Цыцарева Людмила Николаевна, учитель информатики и ИКТ МАОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 13 имени академика М.К.Янгеля» г. Усть-Илимска Иркутской области.
Методическая разработка интегрированного урока-семинара
«Научно – техническая революция и МЫ»
Описание урока
Это интегрированное занятие по информатике и географии. Тема по информатике «История вычислительной техники», тема по географии «Научно-техническая революция».
В любом школьном предмете присутствует историческая линия и задачи нашего семинара:
1.Повторить и обобщить знания об истории развития ВТ
2. Завершить формирование понятия НТР
3. Рассмотреть основные пути развития науки, техники, производства управления в условиях НТР
4. Подвести учащихся к выводу о том, что современная научно-техническая революция ведет за собой коренные изменения в производительных силах, взаимодействия общества и природы.
Возрастной уровень:10-11 класс
Требуемое время:2 урока
Тип урока: Урок – семинар
Методы: проблемное изложение, частично-поисковый
Формы организации: групповая, индивидуальная
Средства обучения (оборудование урока):
1. Презентация к уроку
2. Подборка журналов, с новыми достижениями в науке и технике :«GEO»№ 4.апрель 2008г; «ЛИГА» № 9,2009г и другие
3. Подборка видеофильмов: «Матрица», «Машина времени», «Солярис», «Терминатор» и др.
4. Презентации учащихся об истории вычислительной технике
5. Опорные схемы по географии на каждую группу — 4 шт.
6. Мультимедийный учебник по географии -10 кл.
7. Интернет-ресурсы
8. Компьютеры, проектор, электронная доска
9. Семинарская карта для каждого учащегося
10. Карта критериев оценки
Цель семинара:
Формирование коммуникативных компетенций: умение слушать, участвовать в диалоге, предлагать свой вариант решения конкретных учебных задач, чувства ответственности за порученную работу, общей информационной культуры, умение работать в команде, умения представлять результаты коллективной деятельности.
Систематизация сведений о вкладе ученых в развитии техники и производства.
Цели урока по информатике:
— Повторить и обобщить знания об истории возникновения и развития компьютера
— Систематизировать сведения о вкладе российских ученых в развитие информатики и вычислительной техники, характеристиках основных типов и поколений ЭВМ.
— Повторить основных вопросов темы «Архитектура ЭВМ»
— Продолжить формирование учебных компетенций: умение выделять главное, навыки анализа-синтеза, сравнения.
— Развивать познавательные интересы учащихся, привлекая дополнительный материал о достижениях НТР в производстве.
Цели урока по географии:
— Завершить формирование понятия НТР
— Рассмотреть основные пути развития науки, техники, производства управления в условиях НТР
— Раскрыть влияние НТР на структуру и размещение мирового хозяйства
— Сформулировать понятие «индекс человеческого развития»
ПРОЦЕДУРА ПРОВЕДЕНИЯ УРОКА (ход урока)
Мотивационный этап урока интегрирует предмет информатика и география.
На уроке предусмотрены разнообразные формы работы: диалог, работа в группах, дискуссии, индивидуальная работа.
Учитель информатики: Мне хотелось бы начать наш семинар со слов великого поэта, мыслителя, естествоиспытателя Иоганна Вольфганга Гете:
Н
ам говорят «безумец» и «фантаст».
Но, выйдя из зависимости грустной,
С годами мозг мыслителя искусный
Мыслителя искусственно создаст.
Роботами человечество грезило издавна. Вспомните Пигмалиона с его Галатеей, Гефеста — бога-опрос из истории электронная Россия: «Россия безнадежно отстала в производстве средств вычислительной техники. Догнать США в области информационных технологий, или хотя бы достигнуть современного уровня, империя зла не сможет ни через 20, ни даже через 120 лет. СССР не сделает этого уже никогда», — так считали не только видные американские политики, но и специалисты в области вычислительной техники.
Вопрос№1 Кто является основоположников отечественной вычислительной техники, которому принадлежат слова: На Западе о нас думают хуже, чем мы есть. Это надо исправлять.
Ответ: Сергей Алексеевич Лебедев
У меня в руках, один из первых вышедший в Советском Союзе энциклопедический словарь по Информатике 1994 года. В книгу включен раздел о вычислительных машинах и мы с гордостью можем отметить, что Сергей Алексеевич Лебедев действительно является основоположником отечественной вычислительной техники.
