Открытый урок по информатике
в 6 классе
на тему: «Определение понятия»
Учитель: Аленичева Антонина Ильинична
Тема урока: «Определение понятия».
Цели урока:
-
познакомить учащихся с новыми понятиями на уроке и закрепить уже изученные понятия;
-
научить строить конструкцию определения понятия;
-
научить выделять главные признаки в понятии, проводить анализ, синтез, сравнение и абстрагирование понятий.
ЗАДАЧИ:
-
образовательные – уметь давать понятиям определения, обогащение словарного запаса; закреплять представления об анализе, синтезе, сравнении, абстрагировании и обобщении как методах обработки информации; закреплять представления об общих подходах к сравнению понятий; познакомить учащихся с одним из приемов построения определения понятий; углубить представления о возможностях редактирования графических изображений.
-
развивающие – стимулировать познавательную активность учащихся; развивать умение выделять главное, сравнивать, обобщать, анализировать; логически мыслить; развитие речи.
-
воспитательные – развитие интереса к предмету, формирование общекультурных компетентностей обучающихся, формирование толерантной личности; формирование внимания, аккуратности.
Тип урока: урок ознакомления с новым материалом.
Методы: словесный, словесно-наглядный, частично поисково-исследовательский.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальный опрос, самопроверка, групповая работа, индивидуальная.
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютеры.
Дидактический материал: презентация «Определение понятия», Босова Л.Л. «Информатика и ИКТ. Учебник для 6класса», тест, текстовый файл с практическими заданиями, толковый словарь, памятка к практической работе.
Ход урока
-
Организационный момент
Приветствие учащихся. Положительный, эмоциональный настрой учащихся на работу. Проверка рабочих мест и готовности класса к уроку.
II. Сообщение темы и целей урока
Тема сегодняшнего урока «Определение понятия»
Сегодня на уроке мы узнаем как строить конструкцию определения понятия, с новыми понятиями, научимся выделять их главные и несущественные признаки, проводить анализ, синтез, сравнение и абстрагирование понятий, закрепим уже изученный материал
III. Актуализация опорных знаний
1)Выполнение теста за компьютерами
Учащиеся выполняют тест на компьютерах, записывают результаты в карточки и производят самопроверку.
2)Устный индивидуальный опрос: (ответы с места фронтально).
Учитель: Какие бывают понятия?
Ученики: Сравнимые и несравнимые, единичные и общие.
Учитель: Какое понятие является единичным?
Ученики: Понятие единичное, если за ним скрывается объект, о котором идет речь.
Учитель: Какое понятие – общее?
Ученики: Понятие общее, если оно обозначает множество однородных объектов.
Ученики соединяют устно стрелками единичные и общие понятия, объясняя:
Страна – общее (Россия, Германия, Франция и т.д.)
Школа – общее (№1, №2, №3 г. Ершов и другие школы в любом другом городе). Дерево – общее (дуб, береза, клен и другие).
Л.Н. Толстой – единичное (писатель, о котором идет речь).
Илья Муромец – единичное (сказочный герой, о котором идет речь).
Ершов ул. Московская – единичное (улица, о которой идет речь).
Ученики определяют недостающее понятие:
Глаз – зрение = нос — …
Глаз – орган чувств — зрение, нос – орган чувств – обоняние.
Утро – ночь = зима — …
За утром следует ночь, следовательно, за зимой – весна.
Учитель: Обобщение – это мысленное объединение однородных объектов, выделенных по какому-либо признаку.
Ученики зачеркивают «лишнее» с места.
1. Сова, утка, пингвин, ворона.
Это птицы. Лишним является пингвин, так как это не летающая птица, а все остальные – утка, ворона, сова – летающие.
2. Принтер, сканер, монитор, колонки.
Это устройства компьютера. Лишним является сканер. Остальные устройства – монитор, принтер, колонки – устройства вывода, а сканер – устройство ввода информации.
IV. Основная часть урока
-
Изучение нового материала
Учитель: Ребята, ответьте пожалуйста на следующие вопросы:
-Знаешь ли ты как давать определения понятиям?
-Умеешь ли ты пользоваться Пипеткой в графическом редакторе GIMP?
-Объяснишь ли ты как давать определения через ближайший род и видовое отличие?
Учитель: Определение понятия – это перечисление всех существенных признаков объекта (класса однородных объектов). Каждый из признаков, входящих в определение, должен быть необходим, а все вместе – достаточны для установления данного понятия.
Учитель: определите, достаточно ли признаков, указанных в определении понятия компьютер.
Компьютер – помощник человека.
Ученики вспоминают другие технические устройства кроме компьютера, имеющиеся у них дома, и облегчающие человеку жизнь (стиральная машина, кухонный комбайн, пылесос). Поэтому они делают вывод – признаков недостаточно. Необходимыми признаками, выделяющими компьютер из других технических устройств – помощник человека для хранения, обработки и передачи информации.
