Муниципальное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа № 21
городского округа Новокуйбышевск Самарской области
Конспект урока по информатике
в 9 классе
«Построение графиков и диаграмм в MS Excel»
подготовила Сараева Елена Владимировна,
учитель информатики
г. Новокуйбышевск
2013 г.
Тема: « Построение графиков и диаграмм в MS Excel»
Цели урока:
1. Познавательная: познакомить учащихся с дополнительными возможностями ЭТ — диаграммами и графиками; типами диаграмм в ЭТ; порядком вставки диаграмм в ЭТ.
2. Развивающая: развитие навыков и умений практического применения электронных таблиц в решении конкретных задач.
3. Воспитательная: воспитать интерес к предмету, к программе Microsoft Excel.
Задачи урока:
-
показать этапы построение диаграмм и графиков средствами Microsoft Excel;
-
рассмотреть несколько примеров построения диаграмм и графиков средствами Microsoft Excel;
Ожидаемые результаты:
После этого урока ученики смогут: создавать диаграммы и графики средствами программы MS Ecxel.
Тип урока: формирование новых знаний, навыков и умений.
План урока:
-
Организационный момент
-
Актуализация знаний
-
Мотивация учебной деятельности учеников.
-
Изучение нового материала
-
Первичное закрепление
-
Итог урока
-
Домашнее задание
Ход урока:
I. Организационный момент
II. Актуализация опорных знаний:
• Повторение основных знаний.
III. Мотивация учебной деятельности учеников.
Класс разбивается на три группы.
— Выполните работу в парах. У вас на столах лежат карточки с информацией о продолжительности жизни животных. Выпишите животных в порядке возрастания продолжительности жизни.
(Карточка для 1 группы)
Средняя продолжительности жизни некоторых животных.
Название | Средняя продолжительность жизни | |
| Ящерица | 4 |
| Цапли | 18 |
| Окунь | 10 |
| Черепаха | 50 |
| Лисица | 6 |
| Крокодил | 40 |
| Дрозд | 8 |
| Шимпанзе | 55 |
| Медведь | 30 |
| Лев | 16 |
| Индийский слон | 60 |
| Носорог | 20 |
| Орангутанги | 35 |
| Верблюд | 25 |
| Жираф | 12 |
| Крыса | 2 |
| Белоголовый сип | 38 |
| Утки | 21 |
(Карточка для 2 группы)
Средние продолжительности жизни некоторых животных: Ящерица, Цапли, Окунь, Черепаха, Лисица, Крокодил, Дрозд, Шимпанзе, Медведь, Лев, Индийский слон, Носорог, Орангутанги, Верблюд, Жираф, Крыса, Белоголовый сип, Утки равны 4, 18, 10, 50, 6, 40, 8, 55, 30, 16, 60, 20, 35, 25, 12, 2, 38, 21 соответственно.
(Карточка для 3 группы)
— Какая группа справилась с заданием быстрее? Почему?
— Человек лучше понимает и запоминает ту информацию, которая представлена наглядно. Для представления числовой информации таблица, а тем более текст не всегда является наглядной формой.
Диаграммы и графики позволяют наглядно представлять табличные данные и проводить быстрый визуальный анализ этих данных.
Объявление темы и ожидаемых учебных результатов.
— Записываем тему нашего урока «Деловая графика».
— После этого урока вы сможете создавать диаграммы и графики средствами программы Ecxel.
— Цели урока вы можете видеть на экране.
IV. Изучение нового материала
— ЭТ Excel предоставляет широкие возможности для создания деловой графики — диаграмм и графиков.
Диаграмма — это графическое представление данных в таблице.
Диаграммы строятся на основе уже готовых таблиц. MS Excel позволяет использовать более 30 типов диаграмм и графиков, многие типы имеют еще и подтипы. Сегодня на уроке мы познакомимся с несколькими, наиболее распространенными.
-
Нарисуйте в тетради следующую таблицу:
Тип диаграммы | Назначение | Вид | |
1 | Круговая | Отражает соотношение частей и целого. Можно представить только один ряд значений Чаще всего отображают процентное соотношение. |
|
2 | Кольцевая | Отражает соотношение частей и целого, но этот тип диаграммы может включать несколько рядов данных. Каждое кольцо в кольцевой диаграмме соответствует одному ряду данных
|
|
3 | Линейчатая | Отражает соотношение величин. |
|
4 | Гистограмма | Показывает изменения в течение некоторого периода времени. |
|
5 | Гистограмма с накоплением | Показывает вклад отдельных элементов в общую сумму
|
|
6 | График | Отображает изменение данных за равные промежутки времени. |
|
7 | С областями | Показывает изменение общего количества в течение какого-то периода времени и вклад каждого ряда данных в сумму значений рядов. |
|
— Для каждого набора данных важно правильно подобрать тип создаваемой диаграммы.
