Технологическая карта урока информатики по теме «В мире кодов. Способы кодирования информации».
Учебный предмет: информатика
Класс: 5
Тема урока: В мире кодов. Способы кодирования информации.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель урока: обеспечить восприятие, осмысление и первичное закрепление понимания процесса кодирования информации, различных видов кодирования.
Решаемые учебные задачи:
1) закрепить знания об информационных процессах;
2) обратить внимание учащихся на многообразие окружающих их кодов;
3) сформировать общие представления о роли кодирования информации;
4) поупражняться в кодировании и декодировании информации с помощью различных кодов.
Основные понятия, рассматриваемые на уроке:
условный знак; код; кодирование; декодирование
Используемые на уроке средства ИКТ: персональный компьютер (ПК) учителя, мультимедийный проектор, экран; ПК учащихся.
Планируемые образовательные результаты:
предметные – общие представления о кодах и кодировании; умения кодировать и декодировать информацию при известных правилах кодирования;
метапредметные – умение перекодировать информацию из одной пространственно-графической или знаково-символической формы в другую;
личностные – понимание значения различных кодов в жизни человека; интерес к изучению информатики.
ХОД УРОКА:
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||
| ||||
1. Организационный момент. | Приветствие учащихся разными способоми (плакат «Доброе утро!», жестами, словами «Доброе утро») Создание доброжелательной атмосферы. | Выделение существенной информации из слов учителя (ответ на приветствие учителя) | Взаимодействие с учителем | Целеполагание. Умение настраиваться на занятие. |
2. Постановка цели и задач урока. В начале урока я поприветствовала вас необычно. Попробуйте и вы передать свое настроение по-разному. (улыбка, рукой помахать, словами поприветствовать, рукопожатие и т.д.) Мы одну и ту же информацию попробовали передать разными способами. Один и тот же жест может содержать разную информацию в разных странах (пример – кивок головы: у нас – да, в Болгарии – нет) Что следует предпринять, чтобы правильно понять людей разных стран? (знать жесты, знать, что они означают, какое действие, предмет, явление этими жестами закодировано). Определим тему урока, поставим цели. | Выяснение темы урока и формулировка его цели. Постановка проблемного вопроса | Выделение существенной информации из слов учителя. Осуществление актуализации личного жизненного опыта (отвечают на вопросы учителя, выдвигают предположения: жест может означать разные понятия, то – что под этим жестом закодировано, т.е. тема урока – кодирование информации) Формулируют цели урока. 1.Знать способы кодирования. 2.Приводить примеры, т.е. представлять информацию разных кодов.
| Взаимодействие с учителем. Слушание учителя и товарищей, построение понятных для собеседника высказываний. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний. |
3. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания. (разные уровни заданий: карточки разного цвета- базовый, повышенный, высокий). Ученик выбирает свой уровень задания. Задания базового уровня сложности. Задания повышенного уровня сложности. Задания высокого уровня сложности.
После проверки вопрос детям «Поднимите руку, кто бы из вас смог справиться с заданиями более сложного уровня и выбрать карточку другого цвета?» | Даёт задания обучающимся. Следит за самостоятельностью выполнения заданий. Выводит на экран правильное решение задач. | Компетенция обучающихся в области информатики. Выбирают уровень сложности задания, решают задачи.
Задания низкого уровня сложности. Задания среднего уровня сложности. Задания высокого уровня сложности. Проверка соседей. Сверится с учителем на слайде. Оценивают себя в соответствии с выбранным уровнем.
| Регуляция учебной деятельности. Взаимодействие с учителем. | Самоконтроль выполнения задания.
Самооценка, анализ своих возможностей.
|
4. Первичное усвоение новых знаний. Приглашает к доске одного из учеников, дает карточку с предложением «МАЛЬЧИК ПРОСЫПАЕТСЯ ОТ ЗВОНКА БУДИЛЬНИКА» и просит его изобразить написанное, а ребятам отгадать. Информация поступает к нам в виде условных знаков или сигналов самой разной физической природы. Для того чтобы произошла передача информацииприемник должен не только принять сигнал, но и расшифровать его. (будильник – нужно вставать; телефонный звонок — нужно поговорить; школьный звонок — перемена.) Для правильного понятия разных сигналов требуется разработка кода или кодирование. Работа с учебником (п.7), прочитать определения, что такое код, кодирование и декодирование, способы кодирования и заполнить схему. Существует три основных способа кодирования информации:
| Отгадывают и возвращаются к теме урока.
Организует беседу по теме урока. Даёт задание «Найти в параграфе учебника определения и заполнить схему».
| Анализируют полученную информацию.
Формирование умений вести беседу, умения выделять главное, делать выводы. Анализ содержания параграфа (участвуют в беседе, читают параграф, выделяют существенную информацию, выписывают в тетрадь).
| Выражают и аргументируют свои мысли.
Согласование усилий по решению учебной задачи, приходить к общему мнению в совместной деятельности, учитывать мнения других.Обсуждают выводы. |
Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Планировать и корректировать свои действия. Самоконтроль и взаимоконтроль выполнения задания в парах, группах… |
5. Первичная проверка понимания. Множество кодов в нашей жизни. -Учебник, стр. 47. Работа в парах: С какими способами кодирования информации мы встречаемся в жизни?
| Даёт учащимся задание работать с учебником. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы. | Выделение существенной информации. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме. Умение формулировать вопросы. Отвечают на поставленный вопрос соседу по парте, а затем фронтально. . | Понимать на слух вопросы и ответы, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия. Участвуют в обсуждении содержания параграфов во фронтальном режиме. | Умение слушать. Принятие и сохранение учебной цели и задачи. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля.Контроль правильности ответов. Самоконтроль понимания вопросов. |
6. Первичное закрепление Решение заданий из ЭОР
| Формулировка условий задач и контроль за правильным их решением.
| Решение задач. Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.
| Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию, уметь использовать речь для регулирования своего действия. Участвуют в обсуждении ответов на вопросы во фронтальном режиме. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля. Контроль правильности ответов обучающихся. |
Работа в группах: выполнение заданий в рабочей тетради: по теме. | Формулировка условий задач и контроль за правильным их решением.
| Решение задач.Работа в группах: выполняют задания в тетради . | Умение работать в группах, слушать чужое мнение, высказывать свое.Участвуют в обсуждении ответов на вопросы. | Планирование учебного сотрудничества со сверстниками, принятие решения. Взаимоконтроль. |
7. Итоги урока, рефлексия. Что нового узнали на уроке, достигли ли поставленных целей?
Сегодня на уроке….
Я узнал, что…. Я понял, что… Я хочу узнать …. Дома я повторю…. | Формулирует вопрос.
Проводит рефлексию. | Осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме.Отвечают на вопрос.
| Понимать на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. Участие в обсуждении итогов урока во фронтальном режиме. Уметь формулировать собственное мнение Взаимодействуют с учителем. | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся.
|
8. Домашнее задание. п.7(1) читать, определения учить, задания №92-95 в рабочей тетради выполнить письменно. Закодировать предложение с помощью одного из изученных способов кодирования или придумайте свой. | Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействие с учителем | Регуляция учебной деятельности. |
КОД
Система условных знаков для представления информации
Представление информации с помощью некоторого кода
кодирование
Символьный способ
Числовой способ
Графический способ
25̊ С
А ЛД Е ПТН О
ЛЕТНИЙ СОЛНЕЧНЫЙ ТЕПЛЫЙ ДЕНЬ
декодирование