Тема урока: Арифметические выражения в системе программирования Gambas.

Форма урока: Урок — практикум.

Тип урока: Урок совершенствования знаний, умений и навыков, целевого применения усвоенного

Цели урока:

  • Разработать проект, который позволит выполнять арифметические действия над числами;

  • Научиться применять полученные знания к решению конкретной задачи;

  • Закрепление умений и навыков с помощью практических работ.

Задачи урока:

  • образовательная – знакомство учащихся с основными операциями и функциями в системе программирования Gambas; закрепление навыков создания графического интерфейса проекта; навыков установки значений свойств объектов графического интерфейса; навыков создания программного кода;

  • развивающая – формирование и развитие у учащихся умственной деятельности (обобщение, анализ, синтез, сравнение); развитие познавательного интереса к предмету; развитие умения планировать свою деятельность;

  • воспитывающая – воспитание самостоятельности, критичности и ответственности за выполняемую работу; повышение информационной культуры учащихся.

Средства обучения:

  • Учебники: Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 295 с.: ил..

  • Технические и программные средства: Персональные компьютеры с операционной системой Linux; мультимедиапроектор; интерактивная доска; объектно-ориентированный язык программирования Gambas.

  • Раздаточный материал: Практические работы для учащихся, опорные конспекты.

План урока.

1. Организационный момент.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Изучение нового материала.
4. Применение полученных знаний.
5. Выполнение практических заданий. Оценивание результата.

6. Домашнее задание.

6. Подведение итогов урока. Рефлексия.

Предварительная работа:

Релаксация «Мое настроение» (учащиеся обводят силуэт руки, пишут в нем слово – характеристика настроения; жмут друг другу руку с пожеланием на урок).

Ход урока

1. Организационный момент. (слайд 1)

Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь.

С усердием трудитесь!

Мне очень приятно видеть в ваших глазах лучики любознательности. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать.

Хочется вам пожелать, чтобы это радостное и творческое  состояние не покидало вас в течение всего урока.

Сегодня на уроке мы будем продолжать разрабатывать проекты в системе программирования Gambas и целью занятия, будет создание проекта «Калькулятор».

2. Актуализация опорных знаний. (слайд 2)

На прошлых уроках мы познакомились с понятием переменные, которые используются для хранения и обработки данных в программах.

1. Для начала вспомним, что такое переменная?

2. В чем состоит разница между типом, именем и значением переменной?

3. Какие основные типы переменных используются в языке программирования Gambas?

4. Почему рекомендуется объявлять переменные перед их использованием в программе?

Прежде, чем мы с вами перейдем к разработке своего проекта, я предлагаю вам выполнить следующее задание в виде Теста. (слайд 3)

(Индивидуальная работа учащихся за компьютерами). (Приложение 1)

В папке «Мои документы» — 9 класс — «Арифметические выражения в Gambas» находится Тест «Алгоритм». После выполнения задания, учащиеся сохраняют тест под своей фамилией и отправляют по локальной сети на компьютер учителя. (Приложение 2)

3. Изучение нового материала. (слайд 4)

Для разработки сегодняшнего проекта, нам необходимо знать основные операции и функции в системе программирования Gambas. Рассмотрим следующие таблицы (Опорные конспекты раздаются учащимся). (Приложение 3)

ОПЕРАЦИИ

+

Сложение

And

Логическое И

Вычитание

Eqv

Эквивалентность

*

Умножение

Imp

Импликация

/

Деление

Or

ИЛИ

^

Возведение в степень

Xor

Исключающее ИЛИ

Деление нацело

Not

Отрицание

mod

Деление по модулю

&

Соединение символов

ФУНКЦИИ (слайд 5)

ATN

Арктангенс

RND

Случайное число

SIN

Синус

ABS

Абсолютное число

COS

Косинус

SGN

Знак числа

TAN

Тангенс

FIX

Отсечение дроби

EXP

Экспонента

INT

Округление

LOG

Логарифм натуральный

STR

Преобразование числа в строку

SQR

Корень

VAL

Преобразование строки в число

Randomize

Генератор случайных чисел

Pi

Число

Дыхательная медитация. (слайд 6)

Сядьте ровно, расслабьтесь, закройте глаза.

Вы идёте по лесу. Вдох. Выдох.

Какой чистый воздух. Вдох. Выдох.

Вот елочка в снежном наряде. Вдох. Выдох.

Как красиво кругом. Вдох. Выдох.

Открываем глаза.

4. Применение полученных знаний.

Пример 1. (слайд 7)

По фрагменту программы определите, что будет напечатано на метке, в результате выполнения программы.

Dim A, B As Variant

C = SQR(A^2 + B)

Label1.Text = C

Пусть A = 2, B = 5

Ответ: С = 3.

Пример 2. (слайд 8)

Dim A, B As Variant

C = (A^2 + B^2)(3^2 + A*B)

Label1.Text = C

Пусть A = 3, B = 4

Ответ: С = 1.

