ГУ СШ №16 города Костаная

Республика Казахстан

Конспект урока по математике

в 3 классе

«Деление двузначного числа на однозначное с помощью разложения на удобные слагаемые»

подготовила:

учитель начальных классов

Омарова Гульнара Булатовна

г. Костанай

2014

Тема урока: Деление двузначного числа на однозначное с помощью разложения на удобные слагаемые.

Цель урока: познакомить с делением двузначного числа на однозначное способом разложения делимого на удобные слагаемые; формировать навыки решения задач;

Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности детей;

Воспитывающие: воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.

Вид урока: урок — путешествия по г. Астане

Формы работы: индивидуальная, коллективная, самостоятельная

Оборудование: учебник по математике для 3 класса, интерактивная доска, карточки.

Ход урока.

1. Орг. момент. Эмоциональный настрой. (Слайд №2)
-Начинаем ровно в срок наш любимейший урок.
Математику друзья не любить никак нельзя.
Пусть сегодня на уроке нам сопутствует успех!
Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи и успешности в придачу!

2. Подготовка к активной познавательной деятельности.

Нам сегодня с вами вместе

Некогда стоять на месте.

3.Актуализация знаний.

-Нам ребус автовокзал сегодня загадал, (Слайд №3 здание автовокзала)

В нем темы урока тайна.

Чтоб тему его прочитать,

Его нам надо разгадать.

1

2

3

4

1. Арифметическое действие (когда раскладываем на части)

2. Название числа, состоящего из двух цифр.

3.Предлог

4.Название числа первого десятка.

Ответ. Деление двузначного числа на  однозначное.(слайд 4)

4.Сообщение темы и целей урока.

-Сегодня на уроке мы продолжим работу над темой : Деление двузначного числа на  однозначное с помощью разложения на удобные слагаемые .( Слайд №5)

— Где будем знания применять? -Какие цели будут преследовать на уроке?

-С нашего автовокзала мы отправляемся в дальний путь (Слайд № 6 автобус)

Всех прошу занять места в нашем туристическом автобусе,

Чем займёмся — сообщаю:

Способы деленья на уроке закрепим,

И задачки порешаем и периметр найдём,

Много нового узнаем

— У нас сегодня не просто урок математики, а урок –путешествия.

— Сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию в Астану,и посетим самые интересные достопримечательности нашей столицы. В этом нам помогут знания, полученные на уроках математики.а я буду вашим экскурсоводом.

— Мы прибываем на вокзал города Астаны (Слайд № 7 здание вокзала г. Астаны)

5.Устный счет.

-А сейчас когда мы прибыли на автовокзал в Астану. Перед входом продают бабушки орешки мы решили купить их. Перед вами выражения. Найдите их значения (Слайд №8)

2х50 30х3 80:4 100:50 20Х5 36:3 1Х40 20:10

Молодцы!

— Кто же является символом нашей республики? (Слайд №9) (снежный барс)

— Маршрут экскурсии знает снежный барс. Надо узнать, как еще можно назвать снежного барса, а для этого надо устно решить примеры. (Слайд № 10)

(18 + 24):6 = И

(70 – 30)·3 = Р

42 + (88 – 40):8 = С

100:(36+ 14)+4·7 = И

14·5 + 56:8 = Б

(Слайд № 11)

7

120

77

30

48

И

Р

Б

И

С

— Снежного барса ещё называют ирбис или снежный леопард. (Слайд № 12)

Молодцы ребята! Хорошо справились с устным счетом.

-Что мы должны хорошо знать, чтобы быстро, правильно считать?

(таблицу умножения, порядок выполнения действий, автоматически производить вычислительные навыки)

6.Работа в тетради. Число, классная работа.

— Символ республики Казахстан просит выполнить задание. (слайд №13) (работа выполняется индивидуально с проверкой)

7.Математический диктант. (1 ученик за доску) слайд №14

-Уменьшаемое равно 150, а разность равна 50. Найдите вычитаемое.(100)

-Один множитель равен 70, а произведение равно 490. Найдите второй

множитель.(7)

— Делимое равно 100, а делитель равен50. Найдите частное.(2)

— Одно слагаемое равно 50, а другое равно 150. Найдите сумму.(200)

— Один множитель равен 90, а произведение равно 180. Найдите второй

множитель.(2)

— Делимое равно 100, а делитель равен 20. Найдите частное.(5)

Проверка слайд№15

Молодцы! Чтобы правильно выполнить мат.диктант что мы должны знать?

(Компоненты деления, умножения, сложения ,вычитания).

8. Работа по теме урока.

На пути 1 достопримечательность-

— Чтобы узнать, что считается символом и главной достопримечательностью Астаны надо решить примеры.

