Класс: 3
Тема: Количество информации и единицы ее измерения. Практическая работа «Измерение информационного объема файлов».
Цели:
— ввести понятия «информация», «количество информации»;
— познакомить учащихся с единицами измерения количества информации;
— формировать практические навыки по определению количества информации любого файла;
— формировать умения ставить цель, планировать достижение цели;
— развивать коммуникативные способности при решении учебных задач.
Ресурсное обеспечение урока:
ПОЭВМ, медиапроектор.
Ключевые слова:
— информация;
— количество информации;
— информационный объем файла;
— бит;
— байт.
Технологическая карта урока
Наименование этапа | Содержание | Время | |
1 | Эмоциональный настрой. | — Здравствуйте, ребята, я рада видеть всех вас на занятии. Нам предстоит очень интересная и занимательная работа. | 1 мин |
2 | Актуализация знаний.
| — Давайте вспомним материал предыдущего занятия. Для этого поиграем в игру.
Предлагаю каждому ученику подгруппы обратиться к «Волшебному сундучку» и ответить на вопросы, которые в нем находятся. Основные вопросы игры: — Устройство, с помощью которого можно вывести на бумагу текст, рисунок… — Основными устройствами компьютера являются… — Программное обеспечение компьютера – это… — Рабочий стол – это… — Главное меню компьютера открывается при нажатии кнопки… — Окно программы состоит из… — Объектами рабочего стола являются… — Какие виды памяти существуют… — Что такое файл… — Для чего нужна компьютерная папка… — Как создать компьютерную папку… — Перечислите несколько носителей информации, которые были использованы в древности… — Перечислите несколько носителей информации, используемых в настоящее время… | 4 мин
|
3 | Мотивация к деятельности. | На слайде 1 написаны понятия. — Вам необходимо рассортировать эти понятия по трём столбцам, затем проверим все вместе. Ребята, даю вам время немножко подумать. — Итак, проверяем (слайд 2). — Как вы думаете, как можно назвать первый столбец (расстояния), второй столбец (массы), третий столбец (времени). — Сейчас мы с вами посмотрим отрывок из мультфильма «38 попугаев», в котором рассказывается о существовании разных единиц измерения (учащиеся смотрят отрывок из мультфильма «38 попугаев» , 4.25 — 7.57). — Итак, скажите, пожалуйста, какими единицами пользовались герои для того, чтобы измерить удава? (попугаями, мартышками и слонятами). — Какая из названных единиц измерения самая маленькая (попугаи), а самая крупная (слонята). | 6 мин |
4 | Интеллектуально познавательная деятельность.
|
— У каждого из вас в портфеле или дома есть очень интересный инструмент, который только с начала XIX века начал входить в обиход школ. В древние времена он представлял собой тщательно отструганную дощечку, которая помогала архитекторам в планировании сооружений. Как вы думаете, что же это за инструмент, который сегодня стал обычной вещью, которая используется во многих сферах жизни человека. — Конечно же, это линейка. Скажите, а для чего нам нужна линейка? (измерять). А что мы можем измерять при помощи линейки (расстояния). — С древних времен людям приходилось измерять длину, отсчитывать время, взвешивать различные тела. И в каждой стране были приняты свои единицы измерения. Кроме измерения длины, времени и массы, современному человеку приходиться измерять и информацию. Итак, тема занятия – «Количество информации, единицы ее измерения» (слайд 3). Цель нашего занятия – познакомиться с единицами измерения информации. — А также нам предстоит выполнить практическую работу по измерению информационного объема файлов. 2. Введение понятия «Информация». Ученикам предлагается просмотреть слайды 4-10, с комментариями учителя и ответить на вопрос: — Сможет ли человек прожить без информации? — Как же измерить количество информации? — Компьютер – электронная машина. Она воспринимает только электронные сигналы. Для того чтобы записать информацию в компьютер, каждый знак (буква или цифра, звук или видео) в компьютере должен быть переведен на язык сигналов. — Отсутствие сигнала принято обозначать 0, наличие —1. Пример, включателей – выключателей (слайд 11). — Эти «нули и единички» называются битом. — Бит — наименьшая единица измерения информации (принимает только одно из двух значений 0 или 1). Следующая единица измерения — байт. Информацию считают в байтах, где 1 байт равен 8 битам (слайд 12). | 6 мин |
5 | Практическая работа. | а) Сообщение задания практической работы. — Сейчас мы все вместе выполним задание:
-Теперь таким же образом узнайте объем файла, который я укажу каждому из вас. А также обратите внимание на дату создания (изменения) файла. б) Самостоятельная работа учащихся. — Приступайте к выполнению задания (в ходе выполнения работы оказываю индивидуальную помощь учащимся) — Молодцы, ребята, вы хорошо поработали! в) Физкультминутка. — А теперь пришло время отдохнуть. Ученики должны выполнять действия, которые просит выполнить учитель. — Улыбнитесь так, как будто вы получили пятерку и очень собой довольны. — Сядьте так, как будто вы очень устали и вам хочется отдохнуть. — А теперь встаньте и покажите, как распускается цветок. — А теперь покажите, как ветер качает дерево. — А теперь покажите, как вы собираете ягоды, заглядывая под каждый листик. — А теперь сядьте за парту так, как будто вы принц или принцесса, а парта – ваш трон. — Как вы хорошо действиями передали информацию! | 10 мин |
6 | Подведение итогов занятия. Рефлексия. | — Скажите, пожалуйста, что сегодня мы делали на занятии? — Назовите наименьшую единицу измерения информации. — Чему равняется 1 байт информации? — Посмотрите на слайд и попробуйте сравнить объемы различных носителей информации (слайд 13). Закончите предложение: (слайд 14) — Каждый выберите понравившееся высказывание и продолжите его. сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я приобрел… я научился… у меня получилось … я смог… меня удивило… — На этом наше занятие окончено. Спасибо за работу! | 3 мин |