковой системе Ключевые слова в запросе следует писать строчными (маленькими) буквами. Это обеспечит поиск всех ключевых слов, а не только тех, которые начинаются с прописной буквы.
При поиске учитываются все формы слова по правилам русского языка, независимо от формы слова в запросе. Например, если в запросе было указано слово «знаю», то условию поиска будут удовлетворять и слова «знаем», «знаете» и т. п.
Для поиска устойчивого словосочетания следует заключить слова в кавычки. Например, «фарфоровая посуда».
Для поиска по точной словоформе перед словом надо поставить восклицательный знак. Например, для поиска слова «сентябрь» в родительном падеже следует написать «!сентября».
Для поиска внутри одного предложения слова в запросе разделяют пробелом или знаком & Например, «приключенческий роман» или «приключенческий&роман». Несколько набранных в запросе слов, разделенных пробелами, означают, что все они должны входить в одно предложение искомого документа.
Если вы хотите, чтобы были отобраны только те документы, в которых встретилось каждое слово, указанное в запросе, поставьте перед каждым из них знак плюс «+». Если вы, наоборот, хотите исключить какие-либо слова из результата поиска, поставьте перед этим словом минус «-». Знаки « + » и «-» надо писать через пробел от предыдущего и слитно со следующим словом. Например, по запросу «Волга -автомобиль» будут найдены документы, в которых есть слово «Волга» и нет слова «автомобиль».
При поиске синонимов или близких по значению слов между словами можно поставить вертикальную черту «|». Например, по запросу «ребенок | малыш | младенец» будут найдены документы с любым из этих слов.
Вместо одного слова в запросе можно подставить целое выражение. Для этого его надо взять в скобки Например, «(ребенок | малыш | дети | младенец) +(уход | воспитание)».
Знак «~» (тильда) позволяет найти документы с предложением, содержащим первое слово, но не содержащим второе. Например, по запросу «книги ~ магазин» будут найдены все документы, содержащие слово «книги», рядом с которым (в пределах предложения) нет слова «магазин».
Если оператор повторяется один раз (например, & или ~), поиск производится в пределах предложения. Двойной оператор (&&,~~ ) задает поиск в пределах документа. Например, по запросу «рак ~~ астрология» будут найдены документы со словом «рак», не относящиеся к астрологии. Повторение текстового редактора Word Посмотрим на образец мини-газеты (приложение 2) (на проектор и учащихся на столах) и ответим на несколько вопросов: Какое выравнивание используется для заголовков статей? Как оформлено название листовки? Какой вид списка встречается в тексте? Что такое колонки и где они здесь встречаются? Как вставить рисунок? Встречается ли в тексте красная строка? Что такое межстрочный интервал, и какой он встречается здесь в тексте? «Копировать, вырезать, вставить»- для чего предназначены эти инструменты?
Практическая работа. В ходе практической работы предстоит найти информацию по теме «Космос», используя найденную информацию изготовить листовку, учащиеся работают в парах, учитель консультирует, также учитель себе в помощники может взять хорошо успевающего учащегося. По результатам практической работы, учащиеся получают 2 отметки (за поиск информации, за оформление листовки). — поиск информации: Вопросы: 1) Последние достижения в космонавтике. 2) Немного из истории космонавтики. 3) Они посвятили жизнь космонавтике. Оценка будет выставляться, после проверки URL адреса — оформление листовки Критерии оценки: 1) структурирование текста; 2) выравнивание текста; 3) подбор картинок и их оформление; 4) использование списка; 5) общий дизайн. Итог урока. Рефлексия. Объявление оценок, выделение лучших работ, комментарии. Рефлексия: В конце занятия ребята заполняют карточки эмоционального состояния, в которых отмечают свое самочувствие, указывают свое отношение к уроку, вписывая то, что понравилось (не понравилось) на занятии.