Конспект урока по теме «Алгоритм и его исполнители»
Фамилия, имя, отчество – Забелина Мария Владимировна
Место работы – Муниципальное общеобразовательное учреждение – средняя общеобразовательная школа № 4 имени В.Бурова
Должность – учитель информатики
Конспект урока по теме «Алгоритм и его исполнители»
(9 класс)
Цели: познакомить с понятием «алгоритм», организовать совместную деятельность по изучению свойств алгоритма и его исполнителей.
План урока.
-
Организационный момент (3 мин).
Приветствие обучающихся.
-
Самостоятельная работа учащихся по группам (10 мин).
Понятие алгоритма вводится через жизненные примеры: ре-
цепт какого-либо блюда, заваривание чая, расписание уроков, ре-
жим для, переход дороги по светофору, решение уравнения и т. п.
-
Для изучения свойств алгоритмов учитель организует ра-
боту учащихся таким образом, чтобы они сами их выявили. -
Класс делится на несколько групп. Каждая группа должна
составить подробную инструкцию для какого-либо действия:
заваривание чая, решение уравнения, переход дороги по свето-
фору и др. Инструкцию ученики оформляют на альбомных лис-
тах или ватмане (раздает учитель). -
Инструкции учащихся вывешиваются на доске и обсуж-
даются по следующим вопросам:
-
Что общего во всех инструкциях, алгоритмах? (Пошаговое
выполнение — свойство дискретности.) -
Что получается после выполнения алгоритма? (Конкрет-
ный результат — свойство результативности.) -
Можно ли один алгоритм, например инструкцию по зава-
риванию чая, применить для выполнения аналогичного дейст-
вия, например заваривания травяного сбора? (Свойство массо-
вости.) -
Все ли инструкции просты и понятны? (Свойство выпол-
нимости и понятности команд.) -
Все ли команды четко прописаны и в правильной последо-
вательности? (Свойство детерминированности.)
Определение алгоритма и свойства ученики записывают
в тетрадь.
-
Введение новых понятий (8 мин).
-
Понятия «исполнитель алгоритма» и «система команд ис-
полнителя» вводятся через проблемный диалог:
— Кто или что может выполнять различные алгоритмы? (Че-
ловек, автоматическая машина на заводе, робот, компьютер.)
-Что должен знать или уметь конкретный исполнитель?
(Команды и условия их применимости — систему команд.)
Ученики в тетради записывают определения.
-
Далее учитель рассматривает способы записей алгорит-
мов. Существует два способа: словесный — те инструкции,
которые учащиеся описывали на прошлом уроке, и графиче-
ский — блок-схемы.
Учитель на каком-либо примере алгоритма прошлого урока
рисует и объясняет назначение каждой блочной фигуры.
-
Для рассмотрения процесса формального исполнения алго-
ритма и понятия программы учитель организует фронтальный
опрос:
-
Каким может быть исполнение алгоритма?
-
Должен ли исполнитель задумываться над точностью и не-
обходимостью следующей команды? -
Какой исполнитель из перечисленных нами ранее можно
назвать универсальным? -
Для того чтобы компьютер мог выполнить алгоритм, в ка-
кой форме его надо представить?
Вводится понятие программы, и перечисляются системы
программирования.
-
Закрепление нового материала (10 мин).
Закрепление нового материала проходит в виде неболь-
шой практической (самостоятельной) работы по группам, кото-
рые были образованы на прошлом уроке. Учащиеся для своих
инструкций должны определить исполнителя, его систему ко-
манд и нарисовать блок-схему алгоритма.
-
Окончание изучения нового материала (9 мин).
В конце урока учитель вводит понятие исполнителя алго-
ритмов, обращаясь к созданным инструкциям: для кого написа-
ны алгоритмы, кто их может выполнять? Это понятие будет
опорным на следующем уроке.
-
Домашнее задание (3 мин).
Выучить основные определения по данной теме. Записать несколько примеров алгоритмов различного вида.