Разработка урока информатики и ИКТ в 11-м классе
по теме «Модели и моделирование»
Цели:
-
Познакомить с понятиями: модель, моделирование, объект;
-
Формировать целостное восприятие окружающего мира;
-
Формировать познавательный интерес школьников.
Ход урока
1. Организационный момент
2. Изучение нового материала
(Слайд 2) Запишите в тетради тему урока «Модели и моделирование». Человечество в своей деятельности постоянно создает и использует модели окружающего мира. Запишем определения модели, процесса и цели моделирования (текст, выделенный красным, необходимо зафиксировать). Моделирование — это метод познания, состоящий в создании и изучении моделей. (слайд 3, 4, 5).
Строгих правил построения моделей нет, но человек накопил богатейший опыт моделирования различных объектов, процессов, явлений.
Модели представляют представить в наглядной форме объекты и процессы, невозможные для непосредственного восприятия (очень большие или очень маленькие, недоступные для восприятия в обычной форме). Наглядные модели часто используются в обучении. В курсе предметов средней школы первые представления о нашей земле мы получаем при знакомстве с ее моделью — глобусом, изучаем работу двигателя внутреннего сгорания по его модели, для построения химического вещества используется модель молекул и кристаллических решеток, изучаем строение человека по анатомическим муляжам, скелету и др.
Запишите в тетрадь список свойств моделей. (Слайд 6)
Модели имеют чрезвычайно важную роль в проектировании и создании различных технических устройств, машин и механизмов, зданий и электрических цепей и т.д. Без предварительно созданного чертежа невозможно изготовить даже простую деталь, не говоря о самолете. Разделим все модели на 2 группы: информационные и наглядные (Слайд 7). Наглядные модели (Слайд 8) воспроизводят геометрические, физические и другие свойства объекта. (Слайды 9, 10, 11). Информационные модели и моделирование известно с древних времен (например, в виде рисунков, трактатов), но в настоящее время, в эпоху развития ИКТ, имеет особо важное значение, поскольку персональный компьютер сгладил различия между типами моделей и позволяет демонстрировать не только разнообразные информационные модели, но и в 2D (3D)-режиме представлять наглядные модели, например, как в данной презентации (Слайд 12). Информационные модели бывают: (слайд 13, 14, 15, 16)
Модели, описывающие процессы изменения развития систем, называются динамическими моделями (слайды 17,18). Бывают табличными и образными. Примеры таких моделей (слайды 19, 20).
В физике и астрономии такие модели описывают движение тел, в технике — преобразование сигналов в течение времени, в профессии дизайнера — процесс создания нового вида продукции, товара, упаковки (технология).
Информационные описательные модели могут применяться для изучения гипотез и предположений (слайды 21, 22), и в них могут использоваться формальные языки, в том числе языки программирования.
Посмотрите, как современные программные средства могут помочь модельеру подобрать стиль одежды, тип ткани, крой (Слайд 23)
3. Закрепление
-
Может ли объект иметь несколько моделей? Приведите пример.
-
Могут ли разные объекты описываться одной и той же моделью? Пример.
-
Приведите примеры динамических информационных моделей.
-
Сколько различных типов моделей нужно создать, чтобы построить, например, самолет?
Сейчас, для закрепления пройденного материала, разберем на примере наполнения бассейна создание описательной формализованной модели этого процесса. Запишите условие задачи (Слайды 24, 25). Обсудим решение задачи (Слайд 26). Решим задачу (Слайд 27).
Домашнее задание: записи в тетради, основные определения, привести примеры различных видов и типов моделей.
Список литературы:
-
Информатика и ИКТ. 11 класс. Базовый уровень. Угринович Н.Д. М.: 2008. — 188 с.
-
Информатика. Под ред.Трофимова В. В.
http://static2.ozone.ru/multimedia/book_file/1002967256.pdf -
http://www.youtube.com/watch?v=J7OtE6xEegA