Гридасова Наталья Анатольевна, учитель математики и информатики МКОУ «Зуевская ОООШ»
Солнцевского района
Курской области
Технологическая карта урока, реализующего формирование УУД
Предмет_______Информатика______________________________________________________________________
Класс___________9_________________________________________________________________________________
Автор УМК______Угринович Н.Д._______________________________________________________________________
Тема урока Алгоритмические конструкции следование, ветвление, повторение.
Тип урока______изучения и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности_________________
Планируемые результаты: а) формирование и первичное закрепления знаний учащихся об алгоритмических конструкциях следование, ветвление, повторение
(предметный результат)
б) развитие памяти, внимания, словесно-логического мышления (метапредметный результат)
в) формирование умений управлять своей учебной деятельностью (личностный результат)
Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |||||||||
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||||||||
|
| Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | |||
Этап 1 – Организационный этап | ||||||||||
— Ребята, начинаем урок. — Будьте старательными, активными, внимательными и у вас все получится. — На предыдущем уроке мы познакомились с понятием алгоритма, а также его свойствами, узнали кто может являться исполнителем алгоритма, рассмотрели примеры алгоритмов.
| — Приветствие, фиксация отсутствующих; — проверка подготовленности уч-ся к учебному занятию; — проверка подготовленности классного помещения к занятию; — организация внимания школьников
| Ответ на приветствие учителя.
| Выделение существенной информации из слов учителя.
| Взаимодействие с учителем
| Слушание учителя
| Целеполагание
| Умение настраиваться на занятие
.
| |||
Этап 2 — Актуализация знаний | ||||||||||
Сегодня мы с помощью тестирования проверим, насколько вы хорошо усвоили данный материал, а затем приступим к изучению новой темы. Тест в 4 вариантах.
| Наблюдает за работой детей. выставляет в журнал отметки, полученные учащимися, и вместе с ними анализирует ошибки, допущенные при выполнении данного задания.
| Ответы на вопросы теста.
| Компетенция обучающихся в повседневной жизни
| Взаимодействуют с учителем
| Слушание учителя
| Развитие регуляции учебной деятельности.
| Регуляция учебной деятельности.
| |||
Этап 3 — Изучение новых знаний и способов деятельности | ||||||||||
Каждый человек в повседневной жизни решает огромное количество задач. Но решение даже самой простой задачи обычно осуществляется за несколько последовательных шагов и может быть представлено в виде алгоритма.
В настоящее время существует всего три базовых алгоритмических конструкции:
Алгоритмическая конструкция следование Алгоритм, в котором команды выполняются в порядке их записи, то есть последовательно друг за другом, называется линейным (рис. 1).
Пример линейного алгоритма:
Приготовление салата
Алгоритмическая конструкция ветвление В жизни часто приходится принимать решение в зависимости от сложившейся обстановки: если идет дождь, мы берем зонт; если жарко, надеваем легкую одежду. Форма организации действий, при которой в зависимости от выполнения или невыполнения некоторого условия совершается либо одна, либо другая последовательность действий, называется ветвлением (развилкой).
Различают полные (рис. 3) и неполные (рис. 5) ветвления.
В неполном ветвлении если условие истинно, то осуществляется заданное действие, в противном случае выполнение ветвления завершается.
Пример неполного ветвления:
Сборы на прогулку
В полной развилке если условие истинно, то будет выполнено действие1, в противном случае будет выполнено действие2. Пример полного ветвления:
Является ли четным число?
Алгоритмическая конструкция повторение Даже очень простые расчеты могут поставить человека в тупик, если их надо повторить тысячи раз. Например, если надо подсчитать, сколько раз буква «о» встречается в тексте необходимо перебрать все буквы. При всей простоте этой задачи исполнить ее человеку трудно (особенно если текст довольно большой), а для компьютера это работа на несколько секунд.
Циклический алгоритм — описание действий, которые должны повторяться указанное число раз или пока выполняется заданное условие.
Группу повторяющихся действий называют телом цикла. Например, на уроке физкультуры вы должны пробежать 2 круга на стадионе.
Циклы позволяют записать длинные последовательности действий с помощью небольшого числа повторяющихся команд.
Ситуацию, при которой выполнение цикла никогда не заканчивается, называется зацикливанием.
Различают три вида циклических алгоритмов:
Работа цикла с предусловием начинается с проверки условия. Переход к выполнению тела цикла осуществляется только в том случае, если условие истинно, в противном случае происходит выход из цикла. Пример цикла с предусловием:
Ремонт
Работа цикла с постусловием начинается с выполнения тела цикла. Таким образом, оно будет реализовано хотя бы один раз. После этого происходит проверка условия. Если условие не выполняется, то происходит возврат к выполнению действий. Если условие истинно, то осуществляется выход из цикла.