«Компьютер – универсальное электронное устройство, предназначенное для хранения, обработки и передачи данных».
Некоторые первоначальные понятия не определяются. Такие понятия есть в каждой науке. (Просмотр фрагмента мультфильма).
Один из способов определения понятия через родовое понятие и видовое отличие. Вы уже хорошо можете выделять существенные признаки объекта, которые отражают содержание понятия. Это поможет нам при построении определения понятия через род и видовое отличие.
Запишите в тетрадь следующую схему:
Видовое понятие = родовое понятие + видовое отличие
Понятие, содержание которого требуется раскрыть, называется определяемым.
Понятие, раскрывающее содержание определяемого понятия – определяющим.
Учитель приводит примеры определения понятий.
Баскетбол – спортивная командная игра, в которой игроки стараются забросить мяч в корзину.
Баскетбол – видовое понятие.
Спортивная командная игра – родовое понятие (примеры спортивных игр – футбол, волейбол, водное поло).
В которой игроки стараются забросить мяч в корзину – видовое отличие (именно это выделяет баскетбол из других спортивных игр).
Удав – большая хищная змея тропических стран, обычно обвивающая свою жертву при нападении.
Удав – видовое понятие.
Большая хищная змея – родовое понятие (примеры хищных змей – гадюка, кобра, питон).
Обычно обвивающая свою жертву при нападении – видовое отличие.
Книга – произведение печати в виде переплетных листов с каким-нибудь текстом.
Книга – видовое понятие.
Произведение печати – родовое понятие (примеры произведение печати – журнал, газета, календарь).
В виде переплетных листов с каким-нибудь текстом – видовое отличие.
V. Работа в группах.
1 группа работает со словарём (карточка 1)
Математика – наука, изучающая величины, количественные отношения и пространственные формы.
Математика – видовое понятие.
Наука – родовое понятие (информатика, физика, химия — науки).
Изучающая величины, количественные отношения и пространственные формы – видовое отличие.
Аттестат – официальный документ, о получении образования, присвоении воинского звания.
Аттестат – видовое понятие.
Официальные документ – родовое понятие (паспорт, водительские права, военный билет).
О получении образования, присвоении воинского звания – видовое отличие.
2 группа определяет отношения между понятиями (карточка 2)
Ученики отображают отношения между понятиями (животное, домашнее животное, волк, медведь, коза, корова, лиса, заяц, кошка). Он собирает множества (диаграммы Эйлера-Венна) и размещает в области диаграммы понятия, в виде рисунков.
Учитель: В каких отношениях могут находиться сравнимые понятия?
Ученики: тождества, пересечения, подчинения, соподчинения, противоположности и противоречия.
3 группа работает за компьютерами (карточка 3)
Необходимо заполнить таблицу Видовое понятие – Родовое понятие
VI. Закрепление изученного материала
На слайде представлены несколько видовых понятий, родовых понятий и видовых отличий. Ученик, вызванный к доске, собирает эти понятия.
Глагол – часть речи, обозначающее действие.
Береза – лиственное дерево с белой корой и с сердцевидными листьями.
Шкаф – предмет мебели – род большого стоячего ящика с дверцами для хранения вещей, одежды.
VII. Физминутка
VIII. Домашнее задание
§ 2.3 стр. 51-53, РТ №32 стр. 64-65, придумать сказку или стихотворение по данной теме.
IX. Практическая работа
Учитель: Ребята, мы с вами продолжим работу с графической информацией.
Сегодня в ходе выполнения практической работы мы научимся копировать цвет заданной области с помощью двух инструментов – пипетки, которая позволяет получать цвет из изображения и заливки, которая позволяет заливать цветом или текстурой.
Для выполнения практической работы №9 откройте учебник на странице 147, задание 4. В графическом редакторе GIMP вам нужно раскрасить клоунов.
Напоминаю вам, для открытия заготовки открываем Документы, затем Заготовки для практикума Linux, выбираем файл Клоуны, выделяем его и вызываем контекстное меню правой кнопкой мыши. Затем выбираем Открыть с помощью редактора изображений GIMP.
Например, чтобы раскрасить штаны чёрно-белого клоуна в сиреневый цвет, выбираем инструмент Пипетка, щёлкаем по цвету штанов раскрашенного клоуна, затем выбираем Заливка и щёлкаем по штанам чёрно-белого клоуна.
Ученики выполняют практическую работу.
Учитель проходит по классу и следит за выполнением работы, помогает отстающим детям..
X. Подведение итогов урока
Рефлексия учащихся:
Закончите предложения:
— Я умею…
— Я знаю…
— Я могу…