Технологическая карта урока
Предмет — Информатика и ИКТ; класс 9
Базовый учебник: Угринович Н. Д. Информатика и ИКТ. 9класс
Тема: Моделирование и формализация.
Тема урока: Моделирование как метод познания. Материальные и информационные модели.
Цель урока:
Образовательная: получить представление о моделировании как методе познания окружающего мира, понять смысл отношений «модель — объект», выработать практические умения в определении вида модели; систематизировать знания по теме «моделирование как метод познания».
Деятельностная: способствовать формированию умений находить соответствие модели и ее типа, способствовать формированию умения соотнести цель моделирования с выбором типа модели.
Задачи урока:
Обучающая (формируются регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные УУД):
-
способствовать формированию базовых знаний об объектах, моделях, процессе моделирования, о значении моделирования процесса познания окружающего мира (природы, общества и человека), применение моделей в повседневной жизни;
-
создать условия для развития навыков использования моделей в повседневной жизни, в каждой ситуации — целеполагание; фиксирование затруднения; волевая саморегуляция в ситуации затруднения;
Развивающая (регулятивные, коммуникативные и личностные УУД):
-
стимулировать познавательный интерес учащихся к данной теме и предмету информатики;
-
создать условия для пополнения словарного и научного запаса слов учащихся.
-
способствовать развитию культуры речи, логического мышления путем совместной и самостоятельной работы на уроке;
Воспитывающая (развиваются регулятивные УУД, личностные УУД, коммуникативные УУД):
-
активизировать взаимодействие между учащимися, развивать навыки групповой работы;
-
учить аргументировано отстаивать свое мнение, грамотно его преподносить, знать и стремиться выполнять правила работы в группе, умение выслушать одноклассника и сделать логически правильные выводы, следующие из полученной информации.
Тип урока: урок открытия нового знания (ОНЗ)
Необходимое оборудование: компьютерный класс, мультимедийный проектор, экран, презентация «Моделирование как метод познания».
СТРУКТУРА И ХОД УРОКА
Деятельность | Планируемые результаты | ||
учителя | обучающихся | ||
1.Мотивация к учебной деятельности. Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне 2,5 мин | Здравствуйте, ребята! Проверьте, все ли готово у вас к уроку. Садитесь. У американского писателя-фантаста Рея Брэдбери есть рассказ «И грянул гром». В нем повествуется о фирме, организующей путешествия на 60 миллионов лет в прошлое. Все посетители прошлого должны передвигаться только по специально проложенной тропе, ибо один неосторожный шаг уже способен нарушить последующую Историю. Устами одного из служащих фирмы это описано так: «Допустим, мы случайно убили здесь мышь. Это значит, что всех будущих потомков этой мыши не будет… Вы уничтожите не одну, а миллион мышей… А как с лисами, для питания которых нужны были именно эти мыши? Не хватит десяти мышей – умрет одна лиса. Десятью лисами меньше – подохнет от голода лев… И вот итог: через 59 миллионов лет пещерный человек, один из дюжины, населяющей весь мир, выходит на охоту за кабаном или саблезубым тигром. Но вы, раздавив одну мышь, раздавили всех тигров в этих местах. И пещерный человек умирает от голода… Это смерть миллиарда его потомков. Может быть, Рим не появится на своих семи холмах…»
| Приветствуют.
| – самоопределение (Л); – смыслообразование (Л); – целеполагание (Р); – планирование учебного сотрудничества с учителем (К).
|
2.Актуализация знаний и Цель: подготовка мышления учащихся, организация осознания ими внутренней потребности к построению учебных действий и фиксирование каждым из них индивидуального затруднения в пробном действии. | С различными моделями мы сталкиваемся еще в раннем детстве: игрушечный автомобиль, самолет или кораблик для многих были любимыми игрушками, равно как и плюшевый медвежонок или кукла. Дети часто моделируют (играют в кубики, обыкновенная палка им заменяет коня и т. д.). (слайд 1 – самолетики) Что изображено на слайде?
