План – конспект урока по теме: «Условный оператор»
Класс: 8
Предмет: информатика
Тема: Программирование условий. Условный оператор
Цели:
-
дать представление учащимся о понятии «условный оператор», учится писать программу ветвящейся структуры на языке Паскаль, знать основную структуру условного оператора, выявить пробелы в знаниях и способствовать их устранению, стимулировать интерес к данной теме и к предмету в целом;
-
способствовать развитию алгоритмического мышления, внимательности, быстроты реакции, памяти
-
воспитывать дисциплинированность, усидчивость, положительное отношение к программированию, самостоятельность
Тип урока: Урок новых знаний
Оборудование: Презентация «Условный оператор», карточки с заданием. Компьютерный класс 12+1. Доска маркерная. Паскаль АВС.
План урока:
-
Организационный момент
-
Мотивация + целеполагание
-
Осмысление новой информации по теме: «Условный оператор»
-
Итоги занятия
-
Рефлексия
-
Домашнее задание
Ход урока
1. Организационный момент
-Здравствуйте. Сегодня мы с Вами познакомимся с новой темой, продолжим работу по написанию новых программ, в течение урока каждый сможет показать свои знания и получить положительную оценку. Включите компьютеры и проверьте рабочие места, запишитесь в журнал рабочего места.
2. мотивация + целеполагание Я хочу предложить вам решить задачу
Задача: Из двух заданных целых чисел выбрать наибольшее.
-
Математическая модель:
Данные: x, y
Результат:
-
Варианты:
Если x=6, y=9, то max=9
Если x=5, y=1, то max=5
Блок-схема:
Попробуйте решить задачу. Для этого вспомним структуру программы:
-
1 строка заголовка Program IMYA;
-
2 раздел описания переменных Var x, y: integer;
-
3 основной раздел заключенный в операторные скобки Begin и End.
Внутри основного раздела записываются операторы ввода и вывода, и команды.
Program (name) | |
2. Как записывается раздел описания переменных? | Var |
3. С какими типами числовых величин работает Паскаль? | Целые и вещественные |
4. Как записывается оператор присваивания? | := |
5. Как записывается оператор ввода и вывода в Паскале? | Read (readln), write (writeln) |
Решить ранее изученными средствами не получается. Давайте сформулируем цель урока. Что нам нужно узнать чтобы решить задачу:
Как записывать ветвление на языке Паскаль, т. е. мы должны рассмотреть тему : «Условный оператор». Если решать данную задачу то запись будет выглядеть следующим образом:
Программа:
-
Program maximalnoe;
-
Var x, y, max: integer;
-
Begin
-
Writeln (‘Введите два числа’);
-
Readln (x, y);
-
if x>=y then max:=x else max:=y;
-
Writeln (‘наибольшее = ’,max);
-
End.
3. Осмысление . На слайдах презентации рассмотрим :
— Для организации алгоритмов с разветвлением используется условный оператор. Разветвление зависит от выполнения или невыполнения определенных условий. Иногда в одной ветви ни одна операция не выполняется.
— В качестве условия используется значение логического выражения: if.. then.. else
На языке программирования | ||
нач если условие то серия 1 иначе серия 2 кон | If <условие> then <оператор 1> else <оператор 2> | If <условие выражения> then <оператор>
|
— Если значение условия true, то есть условие выполняется,
тогда выполняется серия 1, а оператор 2 не выполняется
— Если значение условия false, то есть условие не
соблюдается, то выполняется оператор 2,
а оператор 1 не выполняется.
Логическое выражение:
-
Простой формой логического выражения является операция отношения:
-
< меньше,
-
> больше,
-
<= меньше или равно,
-
>= больше или равно,
-
= равно,
-
<> не равно.
-
-
Сложные формы логических выражений составляются с использованием логических операций:
-
not логическое отрицание (НЕ),
-
and логическое умножение (И),
-
or логическое сложение (ИЛИ),
-
xor исключающее ИЛИ
-
-
Порядок действий:
-
Отрицание, умножение, сложение, операции отношений.
-
Операторные скобки:
-
Если после слов then или else нужно выполнить не один оператор, а несколько, то эти операторы заключают в операторные скобки: begin … end
-
Конструкция такого вида:
Begin <последовательность операторов> end
относится к составным операторам.
-
Операторы ветвления могут быть вложены друг в друга, необходимо только следить за тем, чтобы then и else одного и того же оператора располагались друг под другом.
В качестве примера рассмотрим следующую задачу:
Задача 1:
Y= x+2, x<0
x2 , x>0
Program Primer1; Var y,x: real; Begin Write (‘x’); Read (x); If x<0 then y:=x+2; If x>0 then y:=sqr (x); Write (‘y=’,y); End.
|
Program Primer1; Var y,x: real; Begin Write (‘x’); Read (x); If x<0 then y:=x+2; Else y:=sqr (x); Write (‘y=’,y); End.
|
Задача 2: Написать программу, которая определит, имеете ли Вы право голосовать: если Вам 18 и более лет – имеет право голосовать, если менее 18 лет – не имеет право голосовать.
