Информатика, 9 класс

Урок 36. Повторение по теме «Кодирование и обработка числовой информации»

Цель урока: Повторение и закрепление знаний по теме «Кодирование и обработка числовой информации. Системы счисления»

Развитие мышления, умения применять полученные знания при решении нестандартных задач.

Активизация взаимодействия между учениками, стимулирование интереса учащихся к предмету.

Оборудование: компьютеры со стандартным набором ПО, презентация

Ход урока

  1. Организационный момент. (слайд 1)

  2. Повторение изученного материала (используя презентацию). Разбор допущенных ошибок в контрольной работе.

  1. Продолжите предложения: (слайд 2)

  • Система счисления – это …

  • Основание системы счисления – это …

  • Системы счисления бывают …

  • В троичной системе счисления основание равно …

  • Позиционная система счисления отличается от непозиционной …

  • Числовая информация в памяти компьютера представлена в виде…

  1. Вычеркните недопустимые записи и объясните, почему вы так считаете. (слайд 3)

  1. Какое число записано римскими цифрами? (слайд 4)

  • MXLVII (= 1047)

  • MLXVII (= 1067)

  • MXLIV (= 1044)

  • MLXIV (= 1064)

  • MMXXLVIII (= 2038)

  • Запишите дату сегодняшнего урока с помощью римских цифр. (XXIII.I.MMXII)

  1. Перевод чисел в десятичную систему счисления. (слайд 5)

Правило Для того чтобы число из любой системы счисления перевести в десятичную систему счисления, необходимо его представить в развернутом виде и произвести вычисления.

Пример1. Перевести число 1101102 из двоичной системы счисления в десятичную.

Решение:

5 4 3 2 1 0

1 1 0 1 1 0 2 = 1*25 + 1*24 + 0*23+1*22+1*21+0*20 = =32+16+4+2=5410

Ответ: 1101102 = 5410

Пример2. Перевести число 101,012 из двоичной системы счисления в десятичную.

Решение:

2 1 0 -1 -2

1 0 1, 0 1 2 = 1*22 + 0*21 + 1*20+0*2-1+1*2-2 =4+0+1+0+0,25=5,2510

Ответ: 101,012 = 5,2510

  1. Перевод чисел из десятичной системы счисления в другую. (слайд 6)

Правило перевода целых чисел из десятичной системы счисления в систему с основанием q:

  1. Последовательно выполнять деление исходного числа и получаемых частных на q до тех пор, пока не получим частное, меньшее делителя.

  2. Полученные при таком делении остатки – цифры числа в системе счисления q – записать в обратном порядке (снизу вверх).

Пример1. Перевести 2610 в двоичную систему счисления. А10→А2

Решение:

Ответ: 2610=110102

Перевод дробных чисел из десятичной системы счисления в другую.

Правило перевода дробных чисел из десятичной системы счисления в систему с основанием q:

  1. Последовательно выполнять умножение исходного числа и получаемых дробные части на q до тех пор, пока дробная часть не станет равна нулю или не достигнем требуемую точность.

  2. Полученные при таком умножении целые части — числа в системе счисления q – записать в прямом порядке (сверху вниз).

Пример 2. Перевести 0,562510 в двоичную систему счисления. А10→А2

Решение:

Ответ: 0,562510=0,10012

Примечание: Процесс умножения может продолжаться до бесконечности. Тогда его прерывают на некотором шаге, когда считают, что получена требуемая точность представления числа

  1. Продолжите предложения: (слайд 7)

  • Электронные таблицы позволяют обрабатывать большие массивы … (числовых данных)

  • Принципиальным отличием электронной таблицы от обычной является … возможность автоматического пересчёта задаваемых по формулам данных при изменении исходных ()

  • Программа Microsoft Office Excel предназначена для работы … (с электронными таблицами)

  • Графическое изображение, дающее наглядное представление о соотношении каких-либо величин называется … (диаграммой)

  • Символ $ в записи имени ячейки С$4 означает … (В адресе не будет меняться только номер строки)

  • Символ $ в записи имени ячейки $С4 означает … (В адресе не будет меняться только номер столбца)

  • Символ $ в записи имени ячейки $С$4 означает …(В адресе не будет меняться ни номер столбца, ни номер строки)

  1. Может ли такое быть? (слайд 8)

У меня 100 братьев. Младшему 1000 лет, а старшему 1111 лет. Стар­ший учится в 1001 классе.

  1. Решите задачу двумя способами: (слайд 9)

В классе 11102 мальчиков и 11012 девочек. Сколько учеников в классе (ответ выразить в десятичной системе счисления)?

Решение.

1 способ: 11102 + 11012 = 110112

110112=2710

2 способ: 11102 = 1410

11012 = 1310

1410 + 1310 = 2710

  1. Какое из чисел 1100112, 358 и 1В16 является: (слайд 10) (51, 29, 27)

а) наибольшим; (1100112)
б) наименьшим? (1В16)

  1. Сравните: (слайд 11)

  • 10010112 и 4В16 (75 = 75)

  • 111012 и 378 (29 и 31)

  • 1110112 и 1А16 (59 и 26)

  1. Работа с электронными таблицами. (слайд 12)

Выполнить практическую часть (зачетный график) в приложении Microsoft Office Excel, следуя указаниям варианта.

Вариант 1

  1. Построить график функции y= x3+2x на отрезке [-2;2] с шагом h=0,5

  2. Установить параметры страницы и размеры графика таким образом, что бы все поместилось на одном листе альбомной ориентации.

  3. Создать колонтитулы для данного листа (Вид►Колонтитулы…):

    1. Верхний колонтитул слева: график функции y= x3+2x

    2. Нижний колонтитул в центре: ваши Ф.И.О. и дата

  4. Сохранить в своей папке под именем Зачетный график

  5. Показать результат преподавателю

Вариант 2

  1. Построить график функции y=3 +1 на отрезке [-1;2] с шагом h=0,25

  2. Установить параметры страницы и размеры графика таким образом, что бы все поместилось на одном листе альбомной ориентации.

  3. Создать колонтитулы для данного листа (Вид►Колонтитулы…):

    1. Верхний колонтитул слева: график функции y=3 +1

    2. Нижний колонтитул в центре: ваши Ф.И.О. и дата

  4. Сохранить в своей папке под именем Зачетный график

  5. Показать результат преподавателю

Вариант 3

  1. Построить график функции y=3 – 1,5х + 3 на отрезке [-5;4] с шагом h=1,5

  2. Установить параметры страницы и размеры графика таким образом, что бы все поместилось на одном листе альбомной ориентации.

  3. Создать колонтитулы для данного листа (Вид►Колонтитулы…):

    1. Верхний колонтитул слева: график функции y=3 – 1,5х + 3

    2. Нижний колонтитул в центре: ваши Ф.И.О. и дата

  4. Сохранить в своей папке под именем Зачетный график

  5. Показать результат преподавателю

Вариант 4

  1. Построить график функции y=3 +1 на отрезке [-1;2] с шагом h=0,25

  2. Установить параметры страницы и размеры графика таким образом, что бы все поместилось на одном листе альбомной ориентации.

  3. Создать колонтитулы для данного листа (Вид►Колонтитулы…):

    1. Верхний колонтитул слева: график функции y=3 +1

    2. Нижний колонтитул в центре: ваши Ф.И.О. и дата

  4. Сохранить в своей папке под именем Зачетный график

  5. Показать результат преподавателю

  1. Подведение итогов урока (оценки за работу на уроке и за практическую часть)

  2. Домашнее задание – нет.

4

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here