Еще в 60-е годы Сергей Алексеевич предлагал своим ученикам подготовить и опубликовать материалы о становлении и развитии вычислительной техники в СССР. «На Западе о нас думают хуже, чем мы есть. Это надо исправлять», — говорил он.
Вопрос№2. Какой вклад внесла Россия в развитие вычислительной техники? Как называлась первая ЭСМ?
Ответ: С.А. Лебедев возглавил работу по созданию нескольких поколений ЭВМ. В 50-х годах им была создана лаборатория по разработке ЭВМ и под его руководством была создана МЭСМ (малая электронная счетная машина) – первая ЭВМ созданная в нашей стране.
Несмотря на то, что МЭСМ по существу была лишь макетом действующей машины, она сразу нашла своих пользователей, в основном — математики.
Вопрос№3. В своей первой машине Лебедев реализовал основополагающие принципы построения компьютеров, какие?
Ответ:
-
наличие арифметических устройств, памяти, устройств ввода/вывода и управления;
-
кодирование и хранение программы в памяти, подобно числам;
-
двоичная система счисления для кодирования чисел и команд;
-
автоматическое выполнение вычислений на основе хранимой программы;
-
наличие как арифметических, так и логических операций;
-
иерархический принцип построения памяти;
-
использование численных методов для реализации вычислений.
В начале 60-х годах создана – БЭСМ-1. В процессоре ЭВМ
использовались лампы, серийно выпускаемые отечественной промышленностью. Создание этой машины стало важнейшим этапом в развитии отечественной техники. Затем появились БЭСМ-2… БЭСМ-6.
Вопрос№4. Анализируя самую раннюю историю вычислительной техники,
исследователи в качестве древнего предшественника компьютера называют механическое устройство. Как оно называлось и что из себя представляло?
Ответ: Абак.
Демонстрируется фрагмент №2 из фильма «Матрица»
Учитель географии:
Вопрос№5. После просмотренного сюжета можете, объяснить какое влияние оказывает НТР на человека и природу? Носит этот процесс положительный или отрицательный характер?
Мнения учащихся заслушиваются из каждой группы.
Учитель информатики: Россия названа в числе стран, обладающих
кибероружием.
Вопрос №6. Как вы понимаете, что такое кибероружие?
Может ли оно привести к материальным потерям и к смерти людей?
Мнения учащихся заслушиваются из каждой группы, на экране слайды.
Завершение урока
Учитель информатики:
Подведем итоги. Проанализируем признаки, которые отличают одно поколение ЭВМ от другого (слайд с характеристиками ЭВМ).
Прошло более 4 десятилетий.
Наша страна не только не отстает, а в некоторых
технологиях и опережает другие страны (например, ЭВМ
используемые в космической и ядерной технике)
Учитель географии: Проанализируем данные по объему выпускаемой продукции наукоемкими отраслями производства (слайд № 17,18,19).
Рейтинг стран по общему количеству нобелевских лауреатов.
Подведение итогов
1.На сколько ваше мнение о науке и научном потенциале изменилось за эти два
урока?
2. Повлияют ли данные выводов на выбор вашей профессии?
Мнения учащихся заслушиваются из каждой группы
Демонстрируется фрагмент №3 из фильма «Матрица»
Учитель информатики: Сегодня мы успешно провели семинар, который наверняка был полезен и интересен. Группы хорошо подготовились, для иллюстрации использовались презентации, доклады, дополнительно вам пришлось проработать материал, который вы нашли в Интернете.
Все команды отработали хорошо, прошу вывесить результаты на доску и каждый сможет увидеть, как он отработал.
Домашнее задание
По информатике. Судя по ранее созданным проектам, вы уже показывали хорошие навыки владения компьютером при работе с определенными программами. Скоро нам предстоит осваивать Web-технологию — разработка проекта с использованием языка гипертекстовой разметки (сайты).
Кто-то уже получил темы, эти темы заказаны учителями предметниками, остальным я предлагаю подготовить тематику для проектов в зависимости от собственных интересов и возможностей о нобелевских лауреатах в области науки. На следующем уроке нам предстоит обсуждение тем для проектной работы.
В дальнейшем проекты могут участвовать в различных конкурсах: школьных, городских, возможно отобраны на школьную или городскую НПК.
По географии. Подготовить мини-сочинение по теме «Реализация моих творческих возможностей на практике через 10 лет».
Спасибо всем за работу и сотрудничество !!! Успехов и новых достижений!!!