— Попробуем определить тип диаграмм для того, чтобы наглядно представить следующую информацию?
1. Известны следующие статистические данные: ежегодные потери правообладателей от продажи контрафактного программного обеспечения составляют:
-
в РФ 2,2 млрд. $;
-
В КНР 5,4 млрд. $;
-
В США более 7 млрд. $.
Ответ: линейчатая диаграмма.
2. Известно, что доход предприятия по годам изменялся следующим образом:
2002 – 10 млн.руб.,
2003 – 12 млн.руб.,
2004 – 11 млн.руб., 2005 – 15 млн.руб.,
2006 – 14 млн. руб., 2007 – 12 млн.руб.
Ответ: гистограмма.
3.
Салаты | Супы | Напитки | Десерты | |
23% | 20% | 18% | 21% | 18% |
Ответ: круговая диаграмма.
4. Изменение температуры в течение месяца.
Ответ: график.
5.
2005 год | 2006 год | |
Европа | 38% | 44% |
Азия | 36% | 26% |
США | 26% | 30% |
Ответ: кольцевая диаграмма.
6. Суммарное количество проданных автомобилей по месяцам в разных городах.
Ответ: с областями.
Алгоритм построения диаграмм (рассмотрим на примере успеваемости учащихся нашей школы за первый триместр):
1. Выделить данные, по которым будет строиться диаграмма (Название строк и столбцов, как правило, используются для подписи данных).
2. ВСТАВКА – выбрать тип ДИАГРАММЫ (откроется вкладка «Работа с диаграммами»).
3. Во вкладке «Конструктор- Данные-Строка/Столбец» выбираем по строкам или столбцам, в зависимости от того какие данные мы хотим сравнить.
4. Во вкладке «Конструктор – Данные — Выбрать данные» уточняем диапазон данных, элементы легенды, подписи по горизонтальной оси.
5. Во вкладке «Макет» можно добавить ЗАГОЛОВОК диаграммы, ЛЕГЕНДА — область, в которой расшифровываются цвета и узоры, соответствующие определенным данным в диаграмме, ПОДПИСИ ДАННЫХ — возле каждого элемента диаграммы, ТАБЛИЦА ДАННЫХ — под диаграммой помещается фрагмент исходной таблицы с данными для диаграммы, ОСИ и ЛИНИИ СЕТКИ не появляются для круговых и кольцевых диаграмм.
— Все — диаграмма готова.
— С диаграммами в повседневной жизни вы встречаетесь не часто. Возможно на уроках географии, истории и математики. ЭТ могут быть полезны на уроках математики, при подготовке к урокам алгебры.
V. Закрепление материала (Практическая работа по вариантам.)
Вариант 1.
Построить диаграмму: «Успеваемость по школе за I триместр»
«5» | «4» | «3» | «н/а» | |
1- 9 кл. | 2,5% | 30,3% | 66,6% | 0,8% |
Вариант 2
Построить диаграмму: «Средний балл по предмету за I триместр».
5а | 5б | 6а | 6б | 7а | 7б | 8а | 8б | 9а | 9б | |
Ср.балл по всем | 4,16 | 3,81 | 4,09 | 3,84 | 3,92 | 3,97 | 3,56 | 3,73 | 3,64 | 3,73 |
VI. Итоги урока.(Выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня освоения).
• При организации рефлексии ответить на вопросы:
— Что нового вы узнали сегодня?
— Что научились делать?
— Что вызвало затруднения?
— Достигли ли ожидаемых результатов?
• Выставление отметок – средний балл за практическую работу и отметка за ответы на вопросы при повторении основных знаний.
VII. Домашнее задание. (Закрепление полученных теоретических знаний и практического навыка решения задач по теме «Построение графиков и диаграмм»).
-
Теория по параграфу§ 21 учебника.
-
Познакомиться с вкладкой «Работа с диаграммами — Формат».