Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8 г. Петровска
Саратовской области»
Конспект урока по информатике и ИКТ
в 9 классе
«Линейные алгоритмы»
подготовила
учитель информатики и ИКТ
Артёмова Елена Владимировна
г. Петровск
2011
Второй урок по данной теме.
Тема урока: «Линейные алгоритмы»
Цели: 1) учебная – применение программы Turbo Pascal для решения задач на компьютере. Закрепление понятия «линейный алгоритм».
2) развивающая — формирование логического стиля мышления, умение сравнивать и анализировать;
3) воспитательная — воспитание внимания, взаимопомощи и нравственных качеств.
Требования к знаниям и умениям:
Учащиеся должны знать:
— основные понятия и определения темы «Линейные алгоритмы»,
— структуру программы на языке Паскаль.
Учащиеся должны уметь:
— составлять алгоритмы в виде блок-схемы,
— разрабатывать и выполнять программы,
— записывать арифметические выражения на языке Паскаль.
Тип урока: урок закрепления изученного материала.
Оборудование: ПК, интерактивный комплекс, карточки с заданиями.
I этап – Орг.момент (3 мин)
Учитель. Здравствуйте ребята! Сегодня у нас с вами пройдет урок закрепления темы «Линейные алгоритмы». Мы будем решать задачи, и отвечать на вопросы.
-
Тема нашего урока: «Линейные алгоритмы». ( слайд 1)
Скажите, пожалуйста, что такое алгоритм?
Что такое линейный алгоритм?
Что такое программа?
Учащиеся:
Учитель. Все программы, с которыми мы работаем на компьютере, написаны на каком либо языке программирования. Каждая программа состоит из множества мелких задач. Эти задачи мы с вами и учимся решать.
-
Сегодня на уроке мы закрепим понятие линейного алгоритма на основе решения задач.
II этап – Актуализация опыта учащихся. (4 мин)
1.«Подбери верное» — подобрать данным объектам-понятиям правильные служебные слова языка программирования Pascal. Работа в парах.
-
Раздел объявления переменных
begin
Начало программы
end
Заголовок программы
readln
Оператор ввода
var
Операция присваивания
:=
Конец программы
program
Оператор вывода
writeln
(слайд 2)
2. Запишите на языке Pascal следующие выражения: (индивидуальная работа).
(5 мин)
Вариант I (слайд 4)
Вариант II (слайд 5)
3. Задание на карточках. Работа в парах. (4 мин)
Вариант I
Чему равна переменная с после выполнения алгоритма:
с:= 8;
b:= c*2/4;
c:= b/2.
Вариант II
Чему равна переменная с после выполнения алгоритма?
c:= 5;
b:=c*4/2;
c:= b*3.
Проверяем правильность выполнения заданий. (4 мин)
-
(слайд 3)
Раздел объявления переменных
var
Начало программы
begin
Заголовок программы
program
Оператор ввода
readln
Операция присваивания
:=
Конец программы
end
Оператор вывода
const
Раздел объявления постоянных
writeln
-
(слайд 6)
(слайд 7)
(sqr(x) + sqr(y))*x*y | |
| (sqr(x) + sqr(y))/(x*y) – 1/(x – y) |
| cos(x)/(x+ (x – y)*(x – y)*(x — y)+sqr(y)) |
| sqrt(3*x) – 5*cos(x) |
3) c=2; (вариант I) (слайд 8)
c=30. (вариант II) (слайд 9)
III этап. Применение знаний и закрепление изученного. (5 мин)
Составьте алгоритм и напишите программу вычисления длины и площади окружности, если известен ее радиус.
-
Что такое окружность? Что называют кругом?
-
Напишите формулы вычисления длины окружности и площади круга.
-
Как записать на языке Pascal число пи.
-
В каком разделе программы записываются постоянные величины?
Учащиеся: Все точки, удаленные от одной точки (центра окружности) на одинаковое расстояние, называются окружностью.
Часть плоскости, состоящую из всех точек окружности и всех точек, лежащих внутри окружности, называют кругом.
С= 2πR; S=πR2
На языке Pascal число π записывается в таком виде: Pi;
Константа – это постоянная величина, значение которой не может изменяться. Записываются постоянные величины в разделе объявления констант.
Работа у доски
Составим алгоритм данной задачи. (слайд 10)
Прежде чем приступить к работе на компьютере, давайте вспомним основные правила ТБ (фронтальный опрос)
Ученики: не трогать провода, розетки, соблюдать осанку, расстояние до монитора не менее 65см, руки опираются на предплечья. (2 мин)
Составим программу. Индивидуальная работа за компьютерами. (10 мин)
program okrugnost;
uses crt;
var c,s,r: real;
begin
write(‘r =’);
read(r);
c:=2*Pi*r;
s:=Pi*sqr(r);
writeln(‘c=’,c:8:2,’ s=’,s:8:2);
end.
Проверка программы (слайд 11) (3 мин)
Домашнее задание. Составьте программу нахождения площади прямоугольника.
(слайд 12) (1 мин)
IV этап – Подведение итогов. (слайд 13) (4 мин)
Мы с вами закрепляли сегодня новую тему «Линейные алгоритмы».
-
Что же такое алгоритм? Линейный алгоритм?
-
В каком виде можно записывать алгоритмы?
-
Что такое программа?
-
Скажите, из каких основных разделов состоит программа на языке Pascal?
-
Назовите этапы решения задач на компьютере.
-
Назовите основные блоки блок схемы.
Я благодарю вас за урок. Урок окончен.
Список литературы:
-
Информатика и ИКТ: учебник для 9 класса / И.Г. Семакин, Л.А. Залогова, С.В. Русаков, Л.В. Шестакова. – 3-е изд. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний 2010.
-
Паскаль для школьников. /Д.М. Ушаков, Т.А. Юркова – СПб.: Питер, 2010.
-
http://www.mgtub.ru/dir/cat32/subj183/file480/view9472.html
-
Turbo Pascal 7.0. Изучаем на примерах./В.М. Пестриков, А.Н. Маслобоев – 2-е изд., — СПб.: Наука и Техника, 2004.
-
http://www.kolomna-school7-ict.narod.ru/Glava06.htm