Текст и его смысл

Цели урока: закрепить знания по понятию «текст», рассмотреть понятие « смысл», развивать логическое мышление, память, внимание, воспитывать бережное обращение к компьютерной технике, интерес к учебной деятельности.

Оргмомент.

Актуализация знаний:

  • Какую информацию могут воспринимать люди?

  • Что такое текст?

  • Как вы думаете, у текста есть смысл?

  • Итак, подскажите мне, пожалуйста, тему сегодняшнего урока.

Слайд 1. Текст и его смысл.

Изложение нового материала:

Слайд 2. Первая цепочка букв — слово, так как у неё есть смысл.

— Что или кого обозначают словом «КОЗА»?

— Словом «КОЗА» обозначают домашнее живот­ное с рогами.

«ЛОКА» — что это?

«ЛОКА» — это не слово, так как такая цепочка букв в русском языке ничего не обозначает.

-Ребята, в таких случаях, когда слово ничего не обозначает, говорят: «не имеет смысла».

Слайд 3. Что будет, если изменить одну букву в тексте?

Скажите, пожалуйста, текст состоит только из букв?

— нет, в предложениях есть знаки препинания, которые буквами не являются. Это точка, запятая, двоеточие и другие.

-Правильно. А ещё говорят, что текст составлен из символов. Ино­гда в тексте встречаются цифры, из которых состоят числа. Числа могут быть текстовыми символами.

-как вы думаете, в тексте любой символ влияет на смысл текста?

Слайд 4. Задание. Расставьте в предложении знаки препинания?

Солнце зашло за горизонт.

Солнце зашло за горизонт?

Казнить нельзя, помиловать.

Казнить, нельзя помиловать какой можно сделать вывод.? (В тексте любой символ влияет на смысл текста)

Слайд 5. Задание. Переставьте буквы, чтобы слово имело смысл:

окюпермть

компьютер

ктсте

текст

сдки

диск

Слайд 6. Задание. Соедините половинки слов так, чтобы получились устройства компьютера.

Слайд 7. Задание. Составьте слово, имеющее отношение к информатике.(информация)

Слайд 8. Смысл слова может изменить ударение?

— Слово «замок» можно прочитать по-разному, поставив ударение над буквой «о» или над бук­вой «а».

Слайд 9. Меняется ли смысл слова при изменении шрифта, цвета, носителя информации?

Текст может быть представлен в виде рисуночно­го письма, буквенного текста, в виде иероглифов или в виде чисел. Текст можно закодировать числовым ко­дом. Смысл текста при этом не изменится. Изменится только форма представления информации. Закодиро­ванный текст (код) — это новый текст, но имеющий тот же смысл, что исходный текст. При изменении шрифта смысл текста не изменяется, то есть информация, которую несёт пись­менный текст, остаётся без изменения.

Этот же текст можно написать буквами любого размера на стене, картоне, майке, песке. При измене­нии носителя информации или при изменении разме­ра букв смысл текста не изменяется.

Физкультминутка.

Закрепление: РТ. стр.29,№1-4

Компьютерный практикум: урок 22

Домашнее задание РТ стр.30, №5-7.

Подведение итогов урока:

Слайд 10. Главное, что мы должны понять и запомнить

  • Слово, в отличие от простой цепочки букв, имеет смысл.

  • Пропуск, замена и перестановка одной буквы или одного символа в тексте изменяют его смысл.

  • При изменении шрифта или носителя информации смысл текста не меняется.

МОУ «Борисоглебская гимназия №1»

Конспект урока

«Текст и его смысл»

2 класс

Учитель информатики и ИКТ

Мячина С. А.

2008-2009уч.г.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here