• Копылова Татьяна Николаевна

МБВСОУ В(С)ОШ г.Сухой Лог Свердловской области

Учитель математики и информатики

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

проекта

Тема:

«Компьютер – друг или враг?»

Предмет

«Информатика и ИКТ»

11 класс

Составила:

Т.Н.КОПЫЛОВА — учитель информатики высшей квалификационной категории

г. Сухой Лог

2014 год

Пояснительная записка

На конкурс представлена методическая разработка по предмету «Информатика и ИКТ» на тему «Компьютер – друг или враг?». Автор: Копылова Татьяна Николаевна, учитель математики и информатики Муниципального бюджетного сменного общеобразовательного учреждения «Вечерняя (сменная) общеобразовательная школа», город Сухой Лог Свердловской области.

Методическая разработка предназначена для проведения учебного проекта по предмету «Информатика и ИКТ» в 11 классе, дидактические материалы — для санитарно-гигиенического просвещения в учебных заведениях.

Компьютеры прочно заняли свое место в жизни каждого школьника. Они стали настолько обыденными, что невольно забываются связанные с их использованием опасности. Как и любое достижение прогресса, компьютер является источником негативного воздействия на школьника, наносит колоссальный вред его здоровью, и при неправильном применении может привести к развитию профессиональных заболеваний.

Цель учебного проекта:

Привлечь внимание учащихся к  проблеме вредного воздействия компьютера на здоровье человека.

Задачи:

1. Вовлечь учащихся в проектную и исследовательскую деятельность.

2. Создать условия для развития у учащихся универсальных учебных действий:

познавательных (логические учебные действия, постановка и решение проблемы)

регулятивных (организация своей учебной деятельности)

коммуникативных (социальная компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.)

личностных (ценностно-смысловая ориентация обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения), ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях)).

3. Привлечь учащихся к использованию электронных образовательных ресурсов.

4. Организовать работу учащихся с сервисами Web2.0 (совместные документы, презентации).

5. Продолжить работу по формированию у учащихся представления о себе как о здоровом человеке.

Планируемые результаты:

предметные:

в ходе выполнения учебного проекта учащиеся приобретут опыт по получению знаний о влиянии компьютера на человека в процессе проектировочной деятельности, получат систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

метапредметные:

обучающиеся освоят универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные, личностные, коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

личностные:

учащиеся будут готовы к саморазвитию, у них будет сформирована мотивация к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; у обучающихся будут развиты умение получения, обработки и передачи информации с помощью информационно-коммуникационных технологий; умение публичного выступления (защита проекта).

Целесообразность использования электронных образовательных ресурсов:

Используемые ЭОР способствуют развитию у обучающихся информационной компетенции; развивают самостоятельность, навыки участия в коллективной проектной деятельности, работы в группе, поисковую деятельность.

При проведении проекта прослеживаются внутрипредметные и интегрированные межпредметные связи с биологией, экологией, физической культурой, основами безопасности жизнедеятельности, обществознанием, физикой.

В структуру проведения проекта входят: организация и актуализация знаний; выполнение учебного проекта; представление учащимися выполненной работы; подведение итогов.

К методической разработке прилагаются:

  • Обобщенная мультимедийная презентация «Компьютер – друг или враг?», разработанная учениками

  • Буклет, выполненный учащимися «Влияние компьютера на здоровье человека»

  • Фотографии с урока

  • Тексты выступлений специалистов (специалист СЭС, врач-гигиенист, офтальмолог, хирург, терапевт, невропатолог, акушер-гинеколог, педиатр, психиатр, психолог, массажист, специалисты ЛФК), подготовленные учащимися

  • Методическая разработка конференции «Влияние компьютера на здоровье человека».

Выбор учителем такой формы как подготовка учебного проекта позволяет учитывать интересы школьников, выступает как эффективное средство создания мотива к общению, способствует реализации коммуникативной компетенции. Мероприятие реализует одно из направлений Национального проекта в сфере здравоохранения — профилактика заболеваний и направленность на здоровый образ жизни.

Подготовленные в ходе учебного проекта методические и дидактические материалы можно использовать как для проведения внеаудиторного занятия по предмету «Информатика и ИКТ» в 10 – 12 классах, так и для проведения тематических классных часов в 9-12 классах и для санитарно-гигиенического просвещения в учебных заведениях.

