МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЛИЦЕЙ №8 ИМЕНИ Н.Н. РУКАВИШНИКОВА Г.ТОМСКА

««Начинаем программировать на Turbo Pascal»

ПРЕДМЕТ — ОСНОВЫ ИНФОРМАТИКИ

ТЕМА — НАЧИНАЕМ ПРОГРАММИРОВАТЬ НА TURBO PASCAL

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ЗАНЯТИЯ — 2 УРОКА ПО 45 МИНУТ

КЛАСС — ДЕСЯТЫЙ

АВТОР: АНТОНОВА ЕКАТЕРИНА ЕВГЕНЬЕВНА,

УЧИТЕЛЬ ИНФОРМАТИКИ,

ВЫСШЕЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ КАТЕГОРИИ

Томск -2013

Цели: Познакомить и заинтересовать учащихся в изучении программирования на Turbo Pascal. Познакомить со средой Turbo Pascal. Изучить структуру программы, познакомить с основным оператором вывода Write. Выделить понятия структура программы.

Научить применять цветовое оформление результатов выполнения программы.

Задачи урока:

1. Образовательная

  • организовать деятельность учащихся по изучению начальных понятий Turbo Pascal

  • 2. Развивающие

  • развивать практические навыки по составлению программ в приложении Turbo Pascal;

  • формировать межпредметную связь;

  • развивать аналитические способности, внимание, мышление.

3. Воспитательные

  • способствовать обогащению внутреннего мира учащихся;

  • воспитывать чувство ответственности;

  • ответственное отношение к своему здоровью.

Требования к знаниям и умениям:

Учащиеся должны знать:

  • Запуск системы Турбо Паскаль;

  • Работу с интерфейсом программы;

  • Работу с меню (открыть, сохранить; создать новый файл);

  • Структуру программы;

  • Оператор вывода;

Учащиеся должны уметь:

  • Пользоваться ПК (найти и открыть систему Турбо Паскаль);

  • Работать с клавиатурой;

  • Пользоваться информационными ресурсами.

Программно-дидактическое обеспечение: ПК, проектор, плакат, программы PowerPoint , Turbo Pascal.

На уроке используются 2 презентации: презентация для учителя, где рассмотрены теоретические моменты темы (показ через проектор) и презентация для учеников, где представлены задания для работы ученикам (установлена на каждый компьютер).

Ход урока

Время работы

Задание

Организационный момент

(проверка готовности учащихся, работа с классным журналом – отметка отсутствующих, запись темы)

2 мин

Включить ПК, приготовить тетради.

Проверка домашнего задания

Учитель: На прошлом уроке мы с вами изучили основные понятия программирования, давайте их повторим.

Программирование — это раздел информатики, изучающий методы и приемы составления программ для компьютеров. Кроме того, программирование — это подготовка задачи к решению ее на компьютере.

Программа — это последовательность команд, понятных компьютеру.

Языки программирования — языки для записи программ для компьютеров. Это совокупность средств и правил представления алгоритма в виде, приемлемом для компьютера.

Оператор — выражение, обозначающее и описывающее какую-либо операцию.

Алгоритмический язык — это формальный язык, предназначенный для записи алгоритмов.

Системы программирования — это набор средств ввода, редактирования, трансляции и выполнения программ на ЭВМ.

Транслятор — это комплекс программ, обеспечивающий перевод программы, написанной на символическом языке, в совокупность машинных команд.

Компилятор — это транслятор, обеспечивающий перевод программы, написанной на алгоритмическом языке, в совокупность машинных команд без ее выполнения в компьютере.

Интерпретатор — это транслятор, обеспечивающий перевод каждой конструкции алгоритмического языка в машинные команды и одновременное выполнение этой конструкции в компьютере.

20 мин

Открыть презентацию Задание для работы на Рабочем столе вашего ПК и выполнить кроссворд, результат работы показать учителю.

Постановка целей урока

Для чего нужно программировать? Кто такие программисты, исполнители? Какие языки программирования вы знаете?

(ответы учащихся)

5 мин

Рассмотреть плакат Приложение №1

Изложение нового материала

(проектор, презентация)

  1. История создания языка Турбо Паскаль (слайд 1)

  2. Запуск системы Турбо Паскаль.

Учитель: Система программирования Турбо Паскаль представляет собой комплекс, содержащий ряд файлов, но как и в любом программном комплексе, в ней имеется один головной файл, запускающий ее на выполнение. Этот файл называется turbo.exe.

  1. Знакомство со средой Турбо Паскаль (слайд 2)

Учитель: После успешного запуска системы программирования вы уведите на экране исходный экран системы. Под управлением ОС Windows система программирования может работать либо в полноэкранном режиме, либо в оконном занимая только часть экрана компьютера.

  1. Строка меню (слайд 3)

Учитель: Всего основное меню Турбо Паскаль содержит 10 разделов:

File — операции с файлами (новый, открыть, сохранить,…)

Edit –редактирование исходного текста (отменить действие, вырезать, копировать, вставить, очистить…)

Search – поиск и замена группы символов в тексте

Run – компиляция программы с запуском ее на выполнение

Compile — компиляция программы без запуска ее на выполнение

Debug –отладка программы (поиск ошибок и просмотр результатов ее выполнения)

Tools – работа с внешними программами

Options –настройка параметров системы программирования

Windows – операции с окнами

Help – справка

  1. Создание файла новой программы (слайд 4)

  2. Сохранение файла с программой (слайд 5)

  3. Редактирование текста программы (слайд 6)

Ctrl Del –очистить; Ctrl Y – удалить 1 строку программы;

Shift Del – вырезать и поместить в буфер обмена;

Ctrl Ins – копирование фрагмента в буфер обмена;

Shift Ins – вставка фрагмента из буфера обмена.

  1. Работа с окнами (слайд 6)

Для управления расположением окон на экране, их размерами, а также для перехода между окнами используются команды меню Window. Команды этого меню располагают окна на экране двумя различными способами: каскадом Cascade и черепицей Tile.

18 мин

Открыть папки: Мой компьютер –Локальный диск Д- старшие классы- Паскаль – BINturbo.exe

Основные моменты лекции записать в тетрадь

Нажмите сочетание клавиш Alt Enter— переход от оконного режима в полноэкранный Кликните мышкой по меню File, затем Edit,

Run и Compile.

Основные моменты записать в тетрадь

Практическая работа

Задание для работы №1 (слайд 7)

5 мин

В презентации Задание для работы, выполните работу №1

Изложение нового материала

(проектор, презентация)

  1. Синтаксис языка Паскаль (слайд 8,9)

  2. Вывод данных (слайд 10)

Структуру языка записать в тетрадь

Практическая работа

Задание для работы №2 (слайды 11,12)

Учитель раздает (памятку №1 приложение №3) учащимся, проговариваются основные моменты

10 мин

В презентации «задание для работы», выполните работу №2

Изложение нового материала

(проектор, презентация)

  1. Цветовое оформление результатов выполнения программы (слайды 13,14)

Учитель раздает памятку №2 учащимся, проговариваются основные моменты

2 мин

Практическая работа

Задание для работы №3 (слайд 15)

20 мин

В презентации Задание для работы, выполните работу №3

Домашнее задание

Уровень знания: знать структуру программы, выучить текст памяток №1 и №2.

Уровень понимания: Составить программу, которая выводила бы на экран компьютера треугольник зеленого цвета, составленный из символов *. Вершину треугольника должна составлять одна звездочка, на следующей строке должно быть три звездочки, на третьей – пять и так далее вплоть до основания треугольника, составленного из 15 звездочек.

Творческий уровень: Составить программу, в которой применяется оператор вывода и цветовое оформление.

3 мин

Итоги урока

Учитель проводит фронтальный обзор основных этапов урока, оценивает работу класса, называет учеников отличившихся на уроке, выставляет оценки ученикам в журнал.

2 мин

Рефлексия

Ученикам раздается «ступенька знаний»

Учитель: С начала урока вы все находились перед началом пути к знаниям системы Турбо Паскаль. Прошло 2 урока покажите, на какой ступеньке вы находитесь сейчас. Если у вас знания выше дорисуйте ступеньки.

2 мин

Приведите в порядок свои рабочие места, закройте все активные программы.

Спасибо за урок!

На перемене учитель анализирует урок, записывая в тетрадь учета устранения пробелов:

  1. Выполнена ли поставленная цель;

  2. Справились ли дети с работой;

  3. Ошибки;

  4. Кто на уроке не работал;

  5. % подсчет «ступенек знаний»

Приложение №2

Используемая литература:

  1. В.Б.Попов «Turbo Pascal» для школьников.

  2. Н.Культин «Turbo Pascal» в задачах и примерах

  3. «Информатика и информационные технологии». Учебник для 10-11 классов/ Н.Д.Угринович.

Приложение

Памятка №1

  1. Инструкция write и writeln предназначены для вывода на экран монитора сообщений и значений переменных;

  2. Одна инструкция write или writeln может вывести на экран значение нескольких переменных и (или) несколько сообщений;

  3. WRITE ( ‘V1,V2..’); — выводит на экран монитора список вывода.

  4. WRITELN(‘R’) – выводит R и переместит курсор в начало следующей строки, следующий вывод начнётся с новой строки.

  5. WRITELN; — без параметров вызовет перевод курсора на следующую строку, так при выводе делаются пустые строки.

  6. Оператор вывода выглядит так: writeln (‘ текст’);

  7. Оператор вывода результата выглядит так: writeln (‘ текст’, имя переменной);

  8. WRITE(V:10); — значение переменной V появится в 10 колонке.

Памятка №2

Black

Черный

Blue

Синий

Green

Зелёный

Cyan

Голубой

Red

Красный

Magenta

Фиолетовый

Brown

Коричневый

LightGray

Светло-серый

DarkGray

Темно-серый

LightBlue

Ярко-синий

LightGreen

Ярко-зелёный

LightCyan

Ярко-голубой

LightRed

Розовый

LightMagenta

Малиновый

Yellow

Желтый

White

Белый

процедура

смысл

TextColor (цвет)

Выбор цвета текста

TextBackground (цвет)

Выбор цвета фона под текстом.

ClrScr

Очистка экрана.

GotoXY(12,12)

Поместить курсор в 12-й столбец, 12-й строки.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here