14.11 Урок 10. Носители информации.
Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов
Цели урока:
-
дать учащимся представление о древних и современных носителях информации;
-
показать разнообразнее носителей информации.
Основные понятия:
-
носитель информации;
-
дискета;
-
жесткий диск;
-
лазерный диск.
Ход урока
1. Орг. момент
2. Актуализация и проверка усвоения изученного материала:
Ученики отвечают на вопросы №1-4 §1.2, №1-7 §1.3.
-
Вопросы №1-4 §1.2.
-
Являются ли перечисленные действия действиями с информацией: просмотр телепередачи; игра в шахматы; устное решение примера по математике; заучивание стихотворения; игра на компьютере? Поясните свою точку зрения.
-
Является ли покраска стен примером действия с информацией? Назовите примеры действий, которые не относятся к действиям с информацией.
-
Какая информация нужна человеку, приступающему к ремонту квартиры?
-
Вопросы №1-7 §1.3.
-
Как человек хранит информацию?
-
Какими свойствами обладает память человека?
-
Чем отличается память человека от памяти человечества?
-
Как хранят информацию различных видов? Приведите примеры.
-
Почему информацию, которую мы помним наизусть, можно назвать оперативной? Приведите примеры оперативной информации, которой вы владеете.
-
Какие сведения вы храните в своей записной книжке? Как можно назвать записную книжку с точки зрения хранения информации?
-
Перечислите достоинства и недостатки хранения информации во внутренней и внешней памяти.
3. Объяснение нового материала: Носители информации, §1.4, §3.2, презентация «Носители информации».
Носитель информации – это любой материальный объект, предназначенный для хранения данных.
Память самый первый инструмент хранения информации. Люди всегда понимали не надежность человеческой памяти и с давних времен стремились доступными им способами зафиксировать наиболее важную информацию на каких-либо внешних носителях.
По наскальным росписям в пещерах мы можем судить о том, как охотились древние люди.
Некоторое время спустя люди стали наносить информацию на создаваемые ими постройки (храмы, жилища). Одним из таких видов информации являются фрески. Фрески – это разноцветная роспись стен по мокрой штукатурке. Информацию, которая наносилась на стены зданий, нельзя было переносить, поэтому она была доступной только тем, кто посещал данное здание. А с появлением письменности появилась потребность в менее громоздких носителях информации.
Люди стали наносить информацию на тонко раскатанную глину бамбуковыми палочками или косточками. Потом ее сушили и обжигали. Но все-таки они были не удобны для хранения информации, они ломались, и их хранение было очень трудоемким.
Примерно за 3000 лет до нашей эры в Египте разработали технологию изготовления тонкого листа из тростника. Разрезая тростинку в длину, половинки складывали одну за другой на ровную поверхность, а потом второй слой таких же полосок, но уже в поперечном направлении и чем-нибудь прижимали. Из тростника выделялся клейкий сок и склеивал полоски между собой. После просушивания получался материал, похожий на бумагу, — его тоже называли папирусом.
Когда листочек папируса исписывали до конца, то к нему приклеивали другой. Книга получалась все длиннее. Для хранения её сворачивали в трубочку – свиток.
Продолжительное время документы хранились на пергаментных свитках. Пергамент делался из кожи животных. Её выделывали и растягивали, чтобы получить тонкие листы.
На Руси для хранения и передачи документов использовали кору берёзы. Её аккуратно срезали с дерева так, чтобы получился прямоугольник. После заполнения её также скручивали в трубочку.
Во II веке нашей эры в Китае изобрели технологию изготовления бумаги. Но широкое распространение бумага только в XV- XVI века.
Для того чтобы хранить много информации на общую тему в одном месте отдельные листы бумаги скрепляли между собой с одной стороны. Так получались книги.
Со временем человечество научилось хранить и передавать звуковую и видео информацию.
Первым носителем звуковой информации были валики с выступами которые использовались в музыкальных шкатулках, шарманках и т.д. Потом изобрели грампластинку, на смену которой пришла аудиокассета.
Первым носителем видеоинформации стала видеопленка, которую заменила магнитная видеопленка.
В настоящее время придуманы универсальные носители информации. Это CD и DVD диски, флеш — карты.
Носители информации
-
Гробницы, ритуальные сооружения (не пригодны для транспортировки).
-
Камень (твёрд для обработки).
-
Глина (хрупка).
-
Дерево (сохнет и трескается).
-
Папирус, пергамент (дороги в изготовлении).
-
Шёлк, бамбук, береста (неудобны в использовании).
-
Бумага – основной носитель информации.
Технологию изготовления бумаги изобрели в Китае во II веке н.э. Её секрет тщательно оберегали, поэтому до Европы бумага дошла в XI веке, а на Руси появилась в XVI веке.
-
Закрепление
с. 19 задание 4
5. Домашнее задание:
§1.4, §3.2, §3.3, вопросы.
6. Клавиатурный тренажер в режиме ввода слов.