Провела:

Учитель начальных классов

Жигалова Ирина Владимировна

МБОУ ООШ № 2 г.Собинки

2011 год

Цели:

-обобщить знания учащихся о действиях с информацией;

— познакомить учащихся с действием, обратным кодированию,- декодированием информации;

-раскрыть смысл понятия «декодирование», на примерах;

— научить детей решать простые информационные задачи на декодирование.

Задачи:

-инициировать умственную деятельность учащихся при обобщении знаний о действиях с информацией;

-совершенствовать аналитические навыки учащихся при выполнении заданий на преобразование информации из одной формы в другую;

-развивать информационную культуру учащихся;

Ход урока.

1.Орг.момент

2. Обобщение известных учащимся сведений по теме урока.

Проводится устная работа в парах. Учащиеся получают карточки с теоретическими заданиями.

По ходу ответов на экране появляется правильный ответ./

1. Продолжите фразу:

Существует 5 видов информации: слуховая , …, …, .

7. Продолжите фразу:

То, на чём случайно или специально оставлены какие-то следы, называется :

А) проводником информации.

Б) носителем информации.

слайд№ 3 /

2. Выберите правильный ответ:

Источник информации это тот, кто :

а) рассказывает что-либо;

б) слушает что-либо;

8. Продолжите:

Электронное устройство для обработки, хранения, передачи информации – это …..

3. Выберите правильный ответ:

Тот, кто принимает информацию называется :

а) источником информации;

б) приёмником информации;

9. Продолжите:

Составные части компьютера –это системный блок,…,…,……

10. Вычеркните лишнее:

Собрать информацию, это значит:

Понаблюдать, измерить, рассказать, прочесть.

4. Выберите нужное слово:

Книга –это ( приёмник, источник ) информации.

11. Продолжите:

Представить собранную информацию можно с помощью : схемы, фото,…,… .

5. Приведите примеры естественных источников информации.

12. Согласны ли вы с утверждением:

Преобразование одной формы представления информации в другую с сохранением прежнего смысла – это кодирование информации.

6. Укажите лишнее:

Искусственные источники информации: учебник, вентилятор, дерево, дом, озеро, табурет, попугай.

3. Объяснение нового материала.

Ребята, а для чего люди кодируют информацию?

/ Для того, чтобы сообщение , которое несёт информацию можно было сохранить или предать на носителе/.

-Верно! Оказывается каждый из вас ежедневно кодирует информацию получаемую из вне. Кто догадывается, каким образом? /пишем, рисуем, пресказываем/

-Молодцы! Сегодня на нашем уроке гость. /слайд № 4 /

-Что можете о нём сказать?

/он грустит/

— Наш гость грустит, потому, что у него нет друзей. Хотите узнать , почему? Что вы делаете, в первую очередь, чтобы приобрести друга?

/Знакомимся/

-А что значит познакомиться?

/Назвать имя/

-А наш гость не может назвать своё имя. Почему? Взгляните на экран и вам всё станет понятно.

/ Его имя закодировано/ /Слайд № 4 /

-Как можем ему помочь?

/расшифровать имя, раскодировать/

-Это действие в информатике называется декодирование.

/ Слайд № 5/

Декодирование- действие с информацией, обратное кодированию. Это изменение формы представления информации без изменения содержания.

-Запишите определение в тетрадь. Зная, что такое декодирование, мы можем помочь нашему гостю узнать его имя ?

/нет, мы не знаем кода/

-Вспомните материал прошлого урока, что такое код

/Код – это правило кодирования./ Слайд № 6 /

-Верно, мы не сможем декодировать информацию не зная кода!

— Какие кодовые таблицы, вы помните?

/семафорная азбука, код Цезаря, …/

4. Работа в группах. /теоретическая часть/

-Сегодня мы узнаем, кто из вас лучший декодировщик. Работать будем в группах. Вы выполните

2 задания : теоретическое и практическое. Они находятся в конвертах. Возьмите конверты под №1

Выполните теоретическое задание.

Группа №1- расскажет нам о кодовой таблице «Семафорной азбуки».

Гр. №2 – об «Азбуке Морзе».

