Цыцарева Людмила Николаевна, учитель информатики и ИКТ МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 13 имени академика М.К.Янгеля» г. Усть-Илимска Иркутской области.

Методическая разработка интегрированного урока-семинара
«Научно – техническая революция и МЫ»

Описание урока

Это интегрированное занятие по информатике и географии. Тема по информатике «История вычислительной техники», тема по географии «Научно-техническая революция».

В любом школьном предмете присутствует историческая линия и задачи нашего семинара:

1.Повторить и обобщить знания об истории развития ВТ

2. Завершить формирование понятия НТР

3. Рассмотреть основные пути развития науки, техники, производства управления в условиях НТР

4. Подвести учащихся к выводу о том, что современная научно-техническая революция ведет за собой коренные изменения в производительных силах, взаимодействия общества и природы.

Возрастной уровень:10-11 класс

Требуемое время:2 урока

Тип урока: Урок – семинар

Методы: проблемное изложение, частично-поисковый

Формы организации: групповая, индивидуальная

Средства обучения (оборудование урока):

1. Презентация к уроку

2. Подборка журналов, с новыми достижениями в науке и технике :«GEO»№ 4.апрель 2008г; «ЛИГА» № 9,2009г и другие

3. Подборка видеофильмов: «Матрица», «Машина времени», «Солярис», «Терминатор» и др.

4. Презентации учащихся об истории вычислительной технике

5. Опорные схемы по географии на каждую группу — 4 шт.

6. Мультимедийный учебник по географии -10 кл.

7. Интернет-ресурсы

8. Компьютеры, проектор, электронная доска

9. Семинарская карта для каждого учащегося

10. Карта критериев оценки

Цель семинара:

Формирование коммуникативных компетенций: умение слушать, участвовать в диалоге, предлагать свой вариант решения конкретных учебных задач, чувства ответственности за порученную работу, общей информационной культуры, умение работать в команде, умения представлять результаты коллективной деятельности.

Систематизация сведений о вкладе ученых в развитии техники и производства.

Цели урока по информатике:

Повторить и обобщить знания об истории возникновения и развития компьютера

Систематизировать сведения о вкладе российских ученых в развитие информатики и вычислительной техники, характеристиках основных типов и поколений ЭВМ.

Повторить основных вопросов темы «Архитектура ЭВМ»  

Продолжить формирование учебных компетенций: умение выделять главное, навыки анализа-синтеза, сравнения.

Развивать познавательные интересы учащихся, привлекая дополнительный материал о достижениях НТР в производстве.

Цели урока по географии:

Завершить формирование понятия НТР

Рассмотреть основные пути развития науки, техники, производства управления в условиях НТР

Раскрыть влияние НТР на структуру и размещение мирового хозяйства

Сформулировать понятие «индекс человеческого развития»

          

ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА (ход урока)

Мотивационный этап урока интегрирует предмет информатика и география.

На уроке предусмотрены разнообразные формы работы: диалог, работа в группах, дискуссии, индивидуальная работа.

Учитель информатики: Мне хотелось бы начать наш семинар со слов великого поэта, мыслителя, естествоиспытателя Иоганна Вольфганга Гете:

Н

ам говорят «безумец» и «фантаст».

Но, выйдя из зависимости грустной,

С годами мозг мыслителя искусный

Мыслителя искусственно создаст.

Роботами человечество грезило издавна. Вспомните Пигмалиона с его Галатеей, Гефеста — бога-опрос из истории электронная Россия: «Россия безнадежно отстала в производстве средств вычислительной техники. Догнать США в области информационных технологий, или хотя бы достигнуть современного уровня, империя зла не сможет ни через 20, ни даже через 120 лет. СССР не сделает этого уже никогда», — так считали не только видные американские политики, но и специалисты в области вычислительной техники.

Вопрос№1 Кто является основоположников отечественной вычислительной техники, которому принадлежат слова: На Западе о нас думают хуже, чем мы есть. Это надо исправлять.

Ответ: Сергей Алексеевич Лебедев

У меня в руках, один из первых вышедший в Советском Союзе энциклопедический словарь по Информатике 1994 года. В книгу включен раздел о вычислительных машинах и мы с гордостью можем отметить, что Сергей Алексеевич Лебедев действительно является основоположником отечественной вычислительной техники.

