ГУ СШ №16 города Костаная
Республика Казахстан
Конспект урока по математике
в 3 классе
«Деление двузначного числа на однозначное с помощью разложения на удобные слагаемые»
подготовила:
учитель начальных классов
Омарова Гульнара Булатовна
г. Костанай
2014
Тема урока: Деление двузначного числа на однозначное с помощью разложения на удобные слагаемые.
Цель урока: познакомить с делением двузначного числа на однозначное способом разложения делимого на удобные слагаемые; формировать навыки решения задач;
Развивающие: развивать логическое мышление, внимание, память, творческие способности детей;
Воспитывающие: воспитывать чувство товарищества и взаимовыручки.
Вид урока: урок — путешествия по г. Астане
Формы работы: индивидуальная, коллективная, самостоятельная
Оборудование: учебник по математике для 3 класса, интерактивная доска, карточки.
Ход урока.
1. Орг. момент. Эмоциональный настрой. (Слайд №2)
-Начинаем ровно в срок наш любимейший урок.
Математику друзья не любить никак нельзя.
Пусть сегодня на уроке нам сопутствует успех!
Поприветствуем гостей, с ними нам вдвойне теплей!
Пожелайте нам удачи и успешности в придачу!
2. Подготовка к активной познавательной деятельности.
Нам сегодня с вами вместе
Некогда стоять на месте.
3.Актуализация знаний.
-Нам ребус автовокзал сегодня загадал, (Слайд №3 здание автовокзала)
В нем темы урока тайна.
Чтоб тему его прочитать,
Его нам надо разгадать.
2 | 3 | 4 | ||
|
|
1. Арифметическое действие (когда раскладываем на части)
2. Название числа, состоящего из двух цифр.
3.Предлог
4.Название числа первого десятка.
Ответ. Деление двузначного числа на однозначное.(слайд 4)
4.Сообщение темы и целей урока.
-Сегодня на уроке мы продолжим работу над темой : Деление двузначного числа на однозначное с помощью разложения на удобные слагаемые .( Слайд №5)
— Где будем знания применять? -Какие цели будут преследовать на уроке?
-С нашего автовокзала мы отправляемся в дальний путь (Слайд № 6 автобус)
Всех прошу занять места в нашем туристическом автобусе,
Чем займёмся — сообщаю:
Способы деленья на уроке закрепим,
И задачки порешаем и периметр найдём,
Много нового узнаем
— У нас сегодня не просто урок математики, а урок –путешествия.
— Сегодня мы с вами отправляемся на экскурсию в Астану,и посетим самые интересные достопримечательности нашей столицы. В этом нам помогут знания, полученные на уроках математики.а я буду вашим экскурсоводом.
— Мы прибываем на вокзал города Астаны (Слайд № 7 здание вокзала г. Астаны)
5.Устный счет.
-А сейчас когда мы прибыли на автовокзал в Астану. Перед входом продают бабушки орешки мы решили купить их. Перед вами выражения. Найдите их значения (Слайд №8)
2х50 30х3 80:4 100:50 20Х5 36:3 1Х40 20:10
Молодцы!
— Кто же является символом нашей республики? (Слайд №9) (снежный барс)
— Маршрут экскурсии знает снежный барс. Надо узнать, как еще можно назвать снежного барса, а для этого надо устно решить примеры. (Слайд № 10)
(18 + 24):6 = И
(70 – 30)·3 = Р
42 + (88 – 40):8 = С
100:(36+ 14)+4·7 = И
14·5 + 56:8 = Б
(Слайд № 11)
120 | 77 | 30 | 48 | |
И | Р | Б | И | С |
— Снежного барса ещё называют ирбис или снежный леопард. (Слайд № 12)
Молодцы ребята! Хорошо справились с устным счетом.
-Что мы должны хорошо знать, чтобы быстро, правильно считать?
(таблицу умножения, порядок выполнения действий, автоматически производить вычислительные навыки)
6.Работа в тетради. Число, классная работа.
— Символ республики Казахстан просит выполнить задание. (слайд №13) (работа выполняется индивидуально с проверкой)
7.Математический диктант. (1 ученик за доску) слайд №14
-Уменьшаемое равно 150, а разность равна 50. Найдите вычитаемое.(100)
-Один множитель равен 70, а произведение равно 490. Найдите второй
множитель.(7)
— Делимое равно 100, а делитель равен50. Найдите частное.(2)
— Одно слагаемое равно 50, а другое равно 150. Найдите сумму.(200)
— Один множитель равен 90, а произведение равно 180. Найдите второй
множитель.(2)
— Делимое равно 100, а делитель равен 20. Найдите частное.(5)
Проверка слайд№15
Молодцы! Чтобы правильно выполнить мат.диктант что мы должны знать?