Гр. №3 – о «Коде Цезаря».,

Гр.№4 — о кодовой таблице «Пляшущие человечки»

Гр.№5 -расскажет о кодировании с помощью русского алфавита

-Выбирайте из предложенного текста самую важную информацию. Ваш рассказ должен занять 1-2 мин.

1гр. Русская семафорная азбука /Слайд № 7 /

Существующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку разработал в 1895 году вице-адмирал Степан Осипович Макаров.

Каждой букве и условному знаку соответствует определенное положение рук с флажками. Семафорное сообщение состоит из слов, составленных из букв, изображаемых соответствующим положением флажков.

Цвет ткани флажков зависит от времени суток: в тёмное время суток используются флажки с тканью светлого тона (желтый, белый), а в светлое время суток — с тканью тёмного тона (красный, чёрный). При отсутствии флажков — семафорят бескозырками. Бескозырка – фуражка матроса без козырька.

2 гр. Код Мо́рзе, «Морзя́нка» /слайд № 8 /

Способ знакового кодирования, представление букв алфавита, цифр, знаков препинания и других символов с помощью сигналов, например, длинных и коротких: «тире» и «точек». Назван в честь Сэмюэля Морзе. Передают данные сигналы с помощью электромагнитного пишущего телеграфа, изобретённого Морзе.

3 гр. Шифр Цезаря, также известный как шифр сдвига, код Цезаря или сдвиг Цезаря — один из самых простых и наиболее широко известных методов шифрования. Кодирование происходит следующим образом: каждую букву сообщения заменяют буквой, следующей за ней в алфавите.

Шифр назван в честь римского императора Гая Юлия Цезаря, использовавшего его для секретной переписки со своими генералами. /слайд № 9 /

4гр. Код «Пляшущие человечки».-получил своё название из-за того, что каждой букве алфавита соответствует рисованный схематически человечек, застывший в танцевальном движении. Эту кодировочную таблицу используют крайне редко, из-за сложности их изображения. Нужно отметить,что существует несколько разных вариантов этой кодировочной таблицы. Есть даже таблица, где букве соответствует не весь человечек, а лишь мордашка –смайлик. /слайд № 10 /

5гр. Кодирование с помощью русского алфавита, наверное один из самых простых кодов, так как алфавит изучает любой ребёнок уже с детского сада. При кодировании информации с помощью этой кодировочной таблицы главное запомнить, какое число соответствует данной букве.

/слайд№ 11 /

5. Физкультминутка.

6 .Работа в группах /практическая часть/

-Молодцы! Теперь приступим к практической части. Возьмите конверты с №2

Пользуясь кодировочными таблицами о которых рассказывали, каждая группа попытается декодировать имя нашего гостя. /Дети в группах декодируют имя «Парольчик», пользуясь определённой кодировочной таблицей.

-Итак, назовите имя нашего гостя!

/ Его зовут -ПАРОЛЬЧИК/

-Почему «Парольчик»?

/Пароль – это тоже какой то код, это соответствует теме нашего урока/

-Посмотрите на слайд! /слайд№ 12 / Наш герой очень доволен вашей работой. Ведь вы помогли ему, Парольчик сможет найти себе друзей! Но что это за странные символы рядом с его изображением? Это тоже код. Он вам знаком? /

/Нет/

-Этот код придумала я. Из чего он состоит?

/Из геометрических фигур/

-Какое название можно дать моей кодировочной таблице?

/ «Геометрическая азбука», «Фигурная азбука»/

-Замечательно. Оказывается, каждый из вас может сам придумать свою кодировочную таблицу и дать ей название! Что можно использовать в виде символов?

/ силуэты животных, растений, рожицы, часы, ит.д./

-Пользуясь моей кодировочной таблицей, декодируйте имя героя. Работайте в группах. Кто быстрее?

7 .Итог урока.

— Что нового узнали на уроке?

— Что показалось трудным, с чем справились легко?

Я благодарю вас за активную работу.

8 . Домашнее задание . Придумать свою кодировочную таблицу. Закодировать любое слово.

Выучить определение понятия « декодирование информации». Слайд № 13/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here