Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №16»
г.Губкин Белгородской области
Рабочая программа элективного курса
для 9 класса
«Информационные технологии»
подготовила
учитель информатики
Логунова Ирина Александровна
г. Губкин
2011
Пояснительная записка
Курс «Информационные технологии» изучается на стадии предпрофильной подготовки старшей степени обучения в средней школе и является элективным, т. е. относится к вариативной компоненте образования.
Место курса в образовательном процессе. Курс предназначен для ориентационной предпрофильной подготовки по специальности «Информационные технологии».
Цель курса — предпрофильная ориентация школьников в мире компьютерных технологий и построение учащимися индивидуальной траектории профильного образования.
Задачи курса: самоопределение учеников в будущем профильном обучении и дальнейшей деятельности по ИТ-специальностям, а также развитие творческих способностей учащихся.
Образовательные результаты. Знакомство со спецификой информационных технологий (ИТ) и ИТ-специальностей.
Основная цель изучения курса состоит в формировании осознанного собственного мнения о выборе профиля обучения, пути получения дальнейшего образования и избираемой профессии, связанной с информационными технологиями.
Основными задачами при этом являются: привитие навыков самоопределения и самостоятельного принятия решений; углубление знаний о характере труда, перспективах профессионального роста, необходимых профессиональных качествах работников, связанных с использованием и эксплуатацией вычислительной техники, работой в автоматизированных информационных системах различных областей экономики и управления.
Программа рассчитана на 34 ч, в том числе 24 ч отводится на практические занятия.
Требования к уровню подготовки учащихся
В результате изучения курса обучающийся должен
Иметь представление:
• о сущности информационных технологий;
• методах и средствах сбора, обработки, хранения, передачи и
накопления информации;
• программном и аппаратном обеспечении вычислительной техники;
• компьютерных сетях и сетевых технологиях обработки информации;
• методах защиты информации;
Знать:
• основные понятия автоматизированной обработки информации;
• общий состав и структуру персональных ЭВМ и вычислительных систем;
• базовые системные программные продукты и пакеты прикладных программ;
• основные специальности подготовки специалистов по информационным технологиям в зависимости от уровня обучения: начальное, среднее и высшее профессиональное ИТ-образование;
• традиционные и нетрадиционные формы получения ИТ-образования;
Уметь:
• работать с графической оболочкой Windows;
• использовать прикладные программные средства для создания документов и организации расчетов;
• работать с графическим редактором и поисковыми системами, а также с электронной почтой.
Тематический план
Название темы
| Количество часов | ||||||
Всего | Теоретические занятия | Деятельность учителя | Практические занятия | Деятельность уч-ся | |||
1 | Основные понятия профессии и элементы информационных технологий | 3 |
3 | Лекция |
|
| |
2 | ИТ-специалисты по производству, эксплуатации и обслуживанию вычислительной техники и средств связи | 5 | 1 | Лекция | 4 | Знакомство с вычислительной техникой. Работа с информацией в мультипрограмном режиме | |
3 | ИТ-специалисты по программному обеспечению вычислительной техники и автоматизированных систем | 10 | 2 | Лекция | 8 | Знакомство с основными программами офисного пакета. Общие навыки работы по созданию текстовых управленческих и финансовых документов и подготовка их к печати. Способы создания и сохранения комплексных документов. | |
4 | ИТ-специалисты в области экономики и управления | 11 | 1 | Семинар | 10 | Организация расчётов в табличном процессоре MS Excel. Автосуммирование в электронных таблицах. Расчёты с процентными величинами. Построение и форматирование диаграмм. Использование функций в расчётах. | |
5 | ИТ-специалисты по сетевому объединению компьютерных систем, локальным и глобальным сетям | 4 | 2 | Диспут | 2 | Поиск информации в глобальной сети Интернет. Электронная почта. | |
6 | Основные формы получения образования ИТ-специалистов | 1 | 1 | Совместный треннинг | — |
| |
| Итого | 34 | 10 |
| 24 |
|
Содержание отдельных тем курса
Тема 1 Основные понятия профессии и элементы информационных технологий
Общие понятия об информации, информационных технологиях и информационной среде. История возникновения и развития информационных технологий. Роль ИТ в экономике. ИТ и занятость населения. Потребность современного общества в ИТ. Информационные технологии в XXI в.
ИТ как сфера коммерческой и профессиональной деятельности. Виды информационных систем. Роль ИТ в обеспечении международного информационного обмена.
Общая характеристика и особенности ИТ-профессий.
Современное состояние и ожидаемое развитие рынка труда, востребованность профессий в различных областях деятельности человека по данным наиболее известных кадровых агентств. Общие требования к профессиональным качествам работников сферы информационных технологий.