Данная форма используется мною в практике на протяжении двух лет. Как показали результаты опросов учеников старших классов нашей школы, проведение учебного проекта «Компьютер – друг или враг?» вызывает большой интерес, способствует раскрытию правильного использования компьютера в жизни человека, формированию представления о себе как о здоровом человеке.

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ВНУТРИПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Архитектура ЭВМ

Конспект урока по Информатике "Компьютер – друг или враг?" 11 классВлияние компьютера

Текстовый редактор

Конспект урока по Информатике "Компьютер – друг или враг?" 11 классна здоровье

Конспект урока по Информатике "Компьютер – друг или враг?" 11 классчеловека

Электронные таблицы

Программа презентаций

Конспект урока по Информатике "Компьютер – друг или враг?" 11 класс

ИНТЕГРИРОВАННЫЕ МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Конспект урока по Информатике "Компьютер – друг или враг?" 11 класс

Биология

Конспект урока по Информатике "Компьютер – друг или враг?" 11 класс

Экология

Конспект урока по Информатике "Компьютер – друг или враг?" 11 класс

Обществознание

Влияние компьютера

Конспект урока по Информатике "Компьютер – друг или враг?" 11 классКонспект урока по Информатике "Компьютер – друг или враг?" 11 классна здоровье

человека

Основы безопасности жизнедеятельности

Физическая культура

Оснащение:

  1. Компьютер

  2. Мультимедийный экран

  3. Проектор

ПЛАН ПРОЕКТА

Организационный этап.

Выявление интересов детей и формулировка проблемы.

Подготовительный этап:

1. Выбор темы, формулировка целей проекта и формирование групп учащихся.

2. Распределение задач каждой группы и установление сроков выполнения проекта, составление плана работы группы. Распределение задач по группам, обсуждение методов исследования, поиска информации, творческих решений.

3. Определение основных источников информации.

Практический этап:

1. Сбор информации по теме и систематизация собранного материала по тематическим группам: для создания буклета; для создания презентации

2. Сбор, подготовка и оформление результатов работы в виде сообщений, докладов, презентаций

3. Защита проектов на конференции.

Заключительный этап:

1. Оформление портфолио проекта.

2. Рефлексия всех участников.

3. Обозначение новых проблем для дальнейшего развития.

Подготовительный этап:

1. Выбор темы, формулировка целей проекта и формирование групп учащихся.

2. Распределение задач каждой группы и установление сроков выполнения проекта, составление плана работы группы. Распределение задач по группам, обсуждение методов исследования, поиска информации, творческих решений.

3. Определение основных источников информации.

Учитель совместно с учащимися 11 класса определяет тему проекта «Компьютер – друг или враг?». Работа над темой будет продолжаться в течение месяца. Учащиеся по желанию распределяются на группы и организуют деятельность групп для решения задач.

Группы:

  • Хирурги

  • Педиатры

  • Акушеры-гинекологи

  • Невропатологи

  • Терапевты

  • Офтальмологи

  • Психологи

  • Врачи-гигиенисты

  • Психиатры

  • Специалисты СЭС

  • Специалисты ЛФК

  • Художники

Учитель раздает учащимся «Памятку работы в группе» (Приложение №1).

Учитель предлагает учащимся план деятельности по работе над проектом. В каждой группе распределяются задания между учениками:

Хирурги, педиатры, акушеры-гинекологи, невропатологи, терапевты, офтальмологи, психологи, врачи-гигиенисты, психиатры, специалисты СЭС:

  • Поиск информации в сети Интернет и справочной литературе и создание текстового документа.

  • Подбор иллюстраций по теме

  • Разработка презентации в MS PowerPoint с помощью сетевых технологий

  • Подготовка буклета в MS Publisher

Специалисты ЛФК:

  • Поиск в Интернете упражнений для физкультминутки для пользователей ЭВМ

  • Показ упражнений классу

Художники:

  • Создание рисунка в Paint «Игроман 21 века»

Учитель раздает всем учащимся Инструкционную карту по созданию учебной презентации “Влияние компьютера на здоровье человека” (Приложение №2)

Всем учащимся предлагается ознакомиться с документом «Перечень сайтов для подготовки текстового документа, презентации» (Приложение №3). Данный документ содержит перечень электронных образовательных ресурсов по теме проекта со ссылками и скриншотами. Каждый ученик может открыть документ на компьютере.

