Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с. Вторые Тербуны

Тербунского района Липецкой области

Урок информатики в 4 классе

«Исполнитель алгоритма»

Подготовила учитель информатики

Болгова Надежда Витальевна

2014-2015 уч. г.

Тема: Исполнитель алгоритма. Система команд исполнителя.

Цели:

Образовательные:

— формирование и закрепление навыков по составлению и выполнению алгоритмов;

— проверка знаний;
— повышение интереса к изучению предмета;
— воспитание навыка быстрого мышления.

Развивающие:

— способствовать развитию умения планировать последовательность действий для достижения поставленной цели;

— способствовать развитию алгоритмического и логического мышления;

— развитие творческой активности учащихся;
— развитие познавательных интересов.

Воспитательная:

— способствовать воспитанию в детях ответственности, взаимопомощи и взаимоуважения

Тип урока: закрепление полученных знаний

Оборудование: интерактивная доска StarBoard, раздаточный материал, компьютер, проектор, презентация к уроку

Ход урока

1. Организационный момент

Прозвенел уже звонок,
Нам пора начать урок.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать!

2. Актуализация знаний

Что бы проверить ваши знания и вспомнить изученное на прошлых уроках, выполним задание на карточках. (Учащимся на каждую парту раздаