Вычислительные таблицы. Расчеты в Excel.

7-й класс

Цели:

  • систематизировать и обобщить сведения, полученные учащимися на предыдущем уроке;

  • сформировать умения выполнения простейших вычислений в таблицах.

  • расширять представление о вычислительных таблицах;

  • расширить представления учащихся о табличных информационных моделях;

  • закрепить навыки создания таблиц;

Задачи:

Образовательные:

  • изучить способы заполнения, построение и выполнения вычислений в таблицах;

  • закрепить представления учащихся о табличных информационных моделях;

  • сформировать навыки самостоятельной работы;

  • систематизировать полученные знания.

Развивающие:

  • развитие мышления, формирование умений делать выводы, развитие находчивости, умения преодолевать трудности;

Воспитательные:

  • воспитание положительного отношения к знаниям, привитие интереса к информатике, формирование навыков самоорганизации и самоконтроля, развитие познавательного интереса, воспитание культуры.

Вид урока: урок формирования новых знаний и выработки практических умений ​и навыков.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы на уроке: самостоятельная, индивидуальная работа.

Оборудование:

  • компьютеры;

  • комплекс мультимедиа (ПК, проектор, интерактивная доска);

  • презентация

Основные понятия:

  • табличная информационная модель,

  • вычислительная таблица,

  • формула.

Ход урока

  1. Актуализация и проверка усвоения изученного материала

На прошлом уроке мы говорили о вычислительных таблицах.

Обсуждаются вопросы:

Что называется вычислительной таблицей?

Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.

Вычислительная таблица может содержать итоговую строку (графу). Итоговая строка (графа) имеет заголовок «Итого» или «Всего».

В ячейках итоговой строки (графы) размещают суммы чисел из соответствующих граф (строк). Важно, чтобы эти суммы имели смысл.

Пример 1:

Товар

Цена, руб.

Количество

Стоимость

Тетрадь, 12 л., клетка

3

10

30

Тетрадь, 12 л., линейка, косая

2,5

10

25

Альбом для рисования, 8 л.

5

4

20

Карандаши цветные «Зарница», 6 шт.

20

1

20

Авторучка

5

6

30

Карандаш простой

1

6

6

Цветная бумага, 8 цв.

12

2

24

Итого:

 

39

155

стоимость = цена * количество

Самое главное:

Вычислительными будем называть такие таблицы, в которых значения некоторых свойств вычисляются с использованием значений других свойств из этой же таблицы.

Вычислительная таблица может содержать итоговую строку (графу). Итоговая строка (графа) имеет заголовок «Итого» или «Всего».

В ячейках итоговой строки (графы) размещают суммы чисел из соответствующих граф (строк). Важно, чтобы эти суммы имели смысл.

  1. Формирование новых знаний и выработки практических умений ​и навыков.

Задание 1. Клумбы

С помощью таблицы решим следующую задачу.

На школьном дворе разбивают 5 клумб треугольной формы. Первая клумба представляет собой равносторонний треугольник со сторонами 5, 5 и 7 метров. Вторая клумба имеет форму прямоугольного треугольника, ее стороны 3, 4 и 5 метров. Стороны третьей клумбы равны 4, 3 и 3 метра. Четвертная клумба представляет собой равносторонний треугольник, длина стороны которого равна 4 метрам. Стороны пятой клумбы равны 7, 5 и 7 метров.

Сколько провода нужно для обозначения границ каждой из этих клумб?

Хватит ли 50 м провода, чтобы обозначить на земле границы всех клумб?

Составляется таблица и в неё заносятся данные из условия задачи.

Клумба

Размеры

Сторона 1, м

Сторона 1, м

Сторона 1, м

Периметр, м

1

5

5

7

2

3

4

5

3

4

3

3

4

4

4

4

5

7

5

7

Итого:

Решение данной задачи

Шаг1.

Клумба

Размеры

Сторона 1, м

Сторона 1, м

Сторона 1, м

Периметр, м

1

5

5

7

=стр1+стр2+стр3

2

3

4

5

3

4

3

3

4

4

4

4

5

7

5

7

Итого:

Шаг2

Клумба

Размеры

Сторона 1, м

Сторона 1, м

Сторона 1, м

Периметр, м

1

5

5

7

=5+5+7

2

3

4

5

=3+4+5

3

4

3

3

=4+3+3

4

4

4

4

=4+4+4

5

7

5

7

=7+5+7

Итого:

=кл1+кл2+кл3+кл4+кл5

Шаг3

Клумба

Размеры

Сторона 1, м

Сторона 1, м

Сторона 1, м

Периметр, м

1

5

5

7

=17

2

3

4

5

=12

3

4

3

3

=10

4

4

4

4

=12

5

7

5

7

=19

Итого:

=70

Шаг 4. Используя полученные данные, ответим на вопросы:

Сколько провода нужно для обозначения границ каждой из этих клумб?
Хватит ли 50 м провода, чтобы обозначить на земле границы всех клумб?

  1. Физкультминутка

Известно, что дети быстро утомляются на уроках, поскольку длительное время находятся в статичном положении.

Физкультминутки помогают предупреждению и снятию умственного утомления.

Проводят физкультминутку на 12–20 минуте от начала урока.

Продолжительность 1–2 минуты.
(Проводится электронная физкультминутка для глаз.)

Практическая работа. Решение задач с использованием готовых таблиц в файле Excel

Задача 1. Веселые человечки. Путешествия

Во время каникул веселые человечки отправились путешествовать на разных видах транспорта. Незнайка проплыл 50 км на пароходе, проехал 40 км на поезде и пролетел 100 км на самолете. Поэт Цветик проплыл на пароходе 100 км и проехал на поезде 20 км. Торопыжка пролетел на самолете 200 км и проехал поездом 10 км. Доктор Медуница проехала на поезде 30 км и проплыла на пароходе 60 км.

Какое расстояние проехал каждый из человечков какое расстояние все человечки вместе проехали на каждом виде?

Задача 2. Веселые человечки. Пирожки

Веселые человечки решили сходить в поход. Пончик испек для всех пирожки с мясом, яблоками, капустой и повидлом и разложил их по пакетам, кулькам и коробкам. Пирожков с мясом оказалось 3 коробки, 2 кулька и 3 пакета. Пирожков с яблоками – 5 пакетов, 1 кулек и 2 коробки. Пирожков с повидлом – 6 кульков и 1 коробка. Пирожков с капустой – 2 пакета, 1 коробка и 1 кулек. В коробку вмещается 20 пирожков, в пакет – 25, в кулек – 15.

Сколько всего пирожков испек Пончик и сколько среди них было пирожков каждого сорта; сколько пирожков было уложено в упаковку каждого вида?

  1. Подведение итогов, выставление оценок.

Оценки выставить всем ученикам за работу на уроке и выполнение практической работы.

При подведении итогов отметить все ли получилось, какие трудности встречались в процессе работы? Достигнута ли цель урока?

6. Домашнее задание §2.7 (стр. 75 – 78);

Литература: (слайд 19, 20)

Информатика и ИКТ: учебник для 7 класса/ Л. Л. Босова. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2009.

Уроки информатики в 5-7 классах: Методическое пособие / Л.Л. Босова, А.Ю. Босова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here