(Компоненты деления, умножения, сложения ,вычитания).
8. Работа по теме урока.
На пути 1 достопримечательность-
— Чтобы узнать, что считается символом и главной достопримечательностью Астаны надо решить примеры.
Но сначала вспомним Алгоритм деления двузначного числа: слайд№16
1. Представлю в виде суммы разрядных или суммы удобных слагаемых
2. Разделю слагаемые
3. Сложу результаты.
Помните, что одно из слагаемых это число из таблицы умножения.
-Перед вами, ребята слайд№17 примеры ,давайте решим их..
52 : 4 =
36 : 3
36 : 2.
— Чем отличаются приемы деления? (число можно представить в виде суммы разрядных слагаемых, представить в виде суммы удобных слагаемых)
— Молодцы, хорошо справились с этим заданием и так, (Слайд № 18 Байтерек)
монумент «Астана–Байтерек» считается символом и главной достопримечательностью Астаны.
Идея постройки принадлежит президенту Республики Казахстан Нурсултану Назарбаеву. В 2002 году на открытии монумента, президент Казахстана сказал: «Любой, кто сюда поднимется, впитает в себя степную ширь Казахстана и огромность нашего государства». В центре панорамного зала находится деревянный глобус c 17 лепестками, подписанными 17 представителями различных мировых религий. Рядом с глобусом на столике внутри медного полушария находится слепок ладони президента Казахстана Назарбаева.
Считается, что если вложить ладонь в отпечаток, то начинает играть «музыка небесных сфер». В этот момент надо успеть загадать желание.
А чтобы подняться на смотровую площадку Байтерека и загадать самое сокровенное желание нам надо выполнить следующие задания.
9.Разноуровневые задания
Наши полученные знания помогут нам в дальнейшей работе. А сейчас поработаем по уровням. Выполняем 1уровень
1 уровень
( 60 + 9) : 3 (30 + 12) : 3
Проверка Слайд № 19
2 уровень
38 : 2 90 : 5 96:4
Проверка Слайд № 20
3 уровень
Проверка Слайд № 21
Молодцы!
-Какой прием деления использовали? (деление двузначных чисел на однозначные с помощью разложения на удобные слагаемые.)
— Теперь закроем глаза и каждый из нас загадает свое желание, и оно обязательно сбудется. Загадали, молодцы, а мы отправляемся ко второй достопримечательности.
10.Работа в группах.
2 достопримечательность узнаем поработав в группах
Решите задачу Слайд № 22 Хан шатыр
На автопарковке было 44 машин, 2 машины уехали, а остальные расставили поровну по 3 машины. Сколько рядов машин получилось в автопарковке?
Проверка Слайд №23
Было-44 м.
Уехало-2 м.
Расставили -? рядов поровну по 3 м.
Решение:
1)44 – 2 = 42 (м)
2)42: 3 = 14 (ряд )
Ответ: расставили в 14 рядов
Хан-Шатыр» (Хан-шатёр) — крупный торгово-развлекательный центр в столице Казахстана Астане. Открыт в 2010 году. (Слайд № 24 Норман Фостер) Перед нами архитектор Хан Шатыра_- Норман Фостер. Он откроет нам секрет своего творения.
Но для этого надо решить обратные задачи в группах
Проверка Слайд №25
2)Было-? м
Уехало-2м
Расставили -14 рядов поровну по 3 м
14Х3+2=44М
3)Было-44 м
Уехало-? м
Расставили -14 рядов поровну по 3 м
44-(14х3)=2М
(Слайд № 26 Хан Шатыр)
— А секрет этого строения состоит в том, что оригинальная архитектура центра — здание представляет собой гигантский прозрачный шатер. Благодаря особому химическому составу, он защитит внутреннее пространство комплекса от резких температурных перепадов и создает комфортный микроклимат внутри комплекса.
Общая площадь Хан Шатыра — 127 тысяч квадратных метров, а высота Хан Шатыра составляет 150 метров.
По всему «Хан-Шатыру» выстроились экзотические тропические растения, которые обещают цвести круглый год: температура внутри здания не будет меняться ни зимой, ни летом благодаря плотному покрытию и проникающему солнечному свету.
Это позволит посетителям бассейна и тренажерного зала загорать и заниматься физическими упражнениями практически в любую погоду.
11. Физминутка
— Вы, наверное,устали
Настало время отдыхать.
Предлагаю я усталость
Физкультминуткой снять
Мы разминку делать будем.
Вначале туловище крутим.
Раз – два – три, не отставай.
И наоборот вращай.
А теперь поднимем ручки
И рывком опустим их
Левой – правой, раз – раз – раз
Снова вверх мы их поднимем
И опять опустим вниз
Начинаем приседать:
Раз, два, три, четыре, пять
Приседания нужны
Хоть немножечко трудны
Мы пойдем теперь на месте:
Остановимся все вместе
Вновь урок пойдет у нас.