Вы уверены, что это самолетик? Не мяч? Не вертолет? |
Самолетик
Ответы | анализ, синтез, сравнение, обобщение, (П); – извлечение необходимой информации из текстов (П); – использование знаково-символических средств (П); – подведение под понятие (П); – фиксирование затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – учет разных мнений (К) и др. |
3.Выявление места и причины затруднения 2 мин цель: организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. | Почему вы так решили?
Что можно смоделировать? (слайд 2- объект моделирования) Для чего прибегают к созданию моделей? | Ответы (отражает существенные свойства моделируемого объекта)
Все
Для изучения объекта. | – анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия (П); – подведение под понятие (П); – определение основной и второстепенной информации (П); – выражение мыслей с достаточной полнотой и точностью (К);
|
4.Построение проекта выхода из затруднения Цель: постановка целей учебной деятельности и на этой основе – выбор способа и средств их реализации. 3 мин |
Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке сегодня? Какие понятия будем обсуждать?
Иногда модели нам очень помогают понять что-то новое, неизвестное. А очень часто сталкиваемся в окружающем нас мире с моделями, о смысле создания которых даже не задумываемся, просто пользуемся. Для чего их создали? Попытайтесь сформулировать тему урока.
Запишем тему урока. (Слайд 3 — «Моделирование как метод познания») |
О моделях, объектах, моделировании (таблички с терминами на доску).
Предлагают варианты, формулируют тему урока. Открывают тетрадь, записывают тему урока | – самоопределение, смыслообразование (Л); – анализ, синтез, обобщение(П); – самостоятельное формулирование познавательной цели (П); – поиск и выделение информации (П); – планирование (П); прогнозирование (П); – структурирование знаний (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – аргументация своего мнения и позиции в коммуникации (К); – учет разных мнений (К); – планирование учебного сотрудничества (К)
|
5.Реализация построенного проекта 5 мин Цель: построение учащимися нового способа действий и формирование умений его применять как при решении задачи, вызвавшей затруднение, так и при решении задач такого класса или типа вообще.
| Подумайте, что нового вы узнаете на уроке? (указываю на карточки — опоры). Сформулируйте цели урока.
(слайд 4 – цели)
Правильно. А также рассмотрим многообразие моделей и узнаем о классификации этого разнообразия. Итак, вы сказали, что можно смоделировать все. Что же такое объект моделирования (исходя из темы)? (Слайд 5 — 6 – определение «объект»- примеры объектов)
Как вы думаете, когда прибегают к созданию моделей? (слайд 10 – целесообразность создания моделей) (при затруднении – видео (слайды 7-9))
А кто сможет сформулировать определение, что такое модель? (слайд 11– определение «модель») – можно саму модель назвать объектом моделирования?
| Сформируем понятия «Объект моделирования», «модель», «моделирование»
Ответы (запись определения «объект моделирования») Ответы.
Варианты. Пишут в тетрадь.
Определение в тетрадь | смыслообразование (Л); – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); – осознание ответственности за общее дело (Л); – анализ, синтез, сравнение, обобщение(П); – выдвижение гипотез и их обоснование (П); – поиск необходимой информации (П); – использование знаково-символических средств (П); – моделирование и преобразование моделей разных типов (П); – установление причинно-следственных связей (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – построение рассуждений (П); – волевая саморегуляция; познавательная инициатива (Р); – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К) и др.
|
6.Первичное закрепление с комментированием 13 мин Цель: усвоение учащимися нового способа действия при решении типовых задач. | Мы видим, очень много вокруг нас – не что иное, как модели. Приведите примеры моделей
Любая наука использует модели. Посмотрите (слайд 12 – «Н») – что это? (расшифровка-схема) (разные объекты могут описываться одной моделью) – (один и тот же объект может быть описан множеством моделей)- человек с разных точек зрения
Раз вокруг нас такое многообразие моделей, возникла необходимость в их упорядочивании, классификации. (слайд 13 — классификация). Исходя их названий, попробуйте привести примеры (слайд 14 – тренировка).
