|
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по информатике и ИКТ
Программы базового курса «Информатика и ИКТ»
для основной школы профессора Н.Д. Угриновича.
(8 класс) 34 часа
Учитель информатики:
Клименко Валентина Васильевна
2011 г
Пояснительная записка
Рабочая программа по информатике и информационным технологиям для 8 класса разработана на основе:
-
Примерной программы основного общего образования по информатике и информационным технологиям;
-
Федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, утвержденного приказом Министерства образования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05 марта 2004 г. № 1089;
-
Базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004;
-
Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
-
Требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта;
Программы базового курса «Информатика и ИКТ» для основной школы (7-9 классы) профессора Н.Д. Угриновича.
Информатика, как наука о закономерностях протекания информационных процессов в системах различной природы, о методах, средствах и технологиях автоматизации информационных процессов, способствует формированию современного научного мировоззрения, развитию интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников. Освоение базирующихся на этой науке информационных технологий необходимо школьникам как в самом образовательном процессе, так и в их повседневной жизни.
Федеральный компонент государственного стандарта образования
Изучение информатики и информационных технологий в основной школе направлено на достижение следующих целей:
-
освоение знаний, составляющих основу научных представлений об информации, информационных процессах, системах, технологиях и моделях;
-
овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), организовывать собственную информационную деятельность и планировать ее результаты;
-
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей средствами ИКТ;
-
воспитание ответственного отношения к информации с учетом правовых и этических аспектов ее распространения; избирательного отношения к полученной информации;
-
выработка навыков применения средств ИКТ в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности, дальнейшем освоении профессий, востребованных на рынке труда.
Содержание курса требует обязательного наличия компьютерной техники.
Программа рассчитана на 1 ч. в неделю всего за год – 35 часов.
Программой предусмотрено проведение: количество практических работ – 15, количество контрольных работ — 4.
Авторское содержание в рабочей программе представлено без изменения, так как учебно-методический комплект является мультисистемным и практические работы могут выполняться как в операционной системе Windows, так и в операционной системе Linux.
Формы организации учебного процесса
Единицей учебного процесса является урок. В первой части урока проводиться объяснение нового материала, во второй части урока планируется компьютерный практикум в форме практических работ или компьютерных практических заданий рассчитанные, с учетом требований СанПИН, на 10-25 мин. и направлены на отработку отдельных технологических приемов и практикумов – интегрированных практических работ, ориентированных на получение целостного содержательного результата, осмысленного и интересного для учащихся.
Всего на выполнение различных практических работ отведено более половины учебных часов. Часть практической работы (прежде всего подготовительный этап, не требующий использования средств информационных и коммуникационных технологий) включена в домашнюю работу учащихся, в проектную деятельность. Работа может быть разбита на части и осуществляться в течение нескольких недель.
Формы текущего контроля знаний, умений, навыков; промежуточной и итоговой аттестации учащихся
Все формы контроля по продолжительности рассчитаны на 10-20 минут.
Текущий контроль осуществляется с помощью компьютерного практикума в форме практических работ и практических заданий.
Тематический контроль осуществляется по завершении крупного блока (темы) в форме контрольной работы, тестирования, выполнения зачетной практической работы.
Итоговый контроль осуществляется по завершении учебного материала в форме контрольной работы.
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате обучения учащиеся должны знать/понимать:
— виды информационных процессов; примеры источников и приемников информации;
— единицы измерения количества и скорости передачи информации; принцип дискретного (цифрового) представления информации;
— программный принцип работы компьютера;
— назначение и функции используемых информационных и коммуникационных технологий.
В результате обучения учащиеся должны уметь:
— оперировать информационными объектами, используя графический интерфейс: открывать, именовать, сохранять объекты, архивировать и разархивировать информацию, пользоваться меню и окнами, справочной системой; предпринимать меры антивирусной безопасности;
— оценивать числовые параметры информационных объектов и процессов: объем памяти, необходимый для хранения информации; скорость передачи информации;
— пользоваться персональным компьютером и его периферийным оборудованием (принтером, сканером, модемом, мультимедийным проектором и т.д.); следовать требованиям техники безопасности, гигиены, эргономики и ресурсосбережения при работе со средствами информационных технологий;
— использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для организации индивидуального информационного пространства, создания личных коллекций информационных объектов;
— передавать информацию по телекоммуникационным каналам в учебной и личной переписке, использовать информационные ресурсы общества с соблюдением соответствующих правовых и этических норм.