Тема 2. ИТ-специалисты по производству, эксплуатации и обслуживанию вычислительной техники и средств связи
Основное аппаратное обеспечение современных информационных систем, информационных технологий, вычислительных сетей и средств связи. Производство и эксплуатация. Обзор современных технологий. Основные виды деятельности в этой области. Перспективы профессионального роста.
Основные образовательные программы по подготовке ИТ-специалистов данного профиля, перспективы оплаты труда на различных предприятиях по информации кадровых агентств (профессиональная подготовка и трудоустройство).
Общие требования к профессиональным качествам оператора ЭВМ, техника и инженера по эксплуатации информационных систем. Система подготовки специалистов по вычислительным машинам, комплексам, системам и сетям, а также по автоматизированным системам обработки информации и управления.
Совершенствование профессиональных навыков и профессиональный рост специалистов в различных областях разработки и применения информационных систем.
Практические занятия: знакомство с вычислительной техникой, общие навыки работы на персональной ЭВМ (ПЭВМ), навыки работы на персональном компьютере в качестве оператора ПЭВМ в среде Windows, работа с информацией в мультипрограммном режиме.
Тема 3. ИТ-специалисты по программному обеспечению вычислительной техники и автоматизированных систем Структура программного обеспечения современных информационных систем. Основные виды программного обеспечения.
Современные технологии производства программного обеспечения. Основные языки программирования и среды программирования.
Основные виды деятельности в этой области. Перспективы профессионального роста.
Офисные технологии, современные пакеты офисных прикладных программ (MS Office). Профессиональная подготовка и трудоустройство.
Практические занятия: знакомство с основными программами офисного пакета, общие навыки работы по созданию текстовых управленческих и финансовых документов и подготовке их к печати, способы создания и сохранения комплексных документов.
Тема 4. ИТ-специалисты в области экономики и управления
Основные типы экономических и управленческих информационных систем, их задачи, требования к профессионалам. Создание и обслуживание информационных систем.
Примеры практического применения специализированных информационных систем: бухгалтерские программы, программы управления проектами, справочные информационные системы.
Профессиональная подготовка и трудоустройство.
Практические занятия: создание документов профессиональной направленности средствами стандартного офисного пакета. Электронные таблицы. Организация расчетов с помощью специализированных компьютерных программ. Отбор и сортировка данных.
Подготовка презентации фирмы. Специализированные программы для сферы финансов и управления.
Тема 5. ИТ-специалисты по сетевому объединению компьютерных систем, локальным и глобальным сетям
Аппаратные и программные средства коммуникаций, компоненты локальных и глобальных сетей. Архитектура сетей и протоколы передачи данных. Глобальная информационная сеть Интернет, службы Интернета (WWW, электронная почта, FTP-служба, телеконференции).
Использование информационных ресурсов Интернета для профессиональной финансовой и управленческой деятельности.
Практические занятия: передача и получение сообщений по электронной почте, поиск финансовой и управленческой информации в глобальной сети Интернет.
Тема 6. Основные формы получения образования ИТ-специалистов
Расширение сферы использования вычислительной техники — основная тенденция информационного развития общества. Спрос на специалистов информационной сферы и прогнозы его развития. Перспективы использования профессиональных навыков в России и за рубежом. Уровни профессионального образования. Начальное профессиональное образование. Среднее профессиональное образование. Высшее профессио- . нальное образование. Вступительные испытания. Узкоспециальная подготовка — сертификация специалистов по отдельным программным продуктам и информационным системам. Продолжительность обучения и стоимость образования.
Практические задания сгруппированы тематически в четыре группы.
1. Основы работы на компьютере
Организация работы и операции с окнами в среде Windows. Технология создания ярлыков и работа с корзиной. Работа с клавиатурой ПК. Настройка пользовательского интерфейса, окно Мой компьютер. Основы обработки графических изображений. Мультипрограммный режим работы в среде Windows.
2. Возможности компьютера для создания текстовых документов
Создание документов в текстовом редакторе MS Word. Форматирование шрифтов. Оформление абзацев документов. Колонтитулы. Создание и форматирование таблиц в текстовых документах.
Создание списков в текстовых документах. Рисунки в документе. Подготовка к печати. Создание деловых документов. Создание протокола, акта и других деловых бумаг. Создание текстовых документов на основе шаблонов.
Создание шаблонов и форм. Создание комплексных документов в текстовом редакторе.
3. Применение возможностей компьютера в области экономики и управления
Автоматизация расчетов в электронных таблицах
Организация расчетов в табличном процессоре MS Excel. Автосуммирование в электронных таблицах. Расчеты с процентными величинами в электронных таблицах.
