Провела:
Учитель начальных классов
Жигалова Ирина Владимировна
МБОУ ООШ № 2 г.Собинки
2011 год
Цели:
-обобщить знания учащихся о действиях с информацией;
— познакомить учащихся с действием, обратным кодированию,- декодированием информации;
-раскрыть смысл понятия «декодирование», на примерах;
— научить детей решать простые информационные задачи на декодирование.
Задачи:
-инициировать умственную деятельность учащихся при обобщении знаний о действиях с информацией;
-совершенствовать аналитические навыки учащихся при выполнении заданий на преобразование информации из одной формы в другую;
-развивать информационную культуру учащихся;
Ход урока.
1.Орг.момент
2. Обобщение известных учащимся сведений по теме урока.
Проводится устная работа в парах. Учащиеся получают карточки с теоретическими заданиями.
По ходу ответов на экране появляется правильный ответ./
1. Продолжите фразу:
Существует 5 видов информации: слуховая , …, …, .
7. Продолжите фразу:
То, на чём случайно или специально оставлены какие-то следы, называется :
А) проводником информации.
Б) носителем информации.
слайд№ 3 /
2. Выберите правильный ответ:
Источник информации это тот, кто :
а) рассказывает что-либо;
б) слушает что-либо;
8. Продолжите:
Электронное устройство для обработки, хранения, передачи информации – это …..
3. Выберите правильный ответ:
Тот, кто принимает информацию называется :
а) источником информации;
б) приёмником информации;
9. Продолжите:
Составные части компьютера –это системный блок,…,…,……
10. Вычеркните лишнее:
Собрать информацию, это значит:
Понаблюдать, измерить, рассказать, прочесть.
4. Выберите нужное слово:
Книга –это ( приёмник, источник ) информации.
11. Продолжите:
Представить собранную информацию можно с помощью : схемы, фото,…,… .
5. Приведите примеры естественных источников информации.
12. Согласны ли вы с утверждением:
Преобразование одной формы представления информации в другую с сохранением прежнего смысла – это кодирование информации.
6. Укажите лишнее:
Искусственные источники информации: учебник, вентилятор, дерево, дом, озеро, табурет, попугай.
3. Объяснение нового материала.
Ребята, а для чего люди кодируют информацию?
/ Для того, чтобы сообщение , которое несёт информацию можно было сохранить или предать на носителе/.
-Верно! Оказывается каждый из вас ежедневно кодирует информацию получаемую из вне. Кто догадывается, каким образом? /пишем, рисуем, пресказываем/
-Молодцы! Сегодня на нашем уроке гость. /слайд № 4 /
-Что можете о нём сказать?
/он грустит/
— Наш гость грустит, потому, что у него нет друзей. Хотите узнать , почему? Что вы делаете, в первую очередь, чтобы приобрести друга?
/Знакомимся/
-А что значит познакомиться?
/Назвать имя/
-А наш гость не может назвать своё имя. Почему? Взгляните на экран и вам всё станет понятно.
/ Его имя закодировано/ /Слайд № 4 /
-Как можем ему помочь?
/расшифровать имя, раскодировать/
-Это действие в информатике называется декодирование.
/ Слайд № 5/
Декодирование- действие с информацией, обратное кодированию. Это изменение формы представления информации без изменения содержания.
-Запишите определение в тетрадь. Зная, что такое декодирование, мы можем помочь нашему гостю узнать его имя ?
/нет, мы не знаем кода/
-Вспомните материал прошлого урока, что такое код
/Код – это правило кодирования./ Слайд № 6 /
-Верно, мы не сможем декодировать информацию не зная кода!
— Какие кодовые таблицы, вы помните?
/семафорная азбука, код Цезаря, …/
4. Работа в группах. /теоретическая часть/
-Сегодня мы узнаем, кто из вас лучший декодировщик. Работать будем в группах. Вы выполните
2 задания : теоретическое и практическое. Они находятся в конвертах. Возьмите конверты под №1
Выполните теоретическое задание.
Группа №1- расскажет нам о кодовой таблице «Семафорной азбуки».
Гр. №2 – об «Азбуке Морзе».
Гр. №3 – о «Коде Цезаря».,
Гр.№4 — о кодовой таблице «Пляшущие человечки»
Гр.№5 -расскажет о кодировании с помощью русского алфавита
-Выбирайте из предложенного текста самую важную информацию. Ваш рассказ должен занять 1-2 мин.
1гр. Русская семафорная азбука /Слайд № 7 /
Существующую сегодня на флоте русскую семафорную азбуку разработал в 1895 году вице-адмирал Степан Осипович Макаров.
Каждой букве и условному знаку соответствует определенное положение рук с флажками. Семафорное сообщение состоит из слов, составленных из букв, изображаемых соответствующим положением флажков.
Цвет ткани флажков зависит от времени суток: в тёмное время суток используются флажки с тканью светлого тона (желтый, белый), а в светлое время суток — с тканью тёмного тона (красный, чёрный). При отсутствии флажков — семафорят бескозырками. Бескозырка – фуражка матроса без козырька.
2 гр. Код Мо́рзе, «Морзя́нка» /слайд № 8 /
Способ знакового кодирования, представление букв алфавита, цифр, знаков препинания и других символов с помощью сигналов, например, длинных и коротких: «тире» и «точек». Назван в честь Сэмюэля Морзе. Передают данные сигналы с помощью электромагнитного пишущего телеграфа, изобретённого Морзе.
3 гр. Шифр Цезаря, также известный как шифр сдвига, код Цезаря или сдвиг Цезаря — один из самых простых и наиболее широко известных методов шифрования. Кодирование происходит следующим образом: каждую букву сообщения заменяют буквой, следующей за ней в алфавите.
Шифр назван в честь римского императора Гая Юлия Цезаря, использовавшего его для секретной переписки со своими генералами. /слайд № 9 /
4гр. Код «Пляшущие человечки».-получил своё название из-за того, что каждой букве алфавита соответствует рисованный схематически человечек, застывший в танцевальном движении. Эту кодировочную таблицу используют крайне редко, из-за сложности их изображения. Нужно отметить,что существует несколько разных вариантов этой кодировочной таблицы. Есть даже таблица, где букве соответствует не весь человечек, а лишь мордашка –смайлик. /слайд № 10 /
5гр. Кодирование с помощью русского алфавита, наверное один из самых простых кодов, так как алфавит изучает любой ребёнок уже с детского сада. При кодировании информации с помощью этой кодировочной таблицы главное запомнить, какое число соответствует данной букве.
/слайд№ 11 /
5. Физкультминутка.
6 .Работа в группах /практическая часть/
-Молодцы! Теперь приступим к практической части. Возьмите конверты с №2
Пользуясь кодировочными таблицами о которых рассказывали, каждая группа попытается декодировать имя нашего гостя. /Дети в группах декодируют имя «Парольчик», пользуясь определённой кодировочной таблицей.
-Итак, назовите имя нашего гостя!
/ Его зовут -ПАРОЛЬЧИК/
-Почему «Парольчик»?
/Пароль – это тоже какой то код, это соответствует теме нашего урока/
-Посмотрите на слайд! /слайд№ 12 / Наш герой очень доволен вашей работой. Ведь вы помогли ему, Парольчик сможет найти себе друзей! Но что это за странные символы рядом с его изображением? Это тоже код. Он вам знаком? /
/Нет/
-Этот код придумала я. Из чего он состоит?
/Из геометрических фигур/
-Какое название можно дать моей кодировочной таблице?
/ «Геометрическая азбука», «Фигурная азбука»/
-Замечательно. Оказывается, каждый из вас может сам придумать свою кодировочную таблицу и дать ей название! Что можно использовать в виде символов?
/ силуэты животных, растений, рожицы, часы, ит.д./
-Пользуясь моей кодировочной таблицей, декодируйте имя героя. Работайте в группах. Кто быстрее?
7 .Итог урока.
— Что нового узнали на уроке?
— Что показалось трудным, с чем справились легко?
Я благодарю вас за активную работу.
8 . Домашнее задание . Придумать свою кодировочную таблицу. Закодировать любое слово.
Выучить определение понятия « декодирование информации». Слайд № 13/