Еще в 60-е годы Сергей Алексеевич предлагал своим ученикам подготовить и опубликовать материалы о становлении и развитии вычислительной техники в СССР. «На Западе о нас думают хуже, чем мы есть. Это надо исправлять», — говорил он.

Вопрос№2. Какой вклад внесла Россия в развитие вычислительной техники? Как называлась первая ЭСМ?

Ответ: С.А. Лебедев возглавил работу по созданию нескольких поколений ЭВМ. В 50-х годах им была создана лаборатория по разработке ЭВМ и под его руководством была создана МЭСМ (малая электронная счетная машина) – первая ЭВМ созданная в нашей стране.

Несмотря на то, что МЭСМ по существу была лишь макетом действующей машины, она сразу нашла своих пользователей, в основном — математики.

Вопрос№3. В своей первой машине Лебедев реализовал основополагающие принципы построения компьютеров, какие?

Ответ:

  • наличие арифметических устройств, памяти, устройств ввода/вывода и управления;

  • кодирование и хранение программы в памяти, подобно числам;

  • двоичная система счисления для кодирования чисел и команд;

  • автоматическое выполнение вычислений на основе хранимой программы;

  • наличие как арифметических, так и логических операций;

  • иерархический принцип построения памяти;

  • использование численных методов для реализации вычислений.

В начале 60-х годах создана – БЭСМ-1. В процессоре ЭВМ
использовались лампы, серийно выпускаемые отечественной промышленностью. Создание этой машины стало важнейшим этапом в развитии отечественной техники. Затем появились БЭСМ-2… БЭСМ-6.

Вопрос№4. Анализируя самую раннюю историю вычислительной техники,
исследователи в качестве древнего предшественника компьютера называют механическое устройство. Как оно называлось и что из себя представляло?

Ответ: Абак.

Демонстрируется фрагмент №2 из фильма «Матрица»

Учитель географии:

Вопрос№5. После просмотренного сюжета можете, объяснить какое влияние оказывает НТР на человека и природу? Носит этот процесс положительный или отрицательный характер?

Мнения учащихся заслушиваются из каждой группы.

Учитель информатики: Россия названа в числе стран, обладающих

кибероружием.

Вопрос №6. Как вы понимаете, что такое кибероружие?

Может ли оно привести к материальным потерям и к смерти людей?

Мнения учащихся заслушиваются из каждой группы, на экране слайды.

Завершение урока

Учитель информатики:

Подведем итоги. Проанализируем признаки, которые отличают одно поколение ЭВМ от другого (слайд с характеристиками ЭВМ).

Прошло более 4 десятилетий.

Наша страна не только не отстает, а в некоторых
технологиях и опережает другие страны (например, ЭВМ
используемые в космической и ядерной технике)

Учитель географии: Проанализируем данные по объему выпускаемой продукции наукоемкими отраслями производства (слайд № 17,18,19).

Рейтинг стран по общему количеству нобелевских лауреатов.

Подведение итогов

1.На сколько ваше мнение о науке и научном потенциале изменилось за эти два
урока?

2. Повлияют ли данные выводов на выбор вашей профессии?

Мнения учащихся заслушиваются из каждой группы

Демонстрируется фрагмент №3 из фильма «Матрица»

Учитель информатики: Сегодня мы успешно провели семинар, который наверняка был полезен и интересен. Группы хорошо подготовились, для иллюстрации использовались презентации, доклады, дополнительно вам пришлось проработать материал, который вы нашли в Интернете.

Все команды отработали хорошо, прошу вывесить результаты на доску и каждый сможет увидеть, как он отработал.

Домашнее задание

По информатике. Судя по ранее созданным проектам, вы уже показывали хорошие навыки владения компьютером при работе с определенными программами. Скоро нам предстоит осваивать Web-технологию — разработка проекта с использованием языка гипертекстовой разметки (сайты).

Кто-то уже получил темы, эти темы заказаны учителями предметниками, остальным я предлагаю подготовить тематику для проектов в зависимости от собственных интересов и возможностей о нобелевских лауреатах в области науки. На следующем уроке нам предстоит обсуждение тем для проектной работы.

В дальнейшем проекты могут участвовать в различных конкурсах: школьных, городских, возможно отобраны на школьную или городскую НПК.

По географии. Подготовить мини-сочинение по теме «Реализация моих творческих возможностей на практике через 10 лет».

Спасибо всем за работу и сотрудничество !!! Успехов и новых достижений!!!

7

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here