Метод проектов при изучении раздела информатики в 5 классе
«Компьютерная графика»
Оглавление
Имя ____________________________________ Внешность ______________________________ Характер ________________________________ Отличительные особенности______________ _________________________________________ Предназначение _________________________
Рекомендации по написанию сценария Сценарий должен состоять из следующих частей: завязка, развитие действия, кульминация, развязка. Сценарий должен быть четко прописан. Слишком длинные сценарии не приветствуются, так как они увеличивают количество кадров, а, следовательно, и сроки выполнения работ. Требования к кадрам мультфильма Первый кадр должен содержать название мультфильма, сведения об авторах, класс. Последний кадр должен содержать надпись «Конец». Количество кадров: минимум 7 (без первого и последнего), максимум – 20. Сохранение файлов в папке «Кадры», имена файлов: а0, а1, а2, а3 и т.д., тип файла: 256-цветный рисунок. 1.4. Оценивание результатов проекта Результатом проекта являются созданные школьниками мультфильмы. Они оцениваются по трем критериям: Подготовительный этап: визитки и сравнительная характеристика родственных героев. Передача сюжета: передача характер героя, его отличительных особенностей, предназначения. Художественный портрет: насколько изображение героя соответствует его описанию. По каждому критерию выставляются баллы по 5-ти бальной шкале. Затем баллы суммируются, и получается итоговый балл. Оценка учителя должна строиться на основе групповой и самооценки. РАЗДЕЛ 2. ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА «АНАЛИЗ РОДСТВЕННЫХ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ». Тематическое планирование курса
№ урока Тема урока 1 Подготовка к созданию мультфильма. Разработка сюжета. 2 Создание первого кадра. 3 Создание кадров мультфильма. 4 Редактирование кадров мультфильма. 5 Создание анимации с помощью MS Power Point . 6 Заключительное занятие.
Занятие 1 «Подготовка к созданию мультфильма. Разработка сюжета» Цель урока: Повторить технику безопасности. Объяснить детям принцип создания мультфильмов и понятие сюжета. Повторить создание папок, а также сохранение файлов. Компетентности, формируемые на данном уроке: коммуникативная, технологическая. План урока: 1. Орг. момент — 1 мин. 2. Повторение техники безопасности и правил поведения в кабинете информатики — 11 мин.; 3. Проект по созданию м/ф: подготовительный этап – 21 мин. 4. Практическая работа — 6 мин. 5. Подведение итогов — 1 мин. Ход урока. Орг. момент «Здравствуйте, дети!»
Проверка присутствующих. Повторение техники безопасности и правил поведения в компьютерном классе «В начале урока мы повторим технику безопасности и правила поведения в кабинете информатики»» (Можно попросить ребят самостоятельно вспомнить правила поведения. После повторения расписаться в журнале по ТБ.) Проект по созданию м/ф: подготовительный этап «Ребята, вы любите сказки? А каких сказочных персонажей вы помните? Замечали ли вы когда-нибудь, что некоторые персонажи очень похожи между собой, например, Буратино и Пиноккио, Спящая царевна и Белоснежка и т.п.? (Попросить привести примеры. Пары родственных героев записать на доске.) Я предлагаю вам принять участие в проекте по созданию мультфильмов, который называется «Анализ родственных сказочных героев». Вы выберете пару родственных сказочных героев, составите описание каждого персонажа, сравните похожих героев и нарисуете мультфильмы с участием выбранных вами сказочных персонажей». Учащиеся разбиваются на пары (5 или 7 групп при составе всей группы до 14 человек). Каждая группа выбирает сказочного персонажа. Все учащиеся получают одинаковое домашнее задание (способствует формированию информационной, технологической компетенций, а также компетенций решения проблем и самообразования): прочитать сказки, составить визитки героев по образцу (см. Error: Reference source not found) и придумать сюжет будущего мультфильма по схеме: завязка развитие действия кульминация развязка. Замечание: сюжет должен отражать характер героя, отличительные особенности, внешность и соответствовать предназначению сказочного персонажа.
«Рассмотрим, что должны представлять ваши мультики на примере уже готовых мультфильмов». (Демонстрация готовых мультфильмов), во время которой учитель должен обратить внимание детей на краткость сюжета, последовательность и плавное перетекание кадров и небольшую продолжительность мультика. Практическая работа. Подготовить папки, в которых будут храниться кадры будущего мультфильма. Путь: C :Documents and Settings uch 1 (2, 3, 4, 5, 6, 7)Мои документы 5АКадры Занятие 2 «Создание первого кадра» Цель урока: Провести коллективное обсуждение визиток героев, выявить сходства и отличия родственных сказочных персонажей. Объяснить требования к кадрам мультфильма. Создать первый кадр. Компетентности, формируемые на данном уроке: коммуникативная, информационная, технологическая. План урока: 1. Орг. момент — 1 мин. 2. Проект по созданию м/ф: аналитический этап – 25-30мин. 3. Проект по созданию м/ф: практический этап – ≈ 15 мин. 4. Подведение итогов — 1 мин. Ход урока. Орг. момент. «Здравствуйте, дети!»
