Тема у пока: РАБОТА В ГРАФИЧЕСКОМ РЕДАКТОРЕ PAINT СОЗДАНИЕ КАЗАХСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ОРНАМЕНТА.
Цели урока:
-
обобщить и систематизировать знания программы Paint; понятий
орнамента, элементов казахского орнамента и их символического значения;
-
через разноуровневые, творческие задания, работу в группах развивать
умение учащихся работать в графическом редакторе; развивать навыки учебно — познавательной деятельности;
-
воспитывать любовь и интерес учащихся к культуре и традициям
казахского народа; эстетическое воспитание школьников.
Прииципы:
-
Принцип единства воспитания, обучения и развития.
-
Принцип научности.
-
Принцип связи информатики с жизнью.
-
Принцип активности, самостоятельности и сознательности и его
реализация на уроке и вне его.
-
Принцип оптимизации.
Формы работы: индивидуальные ответы учащихся, творческая работа в группах, парах.
Методы:
1 .Перцептивные (направленные на восприятие):
-
словесный (беседа);
-
наглядный (виды орнаментов, ассоциация цвета);
-
практический (работа с элементами орнамента).
-
Гностические (знания усваиваются в процессе размышления над проблемно — поисковой ситуацией):
-
-
проблемно — поисковый;
-
логический (индивидуальный — от частного к общему);
-
обобщение;
-
анализ.
-
Управленческие:
-
знания усваиваются под руководством учителя и без него;
-
мотивации (создание мотивов успеха и поощрения).
Тип урока: комбинированный.
Жанр урока:урок — реклама.
Оборудование урока:
-
интерактивная доска; ♦> компьютер;
*1* словарная карта; ♦> карточки — задания;
-
толковый словарь русского языка под руководством С.И. Ожегова, словари синонимов, антонимов;
♦> файл с элементами казахского орнамента.
Межпредметные связи: информатика, ИЗО, русский язык,
эти о культура.
Технологии; разноуровневая дифференциация, критическое мышление, проблемные ситуации.
Методы; словесный, наглядный, практический, частично — поисковый, творческий.
СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:
1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и цели урока).
— Добрый день! Я приветствую вас на уроке — рекламе. И как вы, наверное, уже догадались, урок будет необычный. А необычность его в том, что мы будем создавать элементы казахского национального орнамента, составлять синквейны, миниатюры. На уроке вы должны показать не только знания программы Paint, но и знания, умения,
навыки по изобразительному искусству, русскому языку. Этот урок позволит вам расширить ваш кругозор. 2. Актуализация знаний учащихся.
А) Вступительное слово учителя:
Прежде чем приступить к работе на компьютере, давайте вспомним, что вы уже узнали на уроках технологии, рисования, истории об орнаменте и культурных оформительских традициях народов мира.
Вопрос: Что же такое орнамент?
(Учащиеся в группах составляют словарную карту со словом «орнамент»)
Микровывод (делаютучащиеся): Орнамент — живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов
Учитель: Итак, ребята, мы вспомнили с вами, что такое орнамент, вы показали умение работать со словом.
Б) Слово учителя ИЗО.
Излюбленным украшением предметов быта у всех народов был и остается орнамент. Испокон веков народ украшает предметы быта, окружающие его юрту, мебель, ковры, посуду, одежду, инструменты труда, сбрую, оружие, музыкальные инструменты.
И сегодня в нашей жизни повсюду встречаются элементы национального орнамента. Путешествуя по городу, мы видим чугунные ограды, стены домов украшены национальным орнаментом. На праздниках — национальную одежду с вышивкой или аппликацией. Герб и флаг Казахстана также содержат элементы национального орнамента.
Орнаментальное искусство стало духовным и материальным достоянием казахского народа. Сегодняшние умельца и мастера, исходя из новых потребностей, продолжают развивать народное искусство, принося свежие мысли, обогащая его новым содержанием.
Особенности стиля орнаментального искусства тесно переплетаются с культурой восприятия народом мира красоты и национального самовыражения. Народный мастер вкладывал в орнамент, а это всегда была испровизация — пожелание счастья, удачи, свое представление о красоте природы.
В) Беседа с учащимися.