Построение и форматирование диаграмм в электронных таблицах. Использование функций в расчетах в электронных таблицах. Определение максимального и минимального значений в электронных таблицах.
Создание финансовой сводки в электронных таблицах.
Создание презентации фирмы
Разработка презентации в MS Power Point XP. Задание эффектов и демонстрация презентации.
Справочные поисковые системы (СПС)
Организация поиска нормативных документов в СПС «Консультант Плюс». Организация полнотекстового поиска. Работа со списком и текстом в СПС «Консультант Плюс».
4. Сетевые информационные технологии Организация работы с сервисами Интернета
Поиск информации в глобальной сети Интернет. Электронная почта (E—mail).
Формы и средства контроля
Материал курса состоит из ряда тем, минимальной единицей учебного процесса является группа уроков (блок) по изучению отдельной темы. Занятия в блоке подразделяются на уроки сообщения и закрепления знаний и практические занятия.
Внутри блоков преподаватель сможет изменять разбивку по времени между практическими занятиями и уроками в зависимости от субъективных и объективных факторов обучения учащихся, степени их заинтересованности и первичных навыков работы на компьютере.
При изучении курса наряду с традиционными формами занятий, такими как комбинированные уроки, фронтальные беседы, уроки-беседы, уроки-опросы, дискуссии и практические занятия, применяются и нетрадиционные формы обучения: работа в малых группах, деловые игры, мозговые штурмы, презентации результатов коллективных проектов.
На первом уроке блока занятий проводится актуализация новой темы и повторение ранее пройденного материала. При этом форма урока — беседа или краткая дискуссия (интерактивный режим работы учащихся). Затем проводится срез знаний в виде тестов (по вопросам для мини-рефератов) для определения начального уровня знаний по этой теме. Выдаются задания по подготовке мини-рефератов, представляющих собой краткие материалы (1 — 2 с). Мини-рефераты используются при проведении занятий в виде устных выступлений учащихся.
После этого начинается изучение нового материала. Форма занятий — рассказ учителя, беседа с демонстрацией наглядных материалов, слайдов и мультимедийных роликов. При этом привлекаются материалы популярных телепрограмм по вопросам информационных технологий, транслирующихся по телевидению на момент изложения материалов темы.
За изучением нового материала следует тренинг в виде . практических занятий, соответствующий минимуму планируемых результатов по изучению темы. Тренинг переходит в коллективную творческую комплексную работу — деловую игру с распределением различных ролей между учащимися. Закрепление материала таким образом (в виде деловой игры) способствует (помимо основной цели — изучению основ фактического материала для предпрофильной ориентации) развитию коммуникативных навыков общения и выработке путем мозгового штурма оптимального варианта действий в той или иной ситуации.
В завершающей стадии групповых уроков учащиеся выполняют индивидуальные или групповые самостоятельные проекты по индивидуальным заданиям. Для оценки таких заданий применяется метод взаимоконтроля учащихся друг другом.
В течение обучения несколько раз проводятся письменные мини-опросы на 5 —10 мин по выявлению интереса к компьютерным технологиям. Такие мини-опросы дают представление о динамике изменения мнения учащихся о своей профориентации.
Курс предусматривает самостоятельную внеклассную работу — написание реферата, подготовку выпускной работы с использованием дополнительных материалов.
Примерные темы для разработки учащимися творческих работ (рефератов)
1. Информационные технологии и современное общество.
2. История развития вычислительной техники.
3. Влияние информационных технологий на экономику современного общества.
4. Информационные технологии в управлении.
5. Информационные технологии в экономике.
6. Достижения современных информационных технологий.
7. Современное техническое состояние информационных технологий (Hardware).
8. Современные достижения программного обеспечения информационных технологий (Software).
9. ИТ-специальности и возможности их получения.
10. Информационные технологии и безопасность пользователей.
11. Достижения информационных технологий для молодежи.
12. Информационные технологии и компьютерные игры.
13. История развития Интернета.
14. Как подключиться к Интернету?
15. Всемирная сеть Интернет: сервисы и возможности.
16. Передача данных в Интернете.
17. IP-телефония: понятия и возможности.
18. Поговорим по Интернету.
19. Осуществим поиск в Интернете.
20. Обеспечение информационной безопасности.
21. Перспективы развития информационных технологий.
Методические указания по разработке рефератов
Творческая индивидуальная работа выполняется по индивидуальному заданию, утверждаемому преподавателем в начале изучения материала. Тема реферата выбирается учащимися индивидуально с учетом личных интересов и предпочтений. Приведенный список является примерным и не исключает дополнений.
Содержание реферата определяется планом, включающим в себя следующие разделы:
• введение (цель и задачи);
• теоретические материалы по выбранной теме;
• понимание проблемы учащимся, практические достижения;
• связь проблемы с предполагаемым выбором профессии;
• желательные результаты решения проблемы.
Перечень учебно-методических средств обучения
1. «Информационные технологии» Михеева Е.В. Программа курса Методическое пособие
2. Задачник –практикум по информатике в двух томах Л. Залогова
3. «Специальная информатика» учебное пособие С.Симонович
4. «Общая информатика» учебное пособие С. Симонович
5. . «Практическая информатика» учебное пособие С. Симонович
6. «Информатика базовый курс» под редакцией С.В. Симоновича
7. Интернет ресурсы:
http://www.uroki.net/karta.htm
http://www.uroki.net/index.htm
http://www.myschools.ru/predmet/info/
http://www.uroki.net/docinf.htm
http://www.comp-science.narod.ru/
http://infoschool.narod.ru/
http://mckryak.chat.ru/informatics.html
http://marklv.narod.ru/
http://schools.keldysh.ru/sch444/MUSEUM/index.htm
http://igromania.ru/
http://davydel.narod.ru/index.html
http://inf777.narod.ru/index.htm
Основные понятия профессии и элементы информационных технологий (3часа) | |||||
1 | Инструктаж по технике безопасности. История возникновения и развития информационных технологий. |
|
| ||
2 | Общие понятия об информации, информационных технологиях и информационной среде. |
|
| ||
3 | Виды информационных систем |
|
| ||
ИТ-специалисты по производству, эксплуатации и обслуживанию вычислительной техники и средств связи (5часов) | |||||
5 | ИТ как сфера коммерческой и профессиональной деятельности. |
|
| ||
6 | Роль ИТ в обеспечении международного информационного обмена.
|
|
| ||
7 | Основное аппаратное обеспечение современных информационных систем, информационных технологий, вычислительных сетей и средств связи. |
|
| ||
8 | Обзор современных технологий. Основные виды деятельности в этой области. |
|
| ||
9 | Практические занятия: знакомство с вычислительной техникой, общие навыки работы на персональной ЭВМ |
|
| ||
| |||||
10 | Структура программного обеспечения современных информационных систем. |
|
| ||
11 | Основные виды программного обеспечения.
|
|
| ||
12 | Современные технологии производства программного обеспечения |
|
| ||
13 | Основные языки программирования и среды программирования.
|
|
| ||
14 | Основные языки программирования и среды программирования.
|
|
| ||
15 | Офисные технологии, современные пакеты офисных прикладных программ (MS Office).
|
|
| ||
16 | Выполнение проекта на языке программирования Pascal |
|
| ||
17 | Выполнение проекта на языке программирования Pascal |
|
| ||
18 | Выполнение проекта на языке программирования Pascal |
|
|
Выполнение проекта на языке программирования Pascal |
|
| |
20 | Способы создания и сохранения комплексных документов.
|
|
|
ИТ-специалисты в области экономики и управления (11 часов) | |||
21 | Основные типы экономических и управленческих информационных систем, их задачи |
|
|
22 | Создание и обслуживание информационных систем
|
|
|
23 | Создание и обслуживание информационных систем
|
|
|
24 | Примеры практического применения специализированных информационных систем: бухгалтерские программы. |
|
|
25 | Примеры практического применения специализированных информационных систем: программы управления проектами. |
|
|
26 | Примеры практического применения специализированных информационных систем: справочные информационные системы.
|
|
|
27 | Создание документов профессиональной направленности средствами стандартного офисного пакета. |
|
|
28 | Электронные таблицы. Организация расчетов с помощью электронных таблиц. |
|
|
29 | Подготовка презентации фирмы
|
|
|
30 | Подготовка презентации фирмы |
|
|
31 | Защита проекта «Презентация фирмы»
|
|
|
ИТ-специалисты по сетевому объединению компьютерных систем, локальным и глобальным сетям (2 часа) | |||
32 | Аппаратные и программные средства коммуникаций, компоненты локальных и глобальных сетей |
|
|
33 | Использование информационных ресурсов Интернета для профессиональной финансовой и управленческой деятельности.
|
|
|
Основные формы получения образования ИТ-специалистов (1час) | |||
34 | Перспективы использования профессиональных ИТ-навыков в России и за рубежом. Уровни профессионального образования |
|
|
Список использованной литературы 1.«Информационные технологии» Михеева Е.В. Программа курса, методическое пособие.
изд. Академия 2006г.
2. Информатика и ИКИ учебник для 9 класса Н.Угринович БИНОМ 2008г.