Пример 3. (слайд 9)

Dim A, B, С As Variant

D = (3*A^2 – 4*B*C +2*SQR(C))/(6*B*C – 3*SQR(A*C))

Label1.Text = D

Пусть A, B, C равны 1.

Ответ: D = 1/3.

Прежде чем выполнить практические работы, необходимо провести физкультминутку (Музыкальное сопровождение). (слайд 10)

Упражнение для глаз «Летающий слоник». (слайд 11)

Упражнение «Глядя в небо» — для устранения вредных эффектов от неподвижного сидения в течение длительного периода времени. (слайд 12)

Практическая работа 1. (слайд 13)

Мы продолжаем разрабатывать проекты в системе программирования Gambas и следующим заданием будет – разработать проект «Калькулятор», который позволит производить 4 арифметических действия с числами (сложение, вычитание, умножение и деление), а также находить синус и квадратный корень. Цель работы – научиться вычислять с использованием четырех арифметических действий и математических функций в системе объектно-ориентированного и алгоритмического программирования.

(Учащиеся находят в учебнике практическую работу 4.3 на странице 242 и самостоятельно изучают ее).

Работа над проектом.

Разберем основные моменты создания нашего проекта.

1. Рассмотрим внимательно графический интерфейс. (К экрану вызывается ученик, который подробно комментирует создание графического интерфейса).

2. Ответьте на следующие вопросы:

— Какие управляющие элементы помещены на форму?

— Изменены ли значения свойств объектов графического интерфейса?

— Сколько программных кодов нужно будет создать для реализации событийных процедур?

Выполнение проекта.

1. Разместим на форме 2 текстовых поля, надпись Label1 для вывода результата и 6 командных кнопок.

2. Используя окно Свойства установим новые значения для каждого управляющего элемента:

Объект

Свойство

Значение по умолчанию

Новое значение

Form1

Caption

Form1

Калькулятор

Backcolor

Серый

Синий

Command1

Caption

Button1

+

Command2

Caption

Button2

Command3

Caption

Button3

*

Command4

Caption

Button4

/

Command5

Caption

Button5

Sin

Command6

Caption

Button6

Sqr

Text1

Text

Text1

Alignment

Left Justify

Right Justify

Font

MS Sans Serif, обычный, 8

MS Sans Serif, обычный, 18

Text2

Text

Text2

Alignment

Left Justify

Right Justify

Font

MS Sans Serif, обычный, 8

MS Sans Serif, обычный, 18

Label1

Caption

Label1

Font

MS Sans Serif, обычный, 8

MS Sans Serif, обычный, 18

3. Создание программного кода. (слайд 14)

PUBLIC SUB Button1_Click()

Label1.Text = Val(TextBox1.Text) + Val(TextBox2.Text)

END

Аналогично создать программные коды для вычитания, деления и умножения.

Программный код для вычисления синуса:

PUBLIC SUB Button5_Click()

Label1.Text = Sin(Val(TextBox1.Text))

END

Программный код для вычисления квадратного корня:

PUBLIC SUB Button6_Click()

Label1.Text = Sqr(Val(TextBox1.Text))

END

Дополнительное задание: (для сильных учеников) (слайд 15)

Доработайте программу так, чтобы калькулятор вычислял косинус, тангенс, возводил число в степень и добавьте кнопку выхода и очистки.

PUBLIC SUB Button7_Click()

Label1.Text = Cos(Val(TextBox1.Text))

END

PUBLIC SUB Button8_Click()

Label1.Text = Tan(Val(TextBox1.Text))

END

PUBLIC SUB Button9_Click()

Label1.Text = Val(TextBox1.Text) ^ Val(TextBox2.Text)

END

PUBLIC SUB Button10_Click()

TextBox1.Text = «»

TextBox2.Text = «»

Label1.Text = «»

END

PUBLIC SUB Button11_Click()

FTest.Hide

END

(Учащиеся сохраняют проект в своей папке под названием «Калькулятор»)

Релаксация «Улыбка». (слайд 16)

Сядьте поудобней, обопритесь на спинку стула.

(Включается медленная приятная музыка)

Ребята, посмотрите, друг на друга, улыбнитесь друг другу. Закройте глаза и послушайте меня:

Другой человек есть радость для тебя…

Окружающий мир есть радость для тебя…

Теперь откройте глаза и посмотрите вокруг (на природу).

Каждый из вас – всегда радость для другого…

Берегите себя и другого берегите…

Уважайте все, что есть на Земле.

Спасибо всем за работу, за то, что вы есть!

Спасибо.

Практическая работа 2. (слайд 17)

С помощью созданных вами калькуляторов, необходимо вычислить следующие значения выражений (Учащимся раздаются карточки разного уровня: Вариант А и для сильных учеников Вариант В). (Приложение 4)

Карточка 1

Вариант А

Найти сумму и разность следующих чисел:

  1. -425 + (-326) =

  2. 0.45 – (-0.23) =

  3. -425 – (-326) =

  4. 0.234 + 226.245 =

Найдите произведение и частное чисел:

  1. 364 * 45 =

  2. -486 * (-0.46) =

  3. 742 / 0.34 =

  4. 368 / (-0.24) =

Нахождение синуса:

sin(0.19) =

sin(1.46) =

sin(0.4) =

Вычисление квадратного корня:

sqr(144) =

sqr(625.25) =

sqr( 0.196) =

Карточка 1

Вариант В

Найти сумму и разность следующих чисел:

  1. -425 + (-326) =

  2. 0.45 – (-0.23) =

  3. -425 – (-326) =

  4. 0.234 + 226.245 =

Найдите произведение и частное чисел:

  1. 364 * 45 =

  2. -486 * (-0.46) =

  3. 742 / 0.34 =

  4. 368 / (-0.24) =

Нахождение синуса, косинуса и тангенса:

sin(0.19) =

sin(1.46) = sin(0.4) =

cos(0.19) =

cos(1.46) =

cos(0.4) =

tan(0.19) =

tan(1.46) =

tan(0.4) =

Вычисление квадратного корня:

sqr(144) =

sqr(625.25) =

sqr( 0.196) =

Возведение числа в степень:

23 ^ 25 =

0.24 ^ 3 =

647 ^ 0.35 =

Карточки сдаются учителю на проверку. (Приложение 5)

Гимнастика для глаз. (Перед проведением гимнастики нужно выключить мониторы). (слайд 18)

Мы сидим за монитором

Наблюдаем за курсором.

Вдруг курсор пропал с экрана

Посмотрели мы направо.

Нет курсора там, где право

Посмотрели мы налево.

Нет курсора, что же делать?

Мы посмотрим в уголок

Может его гномик уволок?

Посмотрели в потолок

Может спрятал паучок?

Снова включим монитор

Там когда – то был курсор.

Практическая работа 3. (слайд 19)

Создать проект «Линейное уравнение».

Общий вид линейного уравнения ax + b = 0. Сохранить проект в своей папке под названием «Линейное уравнение».

Проверить работу своих проектов по карточкам.

Карточка 2

A

B

Выражение

6

30

-5

4

10

-3

45

8

-4

24

68

(Один из учащихся выполняет данную работу на интерактивной доске). Проводится анализ результатов.

Домашнее задание. (слайд 20)

1. По учебнику (Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 295 с.: ил.) выучить §4.4.

2. Выучить опорный конспект.

3. Создать проект «Выражение», для функции Конспект урока по Информатике "Арифметические выражения в системе программирования Gambas" 9 класс и заполнить таблицу значений функции.

x

y

Выражение

3

4

— 2

6.2

8

10

— 3

5

2.5

— 0.1

Итог урока. Рефлексия. (слайд 21)

Итак, наш урок подходит к концу. Давайте проанализируем, что мы с вами сегодня успели сделать (Ребята по очереди выходят к интерактивной доске и заканчивают предложения, выбирая начало и конец фразы из рефлексивного экрана на доске).

На уроке я работал

активно

пассивно

Своей работой на уроке я

доволен

не доволен

Урок для меня показался

коротким

длинным

За урок я

не устал

устал

Мое настроение

стало лучше

стало хуже

Материал урока мне был

понятен

не понятен

Домашнее задание мне кажется

полезен

бесполезен

интересен

скучен

легким

трудным

Релаксация. (слайд 22)

«Мое настроение» (На обведенном у соседа силуэте кисти руки обводят силуэт своей руки, где пишут слово – похвалу своему однокласснику.

Спасибо всем за урок!

Список используемой литературы:

1. Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса/ Н.Д. Угринович. – 4-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2011. – 295 с.: ил..

2. Информатика. 9 класс: поурочные планы по учебнику Н.Д. Угриновича/авт.-сост. Л.В. Рябинина. — Волгоград: Учитель, 2007. — 204 с.: ил.

3. Информатика и ИКТ. 8-11 классы: методическое пособие/Н.Д. Угринович. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2010. – 187 с.: ил.

4. «Модернизация образовательного процесса в начальной, основной и старшей школе: варианты решения. Рекомендации для опытьно-экспериментальной работы школы./под ред.А.Г.Каспржак и др. – Национальный фонд подготовки кадров. Институт новых технологий образования. – М.: Просвещение, 2004г.

5. Соколова Л.А. «Рефлексивный компонент деятельности, как необходимое условие развития учителя и учащихся», журнал «Иностранные языки в школе» №1,2005г.

6. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе — М.: «Сентябрь», 1996.

Интернет-ресурсы:

1. http://metodist.lbz.ru/authors/informatika/1/ — Методическая служба. БИНОМ. Лаборатория знаний.

2. http ://linux .armd .ru /common /img /uploaded /files /UrokGambasLagunov .odt План-конспекты уроков Gambas .

3. http://animashky.ru/index/0-11 — Анимации.

4. http://ezhva-licey.ru/teachers/nmr/metodich_razrabotki/itogi_uroka/ — Подведение итогов урока. Рефлексия.

5. http://www.metod-kopilka.ru/ — Методическая копилка учителя информатки.

6. http://nsportal.ru/ — Социальная сеть работников образования.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here