МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3 С УГЛУБЛЕННЫМ
ИЗУЧЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ»
г. СТРОИТЕЛЬ БЕЛГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
«Файлы и файловая система»
8 класс
Власова Татьяна Александровна
Номинация: естественно-научный цикл
2010 г.
Пояснительная записка
Одной из целей школьного образования является формирование информационной деятельности детей, в которой умение понимать информацию и эффективно с ней работать становится главной и ведущей в учебе. Полученные учащимися знания на уроках информатики применяются в обучении всех предметов. Ученики приобретают навыки работы с компьютером, используя его для решения учебных задач. Как правило, уроки информатики строятся по определенной схеме: часть урока посвящена практике на компьютере, часть — изучению нового материала и контролю.
Предлагаемый урок «Файлы и файловая система» 8 класс является вторым в изучении темы «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» (тематическое планирование составлено по программе профессора Н.Д. Угриновича). Данный урок реализует следующие задачи: развитие интереса к предмету, информационной культуры, расширение кругозора, воспитание принципов сотрудничества.
Урок оформлен мультимедийной презентацией, что позволяет привлечь и удерживать на более долгий срок внимание учащихся и воздействует более чем на один орган чувств. При этом использованы спецэффекты: наложения, анимация.
Компьютер используется на всех этапах урока:
-
как средство диагностики и контроля, при проверке пройденного материала;
-
как источник информации, при объяснении нового материала;
-
как средство психологического комфорта (физкультминутки).
Нестандартные способы проверки знаний развивают мышление, память, систематизируют знания учащихся. На данном уроке развиваются навыки работы в группах, где особое внимание уделяется взаимопомощи. Карточки представленные в данном уроке доводят ученика до понимания темы, т.е. ученик, отвечая на вопросы и выполняя задания, приходит к правильному пониманию темы. Наглядный представляемый материал, в чётком своём построении обладает высоким развивающим потенциалом, что позволяет эффективно развивать зрительную, слуховую и смысловую память.
План урока
Тема: «Файлы и файловая система»
Класс: 8
Цели урока:
Обучающая:
познакомить с понятиями файл, папка, файловая система, имя файла, путь к файлу.
Развивающая:
создать условия для развития умения составлять дерево файловой системы, умения отслеживать путь по файловой системе, развитие познавательных интересов, самоконтроля, умения выделять главное.
Воспитательная
воспитание информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости, привитие навыков работы в группе.
Здоровьесберегающая:
Соблюдение санитарных норм при работе за компьютером, правил техники безопасности, оптимальное сочетание форм и методов работы, применяемых на уроке.
Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, проблемный.
Тип урока: объяснение нового материала.
Формы учебной работы учащихся: индивидуальная, групповая.
Оборудование: компьютеры, интерактивная доска, проектор, индивидуальные карточки.
Ход урока
-
Организационный момент – 1 мин
-
Актуализация субъектного опыта – 5 мин
-
Объяснение нового материала – 10 мин
-
Физкультминутка – 1 мин
-
Первичное закрепление – 13 мин
-
Инструктаж по ТБ – 1 мин
-
Практическая работа – 10 мин
-
Домашнее задание – 2 мин
-
Подведение итогов – 2 мин
-
Учитель приветствует учеников, проверяет их готовность к уроку, сообщает тему и цель урока.
-
Учитель
Возможные ответы учеников
Ребята, вспомните, где вы встречались с понятием «файл»
Канцелярская принадлежность, документ, картинка, фильмы, «их можно скачивать из Интернета» и т.п.
Как вы думаете, что значит файловая система
То, как хранятся все файлы, когда очень много файлов, список файлов и т.д.
Где можно хранить файлы
В папках, на дисках, на «флэшках», на реальном и виртуальном рабочем столе
В какой форме можно хранить файлы
Все вместе, разложить по папкам, на отдельных дисках
-
Таким образом, ребята, мы подошли с вами к четкому определению понятия файла.
Файл — это определенное количество информации (программа или данные), имеющее имя и хранящееся в долговременной (внешней) памяти.
Все программы и данные хранятся в долговременной (внешней) памяти компьютера в виде файлов. В компьютере материальными носителями являются, магнитные диски, лазерные и т.д. Данные подобно вещам в камере хранения распределяются по свободным областям носителя. Можно сказать, что файл — это совокупность данных, хранящихся на внешнем носителе.
Учитель предлагает записать определение в тетрадь. (Слайд 2)
Параметры файла
Любой объект обладает именем и характеризуется определёнными параметрами.
Так, если в качестве объекта рассмотреть человека, то его характеристиками могут являться: полное имя, возраст, рост и т.д. Полное имя состоит из имени и фамилии. Имя ему дают родители. Фамилию не придумывают, она передаётся от родителей. Фамилия говорит о том, к какой семье он принадлежит.
Файл, как и любой объект, тоже надо как-то назвать. Полное имя файла состоит из имени и типа. (Слайд 3)
Имя файла состоит из двух частей, разделенных точкой: собственно имя файла и расширение, определяющее его тип (программа, данные и т. д.). Собственно имя файлу дает пользователь, а тип файла обычно задается программой автоматически при его создании. (Слайд 4)
Типы файлов отражает тип и назначение характеризующихся данных. Подобно фамилии человека, по типу файла можно судить о том, какого вида данные в нём содержаться: текст, графика, звук или программа. Вместо слова «тип» используют слово «расширение».