Проверка присутствующих. Проект по созданию м/ф: аналитический этап. Представление визиток героев и сюжетов будущих м/ф участниками проекта, обсуждение визиток и сюжетов. В результате обсуждения должны быть внесены коррективы в визитки и сюжеты, а также отмечено, что родственные сказочные персонажи имеют не только сходства, но и существенные отличия. Д/з (способствует формированию информационной компетенции и компетенции решения проблем): подготовить сравнительную характеристику родственных сказочных героев по схеме: Сказочник: __________________________ Сказочный персонаж: _________________ Внешность:___________________________ Характер:____________________________ Отличительные особенности:___________ Предназначение:______________________ Для этого группы попарно объединяются. Проект по созданию м/ф: практический этап Работа над мультфильмом начинается с создания кадров мультфильма. Начальным (нулевым) должен быть титульный кадр. Создавать его некоторые учащиеся могли начать на прошлом занятии. Тогда же учащимися была зарисована в тетради схема титульного кадра (см. Error: Reference source not found). Надо раздать схему действий (см. Error: Reference source not found). Когда титульный кадр будет создан, приступаем к созданию первого кадра. Тщательно прорисовываем сказочного персонажа и фон. Подведение итогов. Итак, титульные кадры готовы. Некоторые из вас приступили к созданию первого кадра м/ф. я вижу, как вы стараетесь, и у вас неплохо получается. На следующем занятии мы обсудим сравнительную характеристику сказочных героев и продолжим создание кадров мультфильма. А сейчас урок окончен». Занятие 3 «Создание кадров мультфильма» Цель урока: Провести коллективное обсуждение сравнительных характеристик героев, продолжать работу по созданию мультфильма. Компетентности, формируемые на данном уроке: коммуникативная, информационная, технологическая. План урока: 1. Орг. момент — 1 мин. 2. Проект по созданию м/ф: аналитический этап – 11мин. 3. Проект по созданию м/ф: практический этап – ≈ 27 мин. 4. Подведение итогов — 1 мин. Ход урока. Орг. момент. «Здравствуйте, дети!»
Проверка присутствующих. Проект по созданию м/ф: аналитический этап. Представление сравнительных характеристик героев. В результате обсуждения должны быть подчеркнуты отличительные особенности персонажей, которые необходимо отразить в мультфильме. Проект по созданию м/ф: практический этап Создание кадров мультфильма. Подведение итогов. «На следующем уроке мы продолжим создание кадров мультфильма. Если у вас дома есть компьютер, можете нарисовать несколько кадров дома. Урок окончен». Занятие 4 «Редактирование кадров мультфильма» Цель урока: Продолжить работу по созданию мультфильма, корректируя кадры. Компетентности, формируемые на данном уроке: коммуникативная, технологическая. План урока: 1. Орг. момент — 1 мин. 2. Проект по созданию м/ф: практический этап – ≈ 37 мин. 3. Подведение итогов — 2 мин. Ход урока. Орг. момент. «Здравствуйте, дети!»
Проверка присутствующих. Проект по созданию м/ф: практический этап Продолжить работу над созданием кадров мультфильма. Сориентировать ребят на то, что это последний урок, когда можно рисовать кадры. Школьники, которым не хватит времени, должны дорисовать кадры дома или в школе во внеурочное время. Подведение итогов. «На следующем уроке мы подготовим кадры для соединения в мультфильм. Урок окончен». Занятие 5 « создание анимации с помощью MS Power Point » Цель урока: Научить создавать анимационные файлы на примере программы MS Power Point . Компетентности, формируемые на данном уроке: коммуникативная, технологическая. План урока: 1. Орг. момент — 1 мин. 2. Теоретическая часть (с демонстрацией) – 10 мин. 3. Проект по созданию м/ф: практический этап – ≈ 27 мин. 4. Подведение итогов — 2 мин. Ход урока. Орг. момент. «Здравствуйте, дети!»
Проверка присутствующих. Теоретическая часть. Объяснение с использованием проектора основных правил создания и анимирования слайдов в презентации MS Power Point Практическая часть. Ребята с помощью программы MS Power Point ,используя заранее заготовленныее кадры, создают анимированный мультфильм
Подведение итогов. На следующем уроке будет проходить демонстрация и оценка готовых проектов. Занятие 6 «заключительное занятие» Цель урока: подвести итог в изучении создания мультфильмов Компетентности, формируемые на данном уроке: коммуникативная, технологическая. План урока: 1. Орг. момент — 1 мин. 2. Демонстрация проектов учеников перед всем классом 3. Подведение итогов, оценивание — 2 мин. Ход урока. Орг. момент. «Здравствуйте, дети!»
Проверка присутствующих. Демонстрация выполненных проектов Ребята с помощью мультимедиа проектора демонстрируют свои проекты пред всем классом. Подведение итогов, оценивание. Работа подошла к концу. Далее ребята совместно с учителем оценивают работы всех участников создания проекта.
ЛИТЕРАТУРА Кудряшова Е.М. Организация проектной работы учащихся на уроке информатики / Педагогический процесс как культурная деятельность: Сборник материалов и тезисов докладов V международной научно-практической конференции 4-7 октября 2005 года, Т2. – Самара: Изд-во самарского научного центра РАН, 2005. Образовательный стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям. Базовый уровень. Письмо департамента образования и науки от 09.01.2004 №100 «О реализации образовательной области «Технология» в 5-9 классах»; Письмо департамента образования и науки от 13.08.2003 №2015 «О введении метода проектов в практику образовательных учреждений»; Полат Е.С., Бухаркина М.Ю., Моисеева М.В. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учебное пособие. – М.: «Академия», 1999. Стратегия модернизации содержания общего образования. МОРФ. М, январь 2001.