12.Работа в парах.
3. Достопримечательность- Развлекательный центр « Думан» Слайд №27
— Чтобы туда попасть нам надо решить уравнения в парах : (Слайд №28 уравнения)
х : 3= 13 ∙ 2 х ∙ 5 =95
х : 3 = 26 х = 95 : 5
х = 26*3 х = 19
х =78 19∙ 5 = 95
78 : 3 =13∙ 2 95 = 95
26 =26
У кого все получилось, поставьте себе «+»
Закончи предложение:
-Если делимое разделить на делитель,то получится…(значение частного)
Если делитель умножить на частное, то получится …(делимое)
Если делимое разделить на частное, то получится…(делитель)
( Слайд № 29) Самый известный центр развлечений — развлекательный комплекс — «Думан». Это место для отдыха всей семьей. На территории « Думан» расположен океанариум, современный 3 д-кинотеатр, театр, игровые автоматы, аттракцион «Джунгли», боулинг, гостиницы, кафе, рестораны и закрытый аквапарк. Океанарий развлекательного центра «Думан» на сегодняшний день является первым и пока единственным в СНГ. Объем воды в казахском океанариуме — 3 миллиона литров. Для его создания специально были завезены 120 тонн морской соли. В океанариуме живет более
2 000 разновидностей морских жителей, представителей морской фауны из различных частей мира.
— Работники океанариума приготовили задание, которое мы должны выполнить самостоятельно.
В океанариум привезли семью касаток. Касатки — красивые, очень крупные и проворные плотоядные дельфины. Касатки легко поддаются дрессировке.
13.Самостоятельная работа.
Задача: (текст задачи на парте) Слайд № 30
Прямоугольный участок для проживания касаток надо огородить. Длина -30 метров, а ширина 20 метров. Найдите площадь и периметр участка изгороди. (самостоятельно).Запишите только решение.
— Как находится площадь? А периметр?
Проверка Слайд №31
Площадь участка равна:
20 м ∙ 30 м = 60 м²
Периметр изгороди:
(20 м + 30 м) ∙ 2 = 100 м
20 м ∙ 2 + 30 м ∙ 2 = 100 м
Ответ: площадь участка составляет 60 м², периметр изгороди составляет 100 м.
— Молодцы, вы хорошо справились со всеми заданиями. — Сумели найти площадь и периметр фигуры.
14.Групповая работа.
— Мы сегодня совершили увлекательное путешествие по нашей столице. А сейчас нам пора возвращаться (Слайд № 32 автобус) домой, занимаем места в нашем туристическом автобусе. Дорога дальняя мы успеем сделать ещё задание
Слайд № 33
В этом задании в каждой строчке спрятались примеры, на деление двузначных на однозначные, зачеркните в каждой строчке цифры, которые не нужны.
80:5, 96:6 91:7 45:3 72:3 36:3
2 | 5 | 4 | 16 | |
1 | 96 | 6 | 16 | 3 |
|
|
|
|
|
91 | 6 | 7 | 12 | 13 |
4 | 45 | 12 | 3 | 15 |
72 | 10 | 3 | 20 | 24 |
6 | 36 | 3 | 24 | 12 |
Проверим.
— Мы прибыли на наш автовокзал.
Вспомним всё, что знаем по теме с помощью теста. Время -3 мин
Тест:
1. Запишите двузначное число, которое оканчивается цифрой 3 и которое больше 86:
А) 93 б)83 в)89
2.Представьте число 56 в виде суммы двух слагаемых, каждое из которых делится на 4:
А) 50 +6 б) 40 +16 в)24 +26
3) Какие все двузначные числа, делятся на 6, но не делятся на 9.
А) 12,18,24 б)12,24,30 в) 12,24,36.
4) Сравните: 36:4 * 36:3
А)< б)> в) =
5) Выберите среди данных выражений те, в которых выполняется внетабличные умножение и деление:
А) 5х6 Б)24 :6 В) 45:3 Г) 12х5
Проверка
Подведём итоги урока
— Что нового узнали на уроке?
— Чему научились?
— Какое задание вам понравилось?
— При выполнении, какого задания испытывали затруднения?
На столах смайлики, покажите какое у вас настроение?
Список использованной литературы
Мокрушина О.А. поурочные разработки по математике к учебному комплекту М.И. Моро, М.А. Бантовой и др.- М.: Вако,2005-432 с.-(В помощь школьному учителю.)
Автор и источник заимствования неизвестен
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/matematika/urok-matematiki-v-3-klasse-po-teme-zakreplenie-tablitsy-umnozheniya-i