Основу казахского орнамента составляют знаки — символы, узорные мотивы, источником для которых послужили наблюдения над природой. Все узоры делятся на четыре группы.
Вопрос: Что относится к растительному орнаменту ?
(Листья, трилистники, бутон, цветок).
Вопрос: Что относится к зооморфному орнаменту?
(Бараний рог, двойные рога, сломанные рога, след, горб верблюда,
гусиные шейки;
Вопрос. Что вы знаете о геометрическом орнаменте?
(Геометрический орнамент включает в себя ромб, квадрат, квадрат и
треугольник, звездочка, многоранники).
Вопрос. Что такое космогонический орнамент?
(Это — круг, крестовина, луч солнца, спираль).
Учитель ИЗО: не только узорные мотивы имеют свое значение, но и цвета ассоциируются с природой и настроением человека:
Вопрос. Что символизируют эти цвета?
Голубой — обозначение неба; Белый — символ радости и счастья; Желтый — знания, мудрость; Красный — обобзначение огня, солнца; Зеленый — символ юности и весны; Черный — символ земли.
Г) Задание учащимся: Определить, к какой из групп орнаментов относятся предложенные элементы?
(Учащиеся выполняют задание на интерактивной доске).
Микровывод: таким образом, когда для изделия выбирается один из цветов, определяется его символическое значение. Следовательно, в выборе и расположении цветов в орнаменте отразились исторически сложившиеся представления народа об окружающем мире, его эстетический вкус и национальные особенности
Д) Слово учителя информатики.
Компьютерные программы, в частности графические редакторы дают дополнительные возможности в творчестве по созданию новых сочетаний мотивов и подбора цветового решения орнамента.
Представьте, что вы работаете в рекламном агенстве «Эдельвейс». И вам поступил заказ на создание рекламы ковра, посуды или орнамента — украшения одежды. В каждом компьютере — образцы орнамента. Ваша задача нарисовать орнамент или создать свой, неповторимый орнамент. Все работы будут оценены с учетом владения инструментов и техники работы с выделенным фрагментом.
Е) Повторение основных приемов работы в программе Paint при создании рисунка с повторяющимися элементами.
Беседа:
Вопрос: Как лучше создавать рисунок, состоящий из множества элементов?(Собирать его из фрагментов).
Вопрос: Какие действия помогут создать симметричный узор?
(Копирование, отражение, поворот).
Вопрос,’ Какой инструмент дает возможность создать плавную кривую линию, например в элементах бутон, баранний рог? (Кривая). Как ею пользоваться?
Вопрос: Какой прием можно применить для корректировки рисования линий? (Работа с фрагментом в большом масштабе).
Учитель: итак, мы вспомнили технику и правила работы с изображениями в графическом редакторе Paint.
3. Творческая работа учащихся в парах за компьютером.
Задания парам:
1. Выбрать один элемен и составить орнамент в полосе по горизонтали.
2. Выбрать элементы разные по размерам и цвету и составить в полосе по диагонали.
3. Из предложенных видов орнамента составить эскиз украшения, ковра, посуды, одежды или юрты.
4. К своему рисунку составить ассоциацию — рекламу: синквейн;
миниатюру по опорному слову; стихотворение.
(Учащиеся выбирают форму представления своей рекламы).
Примеры:
Синквейн:
Шапан.
-
Нарядный, яркий.
-
Согревает, привлекает,
радует.
-
Очень коасивая
Миниатюра по опорному слову:
Посмотри мой друг! Иди скорее, А то не успеешь. Любоваться моим изделием
Стихотворение:
Юрта — странников встречает,
Вкусным чаем угощает. И спокойствие, уют
По окончании практической работы учащиеся защищают свои работы в виде рекламы. Отмечаю лучшие образцы с точки зрения техники выполнения и художественного вкуса. Выставояю оценки в журнал и дневники.
4. Рефлексия.
Предлагаю учащимся провести работу по методике «Незаконченные предложения», в которой им необходимо продолжить предложенные утверждения:
«Сегодня на уроке мне удалось …» «Если б не было компьютера, то …» «Самым интересным для меня на уроке было …» «Намой взгляду изучение информатики …»