Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Дрокинская средняя общеобразовательная школа
Емельяновского района Красноярского края
Методическое планирование системы уроков по информатике
в 8 классе
«Компьютер как универсальное устройство обработки информации»
подготовила
учитель информатики
Филатова Ольга Сергеевна
с. Дрокино
2012
Методическое планирование системы уроков
по теме: Компьютер как универсальное устройство обработки информации.
Класс: 8 Предмет: информатика
|
| ||||||
№ | Тема урока | Дидактические задачи урока (диагностируемые цели) | Краткое содержание, основные понятия | Учебные задания, учебные действия учащихся
| Организация процесса обучения (используемые методы, организационные формы и средства) | Мотивация учащихся (способы мотивирования учащихся) |
|
1. | Основные компоненты компьютера и их функции (практическая работа №2). | 1. Организацио-нный момент. | Подготовка учащихся к работе на занятии. | Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. Раскрытие общей темы урока. | Метод: Иформационно-перцептивный, Форма: фронтальное обучение, Средства: аудиальные. | непосредственно-побуждающие, перцептивные (слушание), внутренние – мнемические (запоминание темы)
|
|
2. Актуализация знаний. | Подготовка учащихся к работе на занятии.
| Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку. | Метод: Иформационно-перцептивный, Форма: фронтальное обучение, Средства: аудиальные. | Непосредственно-побуждающий; действия мышления (анализ) |
| ||
3. Формирование представлений о основных устройствах ввода и вывода; составе системного блока; основных характеристиках основных устройств компьютера. | Архитектура компьютера, состав его основных блоков и функциональное назначении периферийного оборудования. | Восприятие учащимися нового материала, включение учащихся в активную деятельность. | Метод: Информационно-рецептивный, Форма: фронтальное обучение, Средства: визуальные (использование доски, ЦОР).
| Интеллектуально-побуждающий |
| ||
4. Формирование умений следовать требованиям техники безопасности и рациональной работы за компьютером; различать устройства ввода и вывода; оценивать возможность компьютера на основе его характеристик; соединять блоки и устройства компьютера. | Раздача группам учащихся печатных заданий на определение: кто или что является источником, а кто или что – приёмником информации. Поиск решений и обсуждение заданий. | Ученики выполняют практическое задание, затем обсуждение задания. | Метод: репродуктивный; Форма: индивидуальное обучение; Средства: визуальные (ЦОР).
| интеллектуально-побуждающие |
| ||
5. Закрепление знаний и контроль умений соединять блоки и устройства компьютера, получать информацию о характеристиках компьютера. | Отработка навыка соединять блоки и устройства компьютера, получать информацию о характеристиках компьютера | Выполнение практической работы | Метод: репродуктивный; Форма: индивидуальное обучение; Средства: визуальные (ЦОР).
| интеллектуально-побуждающие; действия мышления (классификация, обобщение). |
| ||
6. Подведение итогов (постановка задания на дом). | Дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умениях и навыках. | Учитель даёт оценку работы класса: показать успешности овладения содержанием урока; вскрыть недостатки, показать пути их преодоления. | Метод: репродуктивный, Форма:фронтальное обучение, Средства: аудиальные. | перспективно-побуждающие; перцептивные (слушание) действия мышления (анализ); анализ результатов (самоанализ) |
| ||
2. | Программные принципы работы компьютера (практическая работа №3).
| 1. Организацио-нный момент. | Подготовка учащихся к работе на занятии. | Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, Раскрытие общей темы урока. | Метод: иформационно-перцептивный, Форма: фронтальное обучение, Средства: аудиальные. | непосредственно-побуждающие, перцептивные (слушание), внутренние – мнемические (запоминание темы)
|
|
2. Актуализация знаний по материалам предыдущего урока. | Актуализация опорных знаний о устройстве компьютера. | Актуализация знания через выполнение практического задания.
| Метод: частично-поисковый Форма: индивидуальная Средства: компьютер. | Непосредственно -побуждающий; действия мышления (анализ) |
| ||
3. Формирование представлений о видах, назначении и устройстве компьютерных сетей. | Сообщение темы, выделение главного, обобщение пройденного матермала вместе с учащимися. | Учащиеся делают конспект разбираемых презентаций. | Метод: частично-поисковый Форма: фронтальная Средства: проектор и мультимедиа презентация | Формирование личных учебно-познавательных смыслов. Восприятие, осмысление и четкое понимание учебных и познавательных задач. Предположения способов решения задач. Фиксация верных решений в тетрадях.
|
| ||
4. Закрепление знаний и контроль о программном обеспечении компьютера. | Выявление, систематизация и проверка знаний, выявление недостатков и причин их появления. | Выполнение заданий | Метод: репродуктивный, Форма: индивидуальное обучение, Средство: визуальные (ЦОР). | Рефлексия собственной деятельности на уроке, осмысление новых знаний и умений. |
| ||
5. Подведение итогов (постановка задания на дом). | Дать анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умениях и навыках. | Учитель даёт оценку работы класса: показать успешности овладения содержанием урока; вскрыть недостатки, показать пути их преодоления. | Метод: репродуктивный, Форма: фронтальное обучение, Средства: аудиальные. | Рефлексия собственной деятельности на уроке, осмысление новых знаний и умений. |
| ||
3. | Файлы и файловая система (практическая работа №4). | 1. Организацио-нный момент. | Подготовка учащихся к работе на занятии. | Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, Раскрытие общей темы урока. | Метод: иформационно-перцептивный, Форма: фронтальное обучение, Средства: аудиальные. | непосредственно-побуждающие, перцептивные (слушание), внутренние – мнемические (запоминание темы)
|
|
2. Актуализация знаний по материалам предыдущего урока. | Актуализация опорных знаний о программном обеспечении компьютера. | Учитель актуализирует знания через выполнение практического задания.