Program zadacha;
Var a,b: real;
Begin
Write (‘введите возраст’);
Read (a);
If (a<18) and(a>0) then writeln (‘ne imeet pravi golosovat’) else
If (a>18) and(a<120) then writeln (‘imeet pravi golosovat’) else writeln (‘vvedite pravilno vozrast’);
End.
Составление программ на ПК (самостоятельно)
Задача 1:
x2 , x>2
Y=
4, x<=2
Program Primer1;
Var y,x: real;
Begin
Write (‘Введите x’);
Read (x);
If x>2 then y:= sqr (x);
Else y:=4;
Write (‘y=’,y);
End.
Задача 2: Написать программу определения является ли число В делителем числа А.
Является ли число b делителем числа a?
program chicla;
var a,b : integer;
begin
write(‘a=’);readln(a);
write(‘b=’);readln(b);
if a mod b=0 then write(‘делится‘)
else write(‘не делится‘);
end.
Решение:
Задача 3: Написать программу определения четности одного из трех чисел.
Решение:
Определите, имеется ли среди чисел a,b хотя бы одно четное
program try_chicla;
uses crt;
var s, a,b:integer;
begin
writeLn(‘Введите числа ‘); readLn(a,b);
if (a mod 2=0) or (b mod 2=0) then
writeLn(‘Среди чисел ‘,a:3,b:3,’ есть четные числа’)
else
writeLn(‘Среди чисел ‘,a:3,b:3,’ нет четных чисел’);
end.
Закрепляющее тестирование (см. приложение)
1. Алгоритм, в котором его выполнение определяется проверкой каких-либо условий, называется…
A. разветвляющимся
B. циклическим
C. следования
D. линейным
E. процедурным
2. Служебное слово IF в условном операторе переводится как…
A. если
B. тогда
C. иначе
D. ввод
E. условие
3. Служебное слово THEN в условном операторе переводится как…
A. если
B. тогда
C. иначе
D. ввод
E. условие
4. Служебное слово ELSE в условном операторе переводится как…
A. если
B. тогда
C. иначе
D. ввод
E. условие
5. Укажите правильный вариант использования условного оператора.
A. IF <условие> THEN begin <серия операторов 1> end ELSE begin <серия операторов 2> end;
B. IF <условие> THEN <серия операторов 1>; ELSE <серия операторов 2>;
C. THEN begin <серия операторов 1> end IF <условие> ELSE begin <серия операторов 2> end;
D. THEN <серия операторов 1> ELSE <серия операторов 2> IF <условие> ;
E. IF <условие> THEN <серия операторов 1>
6. Укажите правильный вариант использования неполного ветвления.
A. IF <условие> THEN begin <серия операторов 1> end;
B. THEN <серия операторов 1>; ELSE <серия операторов 2>;
C. IF <условие> ELSE begin <серия операторов 2> end;
D. ELSE <серия операторов 2> IF <условие>;
E. THEN <условие> IF <серия операторов 1>
Ответы:1-а, 2-а, 3-в, 4-с, 5-а, 6-а
-
Итог урока. Рассматривается решение задач. Взаимопроверка теста. Выставление оценок.
-
Рефлексия
— Какая тема была Вам предложена для изучения?
— Какие трудности у Вас возникли с написанием программ?
(Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.)
В конце урока подводятся его итоги, обсуждение того, что узнали, и того, как работали – т.е. каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных в начале урока целей, свою активность, эффективность работы класса, увлекательность и полезность выбранных форм работы. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:
-
сегодня я узнал…
-
было интересно…
-
было трудно…
-
я выполнял задания…
-
я понял, что…
-
теперь я могу…
-
я почувствовал, что…
-
я приобрел…
-
я научился…
-
у меня получилось …
-
я смог…
-
я попробую…
-
меня удивило…
-
урок дал мне для жизни…
-
мне захотелось…
6. Домашнее задание
Задачи для домашнего решения:
Уровень А
1. Дано целое число. Если оно является положительным, то прибавить к нему 1, в противном случае вычесть из него два. Вывести полученное число.
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Уровень В
-
Даны три стороны одного треугольника и три стороны другого треугольника. Определить, будут ли эти треугольники равновеликими, т. е. имеют ли они равные площади.
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
-
Написать программу деления двух чисел (деление на 0)
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
Уровень С
-
Есть среди 3-х чисел, хотя бы одно четное.
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
-
Поместится ли круг в квадрат
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________
____________________________________