Существуют международные соглашения, определяющие, какое обозначение типа принять в том или ином случае. Этот позволят легко ориентироваться среди разнообразных файлов.
Учитель предлагает заполнить таблицу (в рабочих тетрадях):
Тип Значение
*.exe или *.com Исполнительные файлы (запускает программу)
*.sys, *.drv Системные файлы
*.doc, *.txt Файл содержит текстовую информацию
*.bmp, *.jpg, *.gif Файл содержит графическую информацию
*.avi Файл содержит видеоизображение
*.wav, *.mp3, *.mid Файл содержит звуковую информацию
*.bac, *.pas Файлы на языке программирования
*.zip, *.rar Архивные
Пример: Информатика.doc
(Слайд 5)
Параметры файла:
Название параметра Значение параметра
Имя Проба Forest Pole
Тип DOC BMP EXE
Размер 5 Кбайт 12 Кбайт 4 Кбайт
Дата и время
создания 09.03.2007 12:30 15.07.2006 15:46 21.09.2007 13:31
На каждом носителе информации (гибком, жестком или лазерном диске) может храниться большое количество файлов. Порядок хранения файлов на диске определяется установленной файловой системой.
(Слайд 6)
Файловая система — это система хранения файлов и организации каталогов.
Для удобства поиска информации файлы объединяют в группы, называемые каталогами или папками.
Каталог (директория) — специальное место на диске, где регистрируются имена файлов и информация о них (размер, дата и время и последнего изменения и указание на начало размещения файла на диске).
Можно провести аналогию с книгой:
Книга Диск
Содержание Область хранения файлов
Страницы Сектора
Каталог самого верхнего уровня называется корневым каталогом.
(Слайд 7)
Файловая структура диска — это совокупность файлов на диске и взаимосвязей между ними. Файловые структуры бывают простыми и многоуровневыми (иерархическими).
Графическое изображение файловой структуры называется древом. (Слайд 8)
Полную картину файловой структуры представьте себе так: вся внешняя память компьютера — это шкаф с множеством выдвижных ящиков. Каждый ящик — аналог диска; в ящике — большая папка (корневой каталог); в этой папке множество папок и документов (подкаталогов и файлов) и т.д. Самые глубоко вложенные папки хранят в себе только документы (файлы) или могут быть пустыми.
Для того чтобы найти файл в иерархической файловой структуре необходимо указать путь к файлу. В путь к файлу входят записываемые через разделитель «» логическое имя диска и последовательность имен вложенных друг в друга каталогов, в последнем из которых находится данный нужный файл. (Слайд 9)
-
Комплекс упражнений «Танцуйте сидя» (Слайд 10)
Упражнение 1:
Руки на пояс поставьте вначале
Влево и вправо качайте плечами.
Выполнить по 5 наклонов в каждую сторону.
Упражнение 2:
Вы дотянитесь мизинцем до пятки,
Если достали – все в полном порядке.
Выполнить по три раза.
А напоследок должны вы мяукнуть,
Крякнуть, проквакать, залаять и хрюкнуть!
-
Учащимся раздаются карточки с заданием (Приложение 2)
Задание 1.(Слайд 11)
«Дайте названия файлам и укажите их возможный тип. Структурируйте информацию».
Закон Ома, школьные предметы, диаграмма ЭТ (электронной таблицы), физика, файловая система, рисунок линзы, информатика, карта полезных ископаемых, системный блок, электрический ток, таблица классификации животного мира, география, кодирование, остров Мадагаскар, государственный флаг России, биология, программа на языке PASCAL, фотография волка.
Возможное решение задания 1: Проверь себя (Слайд 12)
-
Перед практической работой вспомним основные правила техники безопасности и правильную посадку при работе за компьютером.
-
Задание №2 (Работа на компьютерных местах по карточкам в паре)
Найти указанные папки и файлы на ваших компьютерах и записать полный путь ко всем файлам в тетради (Слайд 13)
Задание №3. «Построить дерево каталогов в тетрадях» (Слайд 14-15)
C:Мои рисункиРисункиПриродаНебо.bmp
C:Мои рисункиРисункиПриродаСнег.bmp
C:Мои рисункиРисункиКомпьютерМонитор.bmp
C:Мои документыУченики11 классДолголенко А.Э.Доклад.doc
Учитель проверяет работы в тетради.
-
Домашнее задание. (Слайд 16)
Составьте структуру управления школой с помощью вложенных папок.
-
Подведение итогов: оценки за урок наиболее активным учащимся можно сказать сразу, а остальным – после проверки работ в тетрадях.
Литература:
-
Информатика. 8 класс Н.Д.Угринович. Учебник, 2007-2010г
-
Поурочные разработки по информатике 8-9 классы, А.Х.Шелепаева, 2008
-
http://www.metod-kopilka.ru, http://www.openclass.ru