Учитель: Жиглатый Е.В. Класс: 9
Цель урока: Работа над понятием «алгоритм».
Задачи:
Образовательные:
— Рассмотреть проблему определения понятия «алгоритм»;
— Познакомить учащихся с понятием «алгоритм»;
— Рассмотреть виды алгоритмов;
— Изучить формы записи алгоритмов;
— Формирование навыков составления алгоритмов посредством команд (шагов);
— Научиться создавать алгоритмы.
Развивающие:
— Формирование устойчивой познавательной учебной деятельности:
— Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся;
— Развитие у школьников умения правильно излагать мысли;
— Развитие учебно-организационных умений: организовать себя на выполнение поставленной задачи, осуществлять самоконтроль и самоанализ учебной деятельности;
— Развитие навыков самостоятельной работы;
— Способствовать развитию коммуникативности;
— Развивать алгоритмическое, логическое мышление, память, внимание.
Воспитательные:
— Воспитать умение работать в группе;
— Способствовать формированию познавательного интереса к предмету, потребность пользоваться дополнительной литературой;
— Воспитывать этические нормы общения, дисциплинированность, ответственность.
Тип урока: изучение нового материала.
Материальное обеспечение:
мультимедиа проектор;
интерактивная доска;
презентация по теме;
План урока
Ход занятия | Содержание | Форма организации учебной деятельности | Время | |
1 | Организационный момент и постановка цели урока | Оценка внешнего вида, приветствие, готовность учащихся, кабинета и оборудования, цели урока, мотивация учебной деятельности. |
| 2 мин |
2 | Проверка знаний ранее изученного материала | Проверка знаний по предыдущей теме. Повторение правил по технике безопасности и правил поведения в кабинете информатики. | Опрос | 7 мин
1 мин |
3 | Изучение нового материала | Объяснение учителем новой темы | Эвристическая беседа | 15 мин |
4 | Самостоятельная работа | Создание алгоритма | Самостоятельная работа | 10 мин |
5 | Анализ и рефлексия | Подведение итогов урока |
| 3 мин |
6 | Инструктаж по домашнему заданию | Информация о домашнем задании и правила ее выполнения |
| 2 мин |
Ход урока:
1. Организационный момент и постановка цели урока
— Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодняшний урок будет посвящен изучению очень важного понятия в информатике, понятие — алгоритма.
2. Проверка знаний ранее изученного материала.
3. Изучение нового материала.
— Теперь запишите в тетрадь число и тему урока: «Понятие алгоритма».
Итак алгоритм – это заданная последованность действий, обязательно приводящая к результату.
Каждый из Вас обязательно использует алгоритмы в повседневной жизни. Около 97 % ваших действий – это заранее выработанный алгоритм.
Определения алгоритма
Итак, что же это такое алгоритм – попробуем разобраться. Ежедневно Вы ,просыпаясь утром, совершаете один и тот же алгоритм – «Приведение себя в порядок». Зачастую Ваше тело самостоятельно его выполняет, почти не используя для это мозговую активность. Итак представим такой алгоритм – Встал, почистил зубы, умылся, вытерся полотенцем – все алгоритм выполнен. Но если что то мешает выполнить алгоритм – например отсутствие воды в кране – включается ваше мышление. То есть выполнение алгоритма прекращается, и включается новый алгоритм с новыми условиями.
Ежедневно мы выполняем огромное количество алгоритмов, даже не задумываясь об этом. Ваше тело, легко обучается новым и новым алгоритмам – например если вы когда либо научились кататься на велосипеде, значит тело этого не забудет и автоматически применит алгоритм в следующий раз, когда вы захотите покататься.
Не все алгоритмы одинаковы – различают 3 основных типа алгоритмов — линейный, разветвленный и циклический. На доске вы видите все 3 типа, перечертите их в тетрадь. Также все действия можно описать с помощью специальных фигур – блок – схемы (на экране).
Пример создания торта:
Торт “Весна”
Для теста: 200 г маргарина, 200 г сметаны, 3 стакана муки, 1 ч.л. соли.
Для бисквита: 4 яйца, 1 стакан сахара, 1 стакан муки.
Для начинки: 1 стакан яблочного конфитюра, полстакана сахарной пудры.
Муку и масло положить в миску, порубить ножом, чтобы получилась маслянистая крупа, влить сметану, смешанную солью. И быстро замесить тесто. Разложить его на смазанный маслом противень ровным слоем, прижимая пальцами, поставить в хорошо нагретую духовку и слегка подрумянить. Затем вынуть. Смазать яблочной начинкой, сверху залить ровным слоем смеси для бисквита. Снова поставить в печь, убавив огонь. Когда бисквит зарумянится и пропечется, вынуть торт, и обсыпать сахарной пудрой.
Учитель: Чтобы приготовить торт нам нужно выполнить определенную последовательность действий, описанных в рецепте. А еще давайте вспомним правила решения квадратных уравнений.
Последовательность действий в этих двух примерах принято называть алгоритмом.
Основными свойствами алгоритмов являются:
1. Универсальность (массовость) — применимость алгоритма к различным наборам исходных данных.
2. Дискретность — процесс решения задачи по алгоритму разбит на отдельные действия.
3. Однозначность (определенность, детерминированность) — правила и порядок выполнения действий алгоритма имеют единственное толкование.
4. Результативность (конечность)- по завершении выполнения алгоритма обязательно получается конечный результат.
5. Понятность и выполнимость — результата алгоритма достигается за конечное число шагов.
Способы записи алгоритмов
Для записи алгоритмов используют самые разнообразные средства. Выбор средства определяется типом исполняемого алгоритма. Выделяют следующие основные способы записи алгоритмов:
-вербальный (словесный), когда алгоритм описывается на человеческом языке;
-псевдокоды, когда алгоритм описывается с помощью набора символов;
-графический (язык блок-схем), когда алгоритм описывается с помощью набора графических изображений.
— программа, тексты на языках программирования.
4. Самостоятельная работа.
Задача: Составить алгоритм «Уборка гостиницы».
Действия: Вытереть пыль, пропылесосить, помыть посуду в каждом номере.
Количество номеров и этажей неизвестно.
Рефлексия.
Дайте ответы на следующие вопросы:
Что нового мы изучили на уроке?
Зачем нужны алгоритмы?
Какую практическую значимость имеют полученные знания?
Что вам удалось сделать на уроке?
6. Инструктаж по домашнему заданию.
Домашнее задание:Составить алгоритм:
Выкопать картофель.
Действия: выкопать куст, в наличии 1 ведро и множество мешков, количество кустов картофеля неизвестно.