Но сначала вспомним Алгоритм деления двузначного числа: слайд№16

1. Представлю в виде суммы разрядных или суммы удобных слагаемых

2. Разделю слагаемые

3. Сложу результаты. 

Помните, что одно из слагаемых это число из таблицы умножения.

-Перед вами, ребята слайд№17 примеры ,давайте решим их..

52 : 4 =

36 : 3 

36 : 2.

— Чем отличаются приемы деления? (число можно представить в виде суммы разрядных слагаемых, представить в виде суммы удобных слагаемых)

— Молодцы, хорошо справились с этим заданием и так, (Слайд № 18 Байтерек)

монумент «Астана–Байтерек» считается символом и главной достопримечательностью Астаны.
Идея постройки принадлежит президенту Республики Казахстан Нурсултану Назарбаеву. В 2002 году на открытии монумента, президент Казахстана сказал: «Любой, кто сюда поднимется, впитает в себя степную ширь Казахстана и огромность нашего государства». В центре панорамного зала находится деревянный глобус c 17 лепестками, подписанными 17 представителями различных мировых религий. Рядом с глобусом на столике внутри медного полушария находится слепок ладони президента Казахстана Назарбаева.
Считается, что если вложить ладонь в отпечаток, то начинает играть «музыка небесных сфер». В этот момент надо успеть загадать желание.

А чтобы подняться на смотровую площадку Байтерека и загадать самое сокровенное желание нам надо выполнить следующие задания.

9.Разноуровневые задания

Наши полученные знания помогут нам в дальнейшей работе.  А  сейчас поработаем по уровням. Выполняем 1уровень

1 уровень

( 60 + 9) : 3  (30 + 12) : 3   

Проверка  Слайд № 19         

2 уровень

38 : 2                   90 : 5             96:4 

   Проверка  Слайд № 20        

3 уровень

1Конспект урока по математике в 3 классе «Деление двузначного числа на однозначное с помощью разложения на удобные слагаемые»20 — +78:6=73

2Конспект урока по математике в 3 классе «Деление двузначного числа на однозначное с помощью разложения на удобные слагаемые»70+30: +2=287

Проверка  Слайд № 21         

Молодцы!

-Какой прием деления использовали? (деление двузначных чисел на однозначные с помощью разложения на удобные слагаемые.)

— Теперь закроем глаза и каждый из нас загадает свое желание, и оно обязательно сбудется. Загадали, молодцы, а мы отправляемся ко второй достопримечательности.

10.Работа в группах.

2 достопримечательность узнаем поработав в группах

Решите задачу  Слайд № 22   Хан шатыр     

На автопарковке было 44 машин, 2 машины уехали, а остальные расставили поровну по 3 машины. Сколько рядов машин получилось в автопарковке?

Проверка  Слайд №23        

Было-44 м.

Уехало-2 м.

Расставили -? рядов поровну по 3 м.

Решение:

1)44 – 2 = 42 (м)

2)42:  3 = 14 (ряд )

Ответ:  расставили в 14 рядов

Хан-Шатыр» (Хан-шатёр) — крупный торгово-развлекательный центр в столице Казахстана Астане. Открыт в 2010 году. (Слайд № 24 Норман Фостер) Перед нами архитектор Хан Шатыра_- Норман Фостер. Он откроет нам секрет своего творения.

Но для этого надо решить обратные задачи в группах

Проверка  Слайд №25    

2)Было-? м

Уехало-2м

Расставили -14 рядов поровну по 3 м

14Х3+2=44М

3)Было-44 м

Уехало-? м

Расставили -14 рядов поровну по 3 м

44-(14х3)=2М

(Слайд № 26 Хан Шатыр)

— А секрет этого строения состоит в том, что оригинальная архитектура центра — здание представляет собой гигантский прозрачный шатер. Благодаря особому химическому составу, он защитит внутреннее пространство комплекса от резких температурных перепадов и создает комфортный микроклимат внутри комплекса.
Общая площадь Хан Шатыра — 127 тысяч квадратных метров, а высота Хан Шатыра составляет 150 метров.

По всему «Хан-Шатыру» выстроились экзотические тропические растения, которые обещают цвести круглый год: температура внутри здания не будет меняться ни зимой, ни летом благодаря плотному покрытию и проникающему солнечному свету.

Это позволит посетителям бассейна и тренажерного зала загорать и заниматься физическими упражнениями практически в любую погоду.
11. Физминутка  

Вы, наверное,устали

Настало время отдыхать.

Предлагаю я усталость

Физкультминуткой снять

Мы разминку делать будем.

Вначале туловище крутим.

Раз – два – три, не отставай.

И наоборот вращай.

