Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия №44
Конспект урока информатики в 4 классе
по теме «Виды алгоритмов по способу последовательности действий»
Подготовила
учитель начальных классов
высшей квалификационной категории
Смиренникова Ирина Сергеевна
г.Иваново 2011
Тип урока:
урок изучения нового материала.
Цель урока: знакомство с видами алгоритмов (линейным, с ветвлением)
Задачи урока
обучающие:
— формировать понятие алгоритм;
— формировать знания и умения составления алгоритмов;
— обучать поиску и исправлению ошибок в алгоритмах;
развивающие:
развивать алгоритмический стиль мышления;
развивать информационную культуру обучающихся;
развивать творческие способности учащихся;
воспитательные:
— воспитывать трудолюбие, любознательность.
Знания, умения и навыки, которые должны приобрести учащиеся в ходе данного урока:
Учащиеся должны:
иметь представление об алгоритме как о последовательности действий;
уметь описывать повседневную деятельность в виде алгоритма;
уметь составлять простейшие алгоритмы;
уметь находить и исправлять ошибки в алгоритме;
уметь выполнять простейшие операции на компьютере
План урока:
-
Организационный момент – 1мин.
-
Целеполагающий этап – 2-3мин.
-
Операционно-исполнительный этап – 20-25мин.
-
Компьютерный практикум, сам. работа – 8-10мин.
-
Рефлексивно-оценочный этап – 1-2мин
№ слайда
Деятельность учителя | Деятельность ученика |
-
Организационный момент |
| Встаём в круг, держась за руки «Я желаю тебе добра, Мы желаем друг другу добра. Если тебе будет трудно, я тебе помогу» «Если вам будет трудно, я вам помогу» |
-
Целеполагающий этап |
2. Определяют настрой на работу, в маршрутном листе раскрашивают фигуру: красный цвет — отлично, синий — хорошо, зелёный – волнуюсь. |
9
10
Мир алгоритмов очень разнообразен. Мы постоянно сталкиваемся с алгоритмами в различных сферах человеческой деятельности. Кулинарная книга – рецепты приготовления блюд. Любой прибор, купленный в магазине, снабжается инструкцией по его применению. Каждый водитель должен знать правила дорожного движения. Массовый выпуск автомобилей стал возможен только тогда. Когда был придуман порядок сборки машины на конвейере. Обычно мы выполняем привычные действия, не задумываясь. Предлагаю далее выбрать для себя способ работы: в группе или самостоятельно (карточки) Предлагаю вам составить алгоритмы для ребёнка, который не знает, как это выполнить
Индивидуально работают – индивидуальные доски, маркер, упаковки товара: коробки каш, пластырь, упаковка чая. Задание – найти алгоритм текстовый на упаковках товара, записать графически. В группах: на доске на боковых половинках расположить правильно последовательность шагов.
11
12 Проверка – слайд (На слайде – графический алгоритм)
При проверке спросить: какой результат получили?
Оцените на маршрутном листе, насколько хорошо вы построили алгоритм. В путь — к следующему этапу
Как бы вы назвали эти алгоритмы, когда описание действий записано в линию, действия выполняются однократно Начало: Налить воду Насыпать порошок Потереть Прополоскать Отжать бельё Повесить сушиться Конец Результат – выстирали бельё Начало: Взять пакет молока Открыть пакет молока Взять кружку Налить молоко в кружку Поднести ко рту Выпить молоко Конец Результат – выпили кружку молока составление
— Линейный алгоритм
Вывод: мы получили алгоритмы на естественном языке и блок-схему – это две разные модели одного и того же сложного действия. Линейный алгоритм – это вид алгоритма по последовательности исполнения команд
13
14 Нет, пожалуй, человека, который бы в детстве не любил слушать сказки. А как вы думаете, встречаются ли алгоритмы в сказках? Конечно, “да”. Все знают сказку “Репка”? Давайте посмотрим на фрагмент сказки, когда репку вытягивают все герои Дедка за репку
Бабка за дедку
Внучка за бабку
Жучка за внучку
Кошка за жучку
Мышка за кошку
Потянули и вытащили репку Вот, оказывается, как легко и просто мы с вами смогли выполнить поставленную задачу, т.е. вытащили репку. Вид алгоритма? Вспомним другой сюжет из русской народной сказки «Иван-царевич и серый волк. Царевич останавливается у развилки дороги и видит камень с надписью: «Направо пойдёшь – коня потеряешь, налево пойдёшь – сам пропадёшь…». Попробуем построить алгоритм. Подобная ситуация, заставляющая нас принимать решение в зависимости от некоторого условия, постоянно встречается в нашей жизни, в условии задачи есть слова «ЕСЛИ…, ТО…» Попробуем построить алгоритм решения задачи с условием.
Работа в группе 15
16 Проверка работы в группе
Как бы вы назвали этот алгоритм, когда дороги царевича разделились, разветвились, когда есть блок выбора, в котором один вход и два выхода?
— На каком уроке мы встречались с такими алгоритмами? Дети показывают индивидуальные доски, сверяем со слайдом
Заполняем схему маршрутного листа решили
-АЛГОРИТМ С ВЕТВЛЕНИЕМ -На уроках математики 17 -Какие виды алгоритмов по способу записи мы знали? — С какими видами алгоритмов мы сегодня познакомились? (прикрепить карточки на магнитной доске) — Текстовые и графические
— С линейным и с ветвлением. Это разные модели одного действия
18
Предлагаю прочитать об алгоритмах по последовательности исполнения команд в учебнике с. 122-125 и параллельно выполнить задание в тетради с. 33 № 8 или № 9 Проверить в №9 (один ученик на магнитной доске) Тетради сдать
Компьютерный практикум. Самостоятельная работа.Проверка маршрутных листов – на магниты на доску.
Вспомним слова Алисы: «Прежде чем что-нибудь делать, надо составить план”, Я желаю, чтобы дома при выполнении дом заданий вы планировали свою деятельность, и у вас всё получалось.
Список использованной литературы:
-
Информатика и ИКТ. Учебник для 4 класса. Матвеева Н.В, Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
-
Рабочая тетрадь для четвёртого класса. Матвеева Н.В, Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
-
Информатика и Матвеева Н.В, Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.
-
Информатика и ИКТ. 4 класс. Методическое пособие. Матвеева Н.В, Челак Е.Н., Конопатова Н.К., Панкратова Л.П., БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.