Содержание учебного курса
Информация и информационные процессы (9 часов)
Информация в природе, обществе и технике. Информация и информационные процессы в неживой природе. Информация и информационные процессы в живой природе. Человек: информация и информационные процессы. Информация и информационные процессы в технике. Кодирование информации с помощью знаковых систем. Знаки: форма и значение. Знаковые системы. Кодирование информации. Количество информации. Количество информации как мера уменьшения неопределенности знания. Определение количества информации. Алфавитный подход к определению количества информации.
Практические работы:
Практическая работа № 1 « Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера».
Практическая работа № 2 « Перевод единиц измерения количества информации с помощью калькулятора».
Компьютер как универсальное устройство обработки информации (7 часов)
Программная обработка данных на компьютере. Устройство компьютера. Процессор и системная плата. Устройства ввода информации. Устройства вывода информации. Оперативная память. Долговременная память. Файлы и файловая система. Файл. Файловая система. Работа с файлами и дисками. Программное обеспечение компьютера. Операционная система. Прикладное программное обеспечение. Графический интерфейс операционных систем и приложений. Представление информационного пространства с помощью графического интерфейса. Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Правовая охрана программ и данных. Защита информации. Правовая охрана информации. Лицензионные, условно бесплатные и свободно распространяемые программы. Защита информации.
Практические работы:
Практическая работа № 3 «Определение разрешающей способности мыши».
Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты».
Практическая работа № 5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера».
Практическая работа № 6 «Установка даты и времени».
Практическая работа № 7 «Защита от вирусов».
Коммуникационные технологии (17 часов)
Передача информации. Локальные компьютерные сети. Глобальная компьютерная сеть. Интернет. Состав Интернета. Адресация в Интернете. Маршрутизация и транспортировка данных по компьютерным сетям. Информационные ресурсы Интернета. Всемирная паутина. Электронная почта. Файловые архивы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Разработка Web-сайтов с использованием языка разметки гипертекста HTML. Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах.
Практические работы:
Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети.
Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету».
Практическая работа № 10 «География Интернета».
Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине».
Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой».
Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета».
Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете».
Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML».
Перечень средств ИКТ, необходимых для реализации программы
Аппаратные средства
-
Компьютер
-
Проектор
-
Принтер
-
Модем
-
Устройства вывода звуковой информации — наушники для индивидуальной работы со звуковой информацией
-
Устройства для ручного ввода текстовой информации и манипулирования экранными объектами — клавиатура и мышь.
-
Устройства для записи (ввода) визуальной и звуковой информации: сканер; фотоаппарат; видеокамера; диктофон, микрофон.
Программные средства
-
Операционная система – Windows XP, Linux.
-
Файловый менеджер (в составе операционной системы или др.).
-
Антивирусная программа.
-
Программа-архиватор.
-
Клавиатурный тренажер.
-
Интегрированное офисное приложение, включающее текстовый редактор, растровый и векторный графические редакторы, программу разработки презентаций и электронные таблицы.
-
Простая система управления базами данных.
-
Простая геоинформационная система.
-
Система автоматизированного проектирования.
-
Виртуальные компьютерные лаборатории.
-
Программа-переводчик.
-
Система оптического распознавания текста.
-
Мультимедиа проигрыватель (входит в состав операционных систем или др.).
-
Система программирования.
-
Почтовый клиент (входит в состав операционных систем или др.).
-
Браузер (входит в состав операционных систем или др.).
-
Программа интерактивного общения.
-
Простой редактор WеЬ-страниц.
Календарно-тематическое планирование учебного материала
по информатике и ИКТ 8 класс 2010-2011 уч.год
по программе Н.Угриновича 34 часов в год
всего в году — 35 часов, в неделю 1 час
плановых контрольных работ – 4
практических работ — 17
Планирование осуществляется по учебнику Н.Д. Угриновича «Информатика. 7 класс».