А теперь поднимем ручки

И рывком опустим их

Левой – правой, раз – раз – раз

Снова вверх мы их поднимем

И опять опустим вниз

Начинаем приседать:

Раз, два,  три,  четыре, пять

Приседания нужны                       

Хоть немножечко трудны

Мы пойдем теперь на месте:

Остановимся все вместе

Вновь урок пойдет у нас.

12.Работа в парах.

3. Достопримечательность- Развлекательный центр « Думан»  Слайд №27         

Чтобы туда попасть нам надо решить уравнения в парах : (Слайд №28 уравнения)

х : 3= 13 ∙ 2 х ∙ 5 =95

х : 3 = 26 х = 95 : 5

х = 26*3 х = 19

х =78 19∙ 5 = 95

78 : 3 =13∙ 2 95 = 95

26 =26

У кого все получилось, поставьте себе «+»

Закончи предложение:

-Если делимое разделить на делитель,то получится…(значение частного)

Если делитель умножить на частное, то получится …(делимое)

Если делимое разделить на частное, то получится…(делитель)

( Слайд № 29) Самый известный центр развлечений — развлекательный комплекс — «Думан». Это место для отдыха всей семьей. На территории « Думан» расположен океанариум, современный 3 д-кинотеатр, театр, игровые автоматы, аттракцион «Джунгли», боулинг, гостиницы, кафе, рестораны и закрытый аквапарк. Океанарий развлекательного центра «Думан» на сегодняшний день является первым и пока единственным в СНГ. Объем воды в казахском океанариуме — 3 миллиона литров. Для его создания специально были завезены 120 тонн морской соли. В океанариуме живет более

2 000 разновидностей морских жителей, представителей морской фауны из различных частей мира.

— Работники океанариума приготовили задание, которое мы должны выполнить самостоятельно.

В океанариум привезли семью касаток. Касатки — красивые, очень крупные и проворные плотоядные дельфины. Касатки легко поддаются дрессировке.

13.Самостоятельная работа.

Задача: (текст задачи на парте)  Слайд № 30         
Прямоугольный участок для проживания касаток надо огородить. Длина -30 метров, а ширина 20 метров. Найдите площадь и периметр участка изгороди. (самостоятельно).Запишите только решение.

— Как находится площадь? А периметр?

Проверка  Слайд №31        

Площадь участка равна:
20 м ∙ 30 м = 60 м²

Периметр изгороди:

(20 м + 30 м) ∙ 2 = 100 м

20 м ∙ 2 + 30 м ∙ 2 = 100 м

Ответ: площадь участка составляет 60 м², периметр изгороди составляет 100 м.

— Молодцы, вы хорошо справились со всеми заданиями. — Сумели найти площадь и периметр фигуры.

14.Групповая работа.

— Мы сегодня совершили увлекательное путешествие по нашей столице. А сейчас нам пора возвращаться (Слайд № 32 автобус) домой, занимаем места в нашем туристическом автобусе. Дорога дальняя мы успеем сделать ещё задание  

Слайд № 33        

В этом задании в каждой строчке спрятались примеры, на деление двузначных на однозначные, зачеркните в каждой строчке цифры, которые не нужны.

80:5, 96:6 91:7 45:3 72:3 36:3

80

2

5

4

16

1

96

6

16

3

91

6

7

12

13

4

45

12

3

15

72

10

3

20

24

6

36

3

24

12

Проверим.

— Мы прибыли на наш автовокзал.

Вспомним всё, что знаем по теме с помощью теста. Время -3 мин

Тест:

1. Запишите двузначное число, которое оканчивается цифрой 3 и которое больше 86:

А) 93 б)83 в)89

2.Представьте число 56 в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на 4:

А) 50 +6 б) 40 +16 в)24 +26

3) Какие все двузначные числа, делятся на 6, но не делятся на 9.

А) 12,18,24 б)12,24,30 в) 12,24,36.

4) Сравните: 36:4 * 36:3

А)< б)> в) =

5) Выберите среди данных выражений те, в которых выполняется внетабличные умножение и деление:

А) 5х6 Б)24 :6 В) 45:3 Г) 12х5

Проверка  

Подведём итоги урока

— Что нового узнали на уроке?

— Чему научились?

— Какое задание вам понравилось?

— При выполнении, какого задания испытывали затруднения?

На столах смайлики, покажите какое у вас настроение?

Список использованной литературы

Мокрушина О.А. поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И. Моро, М.А. Бантовой и др.- М.: Вако,2005-432 с.-(В помощь школьному учителю.)

Автор и источник заимствования неизвестен

Использованные материалы и Интернет-ресурсы

http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/urok-matematiki-v-3-klasse-po-teme-zakreplenie-tablitsy-umnozheniya-i

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here