|
Запись опорных слов (на полях ?? – дома примеры)
Свои примеры
Варианты – запись примеров
Записывают схему в тетрадь, примеры (на поля???). | – осознание ответственности за общее дело (Л); – анализ, синтез, сравнение, обобщение (П); – извлечение необходимой информации (П); – моделирование и преобразование моделей разных типов (П); – использование знаково-символических средств (П); – подведение под понятие (П); – установление причинно-следственных связей (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – адекватное использование речевых средств для решения коммуникационных задач (К); – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); – учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К)
|
7.Самостоятельная работа с самопроверкой 11 мин Цель: интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действия и исполнительская рефлексия (коллективная и индивидуальная) достижения цели пробного учебного действия, применение нового знания в типовых заданиях. | Теперь попробуем самостоятельно соотнести модели по группам. Для этого объединитесь в группы по 4 человека и пройдите за компьютеры (1 группа – «Материальные модели, 2 – «Информационные в знаковой форме», 3 – «Информационные в образной форме») (В папке лежат файлы, изображающие модели – рассортировать (папки «Информационные модели в знаковой форме», «Информационные модели в образной форме», «Материальные модели» — пусты. Затем группы обосновывают свой выбор – остальные выслушивают, дополняют)
Задание с подвохом, так как даны иллюстрации, то все модели можно смело отнести к группе « информационных в образной форме» |
Практическая работа на ПК | анализ, синтез, сравнение, обобщение (П); – извлечение необходимой информации (П); – использование знаково-символических средств (П); – подведение под понятие (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – осознанное и произвольное построение речевого высказывания (П); – доказательство (П); – контроль (Р); – коррекция (Р); – оценка (Р); – волевая саморегуляция в ситуации затруднения (Р); – использование критериев для обоснования своего суждения (К) — учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций (К) – использование знаково-символических средств (П); — смыслообразование (Л); – нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); – осознание ответственности за общее дело (Л); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения в коммуникации (К); – постановка вопросов (К) |
8.Включение в систему знаний и повторение 4 мин Цель: повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний.
|
Ребята, давайте еще раз проговорим, где в жизни мы сталкиваемся с моделями? Для чего создаются модели?
Модель чего можно создать? У одного и того же объекта сколько моделей может быть? От чего это зависит?
Молодцы. Я с вами полностью согласна.
Теперь открываем дневники и запишем д.з п.5.2.1, п. 5.2.2, вопросы, ? на полях, заполнить таблицу (выдана на карточках) (слайд 15 – д.з.)
|
Проговаривают.
(указываю на опорные таблицы – таким образом, все цели достигнуты, задачи решены)
| нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания (Л); – анализ, синтез, сравнение, обобщение (П); – понимание текстов, извлечение необходимой информации (П); – подведение под понятие (П); – моделирование (П); – использование знаково-символических средств (П); – установление причинно-следственных связей (П); – выведение следствий (П); – самостоятельное создание алгоритмов деятельности (П); – выполнение действий по алгоритму (П); – построение рассуждений (П); – контроль, коррекция, оценка (Р)
|
9.Рефлексия учебной деятельности на уроке 4 мин. Цель: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности, осознание метода построения и границ применения нового способа действия. | (Выдаем листочки) (Рефлексия — слайд 16) на листе бумаги обведите свою ладошку, каждый палец – это какая-то позиция, по которой необходимо высказать свое мнение, запишите его (начало фраз есть)
Спасибо за урок. До свидания.
| Обсуждения в парах и четверках.
Записывают в дневник. | – адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности (Л); – самооценка на основе критерия успешности (Л); – рефлексия способов и условий действия (П); – контроль и оценка процесса и результатов деятельности (П); – выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью (К); – формулирование и аргументация своего мнения, учет разных мнений (К); – использование критериев для обоснования своего суждения (К); – планирование учебного сотрудничества (К); – следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям (Л) |
Таблица на дом (заполняют столбец «модель»).
Цель моделирования | Модель | |
Земная поверхность | Выбор маршрута движения | Карта |
Механизм | Изготовление | Чертеж |
Человек | Представление истории жизни | Биография |
Человек | Установление профессиональной классификации | Аттестат, диплом |
Вещество | Химический состав | Формула |