Тема у пока: РАБОТА В ГРАФИЧЕСКОМ РЕДАКТОРЕ PAINT СОЗДАНИЕ КАЗАХСКОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ОРНАМЕНТА.

Цели урока:

  • обобщить и систематизировать знания программы Paint; понятий

орнамента, элементов казахского орнамента и их символического значения;

  • через разноуровневые, творческие задания, работу в группах развивать

умение учащихся работать в графическом редакторе; развивать навыки учебно — познавательной деятельности;

  • воспитывать любовь и интерес учащихся к культуре и традициям

казахского народа; эстетическое воспитание школьников.

Прииципы:

    1. Принцип единства воспитания, обучения и развития.

    2. Принцип научности.

    3. Принцип связи информатики с жизнью.

    4. Принцип активности, самостоятельности и сознательности и его

реализация на уроке и вне его.

    1. Принцип оптимизации.

Формы работы: индивидуальные ответы учащихся, творческая работа в группах, парах.

Методы:

1 .Перцептивные (направленные на восприятие):

  • словесный (беседа);

  • наглядный (виды орнаментов, ассоциация цвета);

  • практический (работа с элементами орнамента).

    1. Гностические (знания усваиваются в процессе размышления над проблемно — поисковой ситуацией):

  • проблемно — поисковый;

  • логический (индивидуальный — от частного к общему);

  • обобщение;

  • анализ.

  1. Управленческие:

  • знания усваиваются под руководством учителя и без него;

  • мотивации (создание мотивов успеха и поощрения).

Тип урока: комбинированный.

Жанр урока:урок — реклама.

Оборудование урока:

  • интерактивная доска; ♦> компьютер;

*1* словарная карта; ♦> карточки — задания;

  • толковый словарь русского языка под руководством С.И. Ожегова, словари синонимов, антонимов;

> файл с элементами казахского орнамента.

Межпредметные связи: информатика, ИЗО, русский язык,

эти о культура.

Технологии; разноуровневая дифференциация, критическое мышление, проблемные ситуации.

Методы; словесный, наглядный, практический, частично — поисковый, творческий.

СОДЕРЖАНИЕ УРОКА:

1. Организационный момент (приветствие, проверка готовности учащихся к уроку, сообщение темы и цели урока).

— Добрый день! Я приветствую вас на уроке — рекламе. И как вы, наверное, уже догадались, урок будет необычный. А необычность его в том, что мы будем создавать элементы казахского национального орнамента, составлять синквейны, миниатюры. На уроке вы должны показать не только знания программы Paint, но и знания, умения,

навыки по изобразительному искусству, русскому языку. Этот урок позволит вам расширить ваш кругозор. 2. Актуализация знаний учащихся.

А) Вступительное слово учителя:

Прежде чем приступить к работе на компьютере, давайте вспомним, что вы уже узнали на уроках технологии, рисования, истории об орнаменте и культурных оформительских традициях народов мира.

Вопрос: Что же такое орнамент?

(Учащиеся в группах составляют словарную карту со словом «орнамент»)

Микровывод (делаютучащиеся): Орнамент — живописное, графическое или скульптурное украшение из сочетания геометрических, растительных или животных элементов

Учитель: Итак, ребята, мы вспомнили с вами, что такое орнамент, вы показали умение работать со словом.

Б) Слово учителя ИЗО.

Излюбленным украшением предметов быта у всех народов был и остается орнамент. Испокон веков народ украшает предметы быта, окружающие его юрту, мебель, ковры, посуду, одежду, инструменты труда, сбрую, оружие, музыкальные инструменты.

И сегодня в нашей жизни повсюду встречаются элементы национального орнамента. Путешествуя по городу, мы видим чугунные ограды, стены домов украшены национальным орнаментом. На праздниках — национальную одежду с вышивкой или аппликацией. Герб и флаг Казахстана также содержат элементы национального орнамента.

Орнаментальное искусство стало духовным и материальным достоянием казахского народа. Сегодняшние умельца и мастера, исходя из новых потребностей, продолжают развивать народное искусство, принося свежие мысли, обогащая его новым содержанием.

Особенности стиля орнаментального искусства тесно переплетаются с культурой восприятия народом мира красоты и национального самовыражения. Народный мастер вкладывал в орнамент, а это всегда была испровизация — пожелание счастья, удачи, свое представление о красоте природы.

