Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение гимназия
Конспект урока информатики
в 4 классе
на тему
«Ветвление в алгоритме»
подготовила
Максименко Ольга Васильевна
г. Урай ХМАО-Югра Тюменская область, 2013
Тема урока: Простое и сложное меню
Дата: 11.10.13
Тип урока: урок повторения
Цель урока:
-
Образовательная: повторить понятие алгоритма, линейного алгоритма, алгоритма с ветвлением, отработать навыки решения задач по выполнению и составлению алгоритмов;
-
Развивающая: развивать умение работать в паре, аргументировано доказывать свою точку зрения, вести диалог, строить устно и письменно цепочку рассуждений, память, развивать логическое мышление;
-
Воспитательная: воспитывать дисциплинированность, усидчивость, аккуратное отношение к технике.
Материалы: презентация «Ветвление в алгоритме», папка с рабочими материалами из Единой коллекции ЦОР «Задания для практикума».
План урока:
-
Организационный момент (1 минута).
-
Актуализация знаний (13 минут).
-
Физкультминутка (2 минуты).
-
Упражнения (14 минут)
-
Подведение итогов (2 минуты).
-
Домашнее задание (1 минута).
-
Компьютерный практикум (7 минут).
Ход урока
1. Организационный момент
Приветственные слова учителя, перекличка.
2. Повторение
Ребята, в качестве разминки, мы с вами выполним несколько заданий. итак, первое, возьмите в руки тетрадь, ручку и выполните следующие действия (слайд 2):
Какое слово составила Совунья? (приз)
На очереди второе задание (слайд 3):
Что написал на карточке Крош? (слон)
А теперь последнее задание:
Какие букв были у Пина? (П и Ь)
Ребята, что общего было во всех этих трех заданиях?
Что такое алгоритм?
Что такое линейный алгоритм?
А теперь хочу предложить вам другое задание: « Угадайте известную поговорку или пословицу по данному предложению».
-
Если два дела делать, то ничего не получится. (За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь)
-
Если делать дело не торопясь, то быстрее его закончишь. (Тише едешь – дальше будешь)
-
Если не будешь трудиться, то не сваришь ухи. (Без труда — не вытянешь рыбки из пруда)
Ребята, скажите — а что общего у этих трех высказываний на экране? (Все они сформулированы с помощью слов ЕСЛИ … ТО…)
Как называется алгоритм, в котором есть эти слова?
Сформулируйте тему нашего урока! (слайд 6, запись темы в тетрадь)
Как вы можете определить цель нашего урока?
Давайте выполним упражнение для того чтобы вспомнить что такое ветвление (слайд 7):
К Крошу на ужин пришли все его друзья. Посмотрите на доску и ответьте на вопросы:
1. Найдите в таблице ситуации, в которых истинно условие ветвления на фрагменте схемы.
2. Как нужно записать условие ветвления, если «да» и «нет» на схеме поменять местами?
Мыс вами только что поработали с блок-схемой разветвляющегося алгоритма. Эта схема у вас перед глазами. Кто может сейчас сформулировать, что же такое алгоритм с ветвлением?
Скажите, перед вами полная или неполная форма ветвления? А в чем отличие полной формы?
Учитель еще раз проговаривает (слайд 8), ученики записывают определение в тетрадь:
Ветвление – это такая организация алгоритма, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения условия совершается либо одно, либо другое действие.
3.Физкультминутка
Пришло время немного размяться — физкультминутку нам поможет провести Копатыч (слайд 9).
-
Копатыч вышел в огород (ходьба на месте)
Посмотреть, что там растёт (наклон вперёд),
Огромной тыквы целый ряд (круг руками и присесть),
Красный толстенький томат (встать и надуть щёки — глубокий вдох и выдох, руки на поясе),
Тут — капуста (руки на поясе, наклон вправо), тут — картошка (наклон влево),
И укропчика немножко (наклон вперёд)!
4. Упражнения (работа в парах)
Учащиеся выполняют задания по теме «Ветвление в алгоритме» (см. в приложении). Учитель собирает тетради на проверку.
5. Подведение итогов
Давайте подведем итоги:
Чему сегодня был посвящен урок?
Что такое алгоритм с ветвлением?
Какие формы алгоритма с ветвлением бывают?
Как можно записать алгоритм с ветвлением?
6. Домашнее задание
Составить алгоритм для решения задачи:
«Из 3 монет одинакового достоинства одна фальшивая (более легкая). Как ее найти с помощью одного взвешивания на чашечных весах без гирь?» (ученикам раздаются карточки)
7. Компьютерный практикум
Папка на Рабочем столе «Компьютерный практикум».
Материалы единой коллекции:
-
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/4a5790e8-f7dd-48a1-9194-d0dd561ff002/%5BNS-INF_4-01-01-02%5D_%5BIM_235%5D.swf
-
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d91aae19-07dd-4aa4-9a69-f48adf552792/%5BNS-INF_4-01-01-02%5D_%5BIM_237%5D.swf
-
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/9761b5de-67b1-458c-863e-222b9d09ccc5/%5BNS-INF_4-01-01-02%5D_%5BIM_239%5D.swf
-
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/2c589e37-9f58-4726-94d6-38050c05c50e/%5BNS-INF_3-01-04%5D_%5BIM_160%5D.swf
-
http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/69b5d14e-e438-4357-95dc-41558a28da7e/%5BNS-INF_4-01-01-02%5D_%5BIM_238%5D.swf
Используемые источники:
-
Ветвление в алгоритме. Условие ветвления — http://alg121.narod.ru/1_16.html
-
Гипермаркет знаний. Типы алгоритмов. — http://school.xvatit.com/index.php?title=%D0%A2%D0%B8%D0%BF%D1%8B_%D0%B0%D0%BB%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%B8%D1%82%D0%BC%D0%BE%D0%B2
-
Горячев А.В., Суворова Н.И. Информатика. Учебник, 4 класс, часть 3 («Логика и алгоритмы»). — 2-е изд. — М.: Баласс, 2012. — 32 с., ил. (Образовательная система «Школа 2100»).
-
Доронина Л.А. Разветвляющийся алгоритм. Конспект урока для 9 класса — http://festival.1september.ru/articles/414846/
-
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов — http://school-collection.edu.ru/
-
Елхова И.В. Логопедические и логоритмические физкультминутки со Смешариками —
http://nsportal.ru/shkola/korrektsionnaya-pedagogika/library/logopedicheskie-i-logoritmicheskie-fizkultminutki-so