Пример цикла с постусловием:
Стирка
Цикл с параметром (или цикл со счетчиком) — это цикл с заранее известным числом повторов. Тело цикла выполняется заданное количество раз.
Пример цикла с параметром:
Пришиваем пуговицы | Объясняет новый материа. Демонстрация презентации.
| Слушание учителя.
Наблюдение за материалом презентации.
| Формирование умения наблюдать, делать выводы. Выделение существенной информации из слов учителя.
Умение строить речевое высказывание. Поиск и выделение информации. Умение структурировать знания. Смысловое чтение.
| Обсуждают выводы. | Слушание. Говорение.
Умение слушать и вступать в диалог.
| Контроль правильности ответов обучающихся.
| Умение слушать в соответствие с целевой установкой.
. | |||
Этап 4 — Первичная проверка понимания изученного и закрепление материала | ||||||||||
Задания на проверку понимания изученного и закрепление материала.
Задание Угадайте пословицу, зашифрованную в блок-схеме:
1)
Ответ: Семь раз отмерь – один отрежь.
2) Ответ: За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
3)
Ответ: Покуда есть хлеб да вода, всё не беда.
4)
Ответ: Болен – лечись, а здоров – берегись.
| Задаёт вопросы. Слушает и проверяет правильность ответов на вопросы. Даёт учащимся задания на интерактивной доске
| Ответы на вопросы
Выполнение задания на интерактивной доске
| Поиск и выделение информации. Умение структурировать знания. Умение строить речевое высказывание. Выбор наиболее эффективных способов решения задач. Контроль и оценка процесса и результатов действия. Классификация объектов. Установление причинно-следственных связей. Построение логической цепи рассуждений .
| Участие в обсуждении во фронтальном режиме. | Понимание на слух вопросов и ответов обучающихся, умение использовать речь для регулирования своего действия Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. Умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации. | Контроль правильности ответов обучающихся. Самоконтроль понимания вопросов. | Умение слушать. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся. Осуществление самоконтроля и взаимоконтроля. . Прогнозирование. Коррекция. Оценка. Саморегуляция. Постановка вопросов.
| |||
Этап 5 — Домашнее задание | ||||||||||
Домашнее задание Запишите домашнее задание: 1.п.4.2.2,с.114-115 2. п.4.2.3,с.115-117 3.п.4.2.4,с.117-119 Задания 4.2-4.4 стр119
| Формулировка домашнего задания, инструктаж по его выполнению | Слушание учителя и запись домашнего задания в тетради. | Выделение существенной информации из слов учителя. | Взаимодействие с учителем | Слушание учителя | Развитие регуляции учебной деятельности. | Регуляция учебной деятельности. | |||
Этап 6 — Подведение итогов занятия | ||||||||||
«Что нового вы узнали сегодня на уроке?» Молодцы ребята, мы сегодня хорошо поработали. Давайте подведем итог урока. Сегодня мы с вами познакомились с тремя основными алгоритмическими конструкциями. Назовите их. Учащиеся отвечают на поставленный вопрос (алгоритмические конструкции следование, ветвление, повторение).
– Какие существуют виды ветвлений? (полные и неполные)
– Какие существуют виды циклических алгоритмов? (циклы с предусловием, с постусловием и с параметром)
| Формулирует вопрос | Отвечают на вопрос учителя | Осознанное и произвольное построение речевых высказываний в устной форме. | Участие в обсуждении содержания урока во фронтальном режиме | Понимание на слух ответы обучающихся, уметь формулировать собственное мнение и позицию. | Контроль правильности ответов обучающихся | Умение слушать в соответствие с целевой установкой. Уточнение и дополнение высказываний обучающихся | |||
Этап 7 — Рефлексия | ||||||||||
— «Выберете ту «мордашку», которая соответствует вашему настроению (Учитель просматривает самооценку учеников). Теперь я оценю вашу работу на уроке. Мне было очень интересно и приятно с вами работать. Спасибо за продуктивную работу.
| Проводит рефлексию, анализирует выбранные «мордашки» | Умение делать выводы. Рефлексия способов и условий действий.
| Взаимодействие с учителем. | Умение формулировать собственное мнение. | Саморегуляция эмоциональных и функциональных состояний. | Саморегуляция. Рефлексия. |
Список использованных источников, в том числе интернет-ресурсы:
1.Н.Д.Угринович Информатика и ИКТ. Учебник для 9 класса Москва. Бином. Лаборатория знаний.2011
2. Информатика и ИКТ : практикум
3.Информатика и ИКТ. 8–11 классы : методическое пособие + 2 CD
4. «Мой университет — www . moi — mummi . ru »