| Метод: репродуктивный, Форма: индивидуальная, Средства: мультимедиа презентация. | Самоактуализация знаний, восприятие вопросов, ответы на вопросы, правильность/ неправильность ответов. |
| ||
3. Формирование представлений о понятиях «файл»; имя файла, путь к файлу, расширение файлов, поиск файлов; с организацией файлов, файловой структурой дисков, деревом каталога; интерфейс файловой системы. | Сообщение учителем нового материала: «файл»; имя файла, путь к файлу, расширение файлов, поиск файлов; с организацией файлов, файловой структурой дисков, деревом каталога; интерфейс файловой системы. | Учащиеся воспринимают новый материал, фиксируют основные понятия в тетрадях, задают вопросы. | Метод: частично-поисковый Форма: фронтальная Средства: визуальные (ЦОР). | Формирование личных учебно-познавательных смыслов. Восприятие, осмысление и четкое понимание учебных и познавательных задач. Предположения способов решения задач. Фиксация верных решений в тетрадях.
|
| ||
4. Формирование умений выполнять основные операции с файлами. | Практическая работа №4 «Файлы и файловая система» | Учащиеся выполняют практическую работу | Метод: репродуктивный, Форма: индивидуальная, Средства: визуальные (ЦОР). | Воспроизведение знаний с помощью печатных заданий. Восприятие заданий, формулирование способов решения, правильность/ неправильность ответов.
|
| ||
5. Закрепление знаний и контроль. | Выявление, систематизация и проверка знаний, выявление недостатков и причин их появления. | Проверка полноты, осознанности, действительности и прочности знаний. Выполнение задания.
| Метод: Репродуктивный, Форма: индивидуальное обучение, Средства: визуальные (ЦОР). | непосредственно-побуждающие; внешние – предметные (письмо) и действия мышления (анализ); контроль (оценка). |
| ||
6. Подведение итогов (постановка задания на дом). | Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности; показать типичные недостатки в знаниях, умениях и навыках. | Учитель даёт оценку работы класса: показать успешности овладения содержанием урока; вскрыть недостатки, показать пути их преодоления.
| Метод: информационно-рецептивный, Форма: фронтальная, Средства: аудиальные. | Рефлексия собственной деятельности на уроке, осмысление новых знаний и умений. |
| ||
4. | Командное взаимодействие пользователя с компьютером
| 1. Организационный момент. | Подготовка учащихся к работе на занятии. | Приветствие, определение отсутствующих, проверка готовности учащихся к уроку, Раскрытие общей темы урока. | Метод: иформационно-перцептивный, Форма: фронтальное обучение, Средства: аудиальные. | непосредственно-побуждающие, перцептивные (слушание), внутренние – мнемические (запоминание темы)
|
|
2. Актуализация знаний по материалам предыдущего урока.
| Актуализация опорных знаний о программном и файловом обеспечении компьютера.
| Учитель актуализирует знания через выполнение практического задания.
Приложение 1
| Метод: репродуктивный, Форма: индивидуальное обучение, Средства: визуальные и аудиальные.
| Подготовка учащихся к тому виду учебно-познавательной деятельности, который будет доминировать на основном этапе урока. | |||
| |||||||
| |||||||
3. Формирование представлений о понятии графического пользовательского интерфейса, операционной системой, ее видами, функциями и составом.
| Понятие графического пользовательского интерфейса, операционной системы, ее видами, функциями и составом. | Объяснение материала, обсуждение с учениками. Учащиеся делают конспект разбираемых презентаций.
| Метод: информационно-рецептивный, Форма: фронтальное обучение, Средства: визуальные.
| Перцептивные (слушание, рассматривание, наблюдение)
|
| ||
4. Формирование умений настраивать рабочий стол Windows.
| Отработка умение настраивать рабочий стол операционной системы Windows | Выполнение настройки рабочего стола. | Метод: частично-поисковый Форма: индивидуальная Средства: компьютер | Интеллектуально-побуждающие; действия мышления (анализ, сравнение) | |||
5. Закрепление знаний и контроль.
| Выявление, систематизация и проверка знаний, выявление недостатков и причин их появления. | Выполнение заданий, которое покажет, насколько материал сегодняшнего урока усвоен учениками.
| Метод: Репродуктивный, Форма: индивидуальное обучение, Средства: визуальные (задания)
| непосредственно-побуждающие; внешние – предметные (письмо) и действия мышления (анализ); контроль (оценка). | |||
6. Подведение итогов (постановка задания на дом). | Анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности; | Оценка работы класса: показать успешности овладения содержанием урока..
| Метод: репродуктивный, Форма: фронтальное обучение, Средства: аудиальные. | перспективно-побуждающие; перцептивные (слушание) действия мышления (анализ); анализ результатов (самоанализ). | |||
5. | Обобщающий урок по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» | Определение уровня усвоения знаний по теме «Компьютер как универсальное устройство обработки информации».
| Проверка полноты, осознанности, действительности и прочности знаний по системе понятий темы «Компьютер как универсальное устройство обработки информации» в виде теста. | Учитель проводит инструктаж по выполнению контрольной работы, учащиеся самостоятельно отвечают на интерактивный тест состоящий из 30 вопросов Приложение 1 | Метод: репродуктивный, Форма: индивидуальное обучение, Средства: визуальные (ЦОР).
| контроль, оценка, анализ результатов (самоконтроль, самооценка, самоанализ). |
|
Список источников:
-
Стандарт среднего (полного) общего образования по информатике и информационным технологиям
-
Примерная программа среднего (полного) общего образования по курсу «Информатика и ИКТ» на базовом уровне.