В) Беседа с учащимися.

Основу казахского орнамента составляют знаки — символы, узорные мотивы, источником для которых послужили наблюдения над природой. Все узоры делятся на четыре группы.

Вопрос: Что относится к растительному орнаменту ?

(Листья, трилистники, бутон, цветок).

Вопрос: Что относится к зооморфному орнаменту?

(Бараний рог, двойные рога, сломанные рога, след, горб верблюда,

гусиные шейки;

Вопрос. Что вы знаете о геометрическом орнаменте?

(Геометрический орнамент включает в себя ромб, квадрат, квадрат и

треугольник, звездочка, многоранники).

Вопрос. Что такое космогонический орнамент?

(Это — круг, крестовина, луч солнца, спираль).

Учитель ИЗО: не только узорные мотивы имеют свое значение, но и цвета ассоциируются с природой и настроением человека:

Вопрос. Что символизируют эти цвета?

Голубой — обозначение неба; Белый — символ радости и счастья; Желтый — знания, мудрость; Красный — обобзначение огня, солнца; Зеленый — символ юности и весны; Черный — символ земли.

Г) Задание учащимся: Определить, к какой из групп орнаментов относятся предложенные элементы?

(Учащиеся выполняют задание на интерактивной доске).

Микровывод: таким образом, когда для изделия выбирается один из цветов, определяется его символическое значение. Следовательно, в выборе и расположении цветов в орнаменте отразились исторически сложившиеся представления народа об окружающем мире, его эстетический вкус и национальные особенности

Д) Слово учителя информатики.

Компьютерные программы, в частности графические редакторы дают дополнительные возможности в творчестве по созданию новых сочетаний мотивов и подбора цветового решения орнамента.

Представьте, что вы работаете в рекламном агенстве «Эдельвейс». И вам поступил заказ на создание рекламы ковра, посуды или орнамента — украшения одежды. В каждом компьютере — образцы орнамента. Ваша задача нарисовать орнамент или создать свой, неповторимый орнамент. Все работы будут оценены с учетом владения инструментов и техники работы с выделенным фрагментом.

Е) Повторение основных приемов работы в программе Paint при создании рисунка с повторяющимися элементами.

Беседа:

Вопрос: Как лучше создавать рисунок, состоящий из множества элементов?(Собирать его из фрагментов).

Вопрос: Какие действия помогут создать симметричный узор?

(Копирование, отражение, поворот).

Вопрос,’ Какой инструмент дает возможность создать плавную кривую линию, например в элементах бутон, баранний рог? (Кривая). Как ею пользоваться?

Вопрос: Какой прием можно применить для корректировки рисования линий? (Работа с фрагментом в большом масштабе).

Учитель: итак, мы вспомнили технику и правила работы с изображениями в графическом редакторе Paint.

3. Творческая работа учащихся в парах за компьютером.

Задания парам:

1. Выбрать один элемен и составить орнамент в полосе по горизонтали.


2. Выбрать элементы разные по размерам и цвету и составить в полосе по диагонали.

3. Из предложенных видов орнамента составить эскиз украшения, ковра, посуды, одежды или юрты.


4. К своему рисунку составить ассоциацию — рекламу: синквейн;

миниатюру по опорному слову; стихотворение.

(Учащиеся выбирают форму представления своей рекламы).

Примеры:

Синквейн:

Шапан.

  1. Нарядный, яркий.

  2. Согревает, привлекает,

радует.

  1. Очень коасивая

Миниатюра по опорному слову:

Посмотри мой друг! Иди скорее, А то не успеешь. Любоваться моим изделием

Стихотворение:

Юрта — странников встречает,

Вкусным чаем угощает. И спокойствие, уют

По окончании практической работы учащиеся защищают свои работы в виде рекламы. Отмечаю лучшие образцы с точки зрения техники выполнения и художественного вкуса. Выставояю оценки в журнал и дневники.

4. Рефлексия.

Предлагаю учащимся провести работу по методике «Незаконченные предложения», в которой им необходимо продолжить предложенные утверждения:

«Сегодня на уроке мне удалось …» «Если б не было компьютера, то …» «Самым интересным для меня на уроке было …» «Намой взгляду изучение информатики …»

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here