Практический этап:

Все учащиеся, работая за компьютерами в компьютерном классе во внеурочное время, дома, используя сеть Интернет, справочную литературу, выполняют предложенные им задания в сервисах Веб2.0:

— готовят выступления специалистов через работу с совместными документами, заполняют таблицу (Приложение №4),

— составляют мультимедийные презентации через создание совместной презентации (Приложение №5),

— разрабатывают буклеты (Приложение №6).

Затем, работая в группах, обсуждают выполненную работу, корректируют, вносят изменения в презентацию, в выступления специалистов (Приложение №7). Выбирают по желанию, кто из учеников будет представлять результаты проделанной работы на конференции, составляют выступление для докладчика.

Защищают проекты на конференции «Влияние компьютера на здоровье человека» (Приложение №8).

Заключительный этап:

Результаты работы над проектом оформляются в портфолио проекта https://sites.google.com/site/portfoliodostizenijkopylovojtn/ucebnye-proekty.

Осуществляется рефлексия всех участников. Обозначаются новые проблемы для дальнейшего развития.

ЛИТЕРАТУРА:

  1. Гохберг Г.С. Информационные технологии, М., Академия, 2006.

  2. Демирчоглян Г. Компьютер и глаза. Физкультура и спорт, 2010, №4.

  3. Зубов И.И. И не друг, и не враг, а так. Здоровье, 2011, №1.

  4. Информатика и ИКТ. Учебник для 10 класса. Макарова Н.В., М., Питер, 2008.

  5. Информатика и ИКТ. Учебник для 11 класса. Макарова Н.В., М., Питер, 2008.

  6. Информатика и ИКТ. Учебник для 10-11 классов. Семакин И.Г., М., Бином, 2007.

  7. Информатика и информационные технологии. Учебник для 10-11 классов. Угринович Н.Д., М., Бином, 2007.

  8. Кучма В.Р. Гигиена детей и подростков при работе с компьютерными видеодисплейными терминалами.- М.: Медицина, 2000.

  9. Литвак И. Эргономика – заботливая наука/ http ://www .osp .ru /school /1999/5/13.htm .

  10. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности.- М.: Академия, 2007.

  11. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности. – М.: Академия, 2007.

  12. Островский М.М. Компьютер, зрение и безопасность. Наука и жизнь, 2005, №3.

  13. Пивоваров Ю.П. Гигиена и экология человека.- М.: Медицина, 2002.

  14. Пивоваров Ю.П. Влияние электромагнитного излучения компьютера на здоровье и профилактика его вредного воздействия. Медицинская помощь, 2002, №4.

  15. Сомов А.А. Компьютер и здоровье. Компьютер и современные технологии, 2006, №1.

  16. Степанова М. Как обеспечить безопасное общение с компьютером. Народное образование, 2003, №2.

  17. Хоперская О. Осторожно, компьютер. Свет, 2010, №8.

Электронные образовательные ресурсы:

www.fcior.edu.ru Безопасность производственных процессов

http://www.fcior.edu.ru/card/29048/bezopasnost-proizvodstvennyh-processov.html

www.fcior.edu.ru Воздействие вредных и опасных производственных факторов на человека

http://www.fcior.edu.ru/card/9486/vozdeystvie-vrednyh-i-opasnyh-proizvodstvennyh-faktorov-na-cheloveka.html

www .fcior .edu .ru

www.fcior.edu.ru Влияние сильных электромагнитных полей на организм человека

http://www.fcior.edu.ru/card/6125/vliyanie-silnyh-elektromagnitnyh-poley-na-organizm-cheloveka.html

— Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов

«Информатика»

Сайт schoolcollection.edu.ru

http ://school -collection .edu .ru /catalog /rubr /39b 7b 9a 7-9e 46-0006-a 085-a 9cbd 4266b 16/118914/?interface =pupil &class =54&subject =19

— www.youtube.com

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here