Учебник: Информатика и ИКТ, Угринович Н.Д.: учебник для 7 класса
Наименование раздела и темы | Часы учебного времени | Сроки прохождения | Примечание. Подготовка к ЕГЭ | |||
план | факт |
| ||||
Глава 1. Информация и информационные процессы
| 9 |
|
|
| ||
1 | 1.1 | Правила техники безопасности. Информация в живой и неживой природе. Информация в обществе и технике. | 1 |
|
|
|
2 | 1.2 | Контрольная работа № 1 «Правила техники безопасности». | 1 |
|
|
|
3 | 1.3 | Практическая работа № 1 «Тренировка ввода текстовой и числовой информации с помощью клавиатурного тренажера». | 1 |
|
|
|
4 | 1.4 | Кодирование информации с помощью знаковых систем. | 1 |
|
|
|
5 | 1.5 | Количество информации. Практическая работа № 2 «Перевод единиц измерения количества информации» | 1 |
|
|
|
6 | 1.6 | Определение количества информации.
| 1 |
|
|
|
7 | 1.7 | Алфавитный подход к определению количества информации.
| 1 |
|
|
|
8 | 1.8 | Решение задач по теме «Количество информации». | 1 |
|
|
|
9 | 1.9 | Контрольная работа № 2 «Количество информации». | 1 |
|
|
|
Глава 2. Компьютер как универсальное устройство обработки информации | 7 |
|
|
| ||
10 | 2.1 | Устройство компьютера. Практическая работа № 3 «Определение разрешающей способности мыши». Практическая работа № 4 «Форматирование дискеты». | 1 |
|
|
|
11 | 2.2 | Файлы и файловая система. Практическая работа № 5 «Работа с файлами с использованием файлового менеджера». | 1 |
|
|
|
12 | 2.3 | Программное обеспечение компьютера.
| 1 |
|
|
|
13 | 2.4 | Графический интерфейс операционных систем Практическая работа № 6 «Установка даты и времени». | 1 |
|
|
|
14 | 2.5 | Компьютерные вирусы и антивирусные программы. Практическая работа № 7 «Защита от вирусов». | 1 |
|
|
|
15 | 2.6 | Правовая охрана программ и данных. Защита информации. | 1 |
|
|
|
16 | 2.7 | Контрольная работа № 3 «Компьютер как универсальное устройство обработки информации». | 1 |
|
|
|
Глава 3. Коммуникационные технологии | 17 |
|
|
| ||
17 | 3.1 | Техника безопасности в кабинете информатики. Передача информации. | 1 |
|
|
|
18 | 3.2 | Локальные компьютерные сети. Практическая работа № 8 «Предоставление доступа к диску на компьютере, подключенном к локальной сети. | 1 |
|
|
|
19 | 3.3 | Глобальная компьютерная сеть Интернет. Практическая работа № 9 «Подключение к Интернету». | 1 |
|
|
|
20 | 3.4 | Глобальная компьютерная сеть Интернет. Практическая работа № 10 «География Интернета». | 1 |
|
|
|
21 | 3.5 | Информационные ресурсы Интернет. Всемирная паутина. Практическая работа № 11 «Путешествие во всемирной паутине». | 1 |
|
|
|
22 | 3.6 | Информационные ресурсы Интернет. Электронная почта. Практическая работа № 12 «Работа с электронной Web-почтой». | 1 |
|
|
|
23 | 3.7 | Файловые архивы. Практическая работа № 13 «Загрузка файлов из Интернета». | 1 |
|
|
|
24 | 3.8 | Информационные ресурсы. Общение в Интернете. Мобильный Интернет. Звук и видео в Интернете. | 1 |
|
|
|
25 | 3.9 | Поиск информации в Интернете. Электронная коммерция в Интернете. Практическая работа № 14 «Поиск информации в Интернете». | 1 |
|
|
|
26 | 3.10 | Web-страницы и Web-сайты. Структура Web-страницы. Форматирование текста на Web-странице. | 1 |
|
|
|
27 | 3.11 | Вставка изображений в Web-страницы. Гиперссылки на Web-страницах. | 1 |
|
|
|
28 | 3.12 | Списки на Web-страницах. Интерактивные формы на Web-страницах. | 1 |
|
|
|
29 | 3.13 | Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | 1 |
|
|
|
30 | 3.14 | Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | 1 |
|
|
|
31 | 3.15 | Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | 1 |
|
|
|
32 | 3.16 | Практическая работа № 15 «Разработка сайта с использованием языка разметки текста HTML». | 1 |
|
|
|
33 | 3.17 | Контрольная работа № 4 «Коммуникационные технологии». | 1 |
|
|
|
34-35 |
| Повторение | 2 |
|
|
|
Литература
-
Учебник по информатике и ИКТ 8 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2008
-
Учебник по информатике и ИКТ 9 класс / Угринович Н.Д.– М.: Бином, 2008
-
Учебное пособие для ОУ Практикум по информатике и информационным технологиям. / под. ред. Н.Д. Угринович, Л.Л. Босова, Н.И. Михайлова. – М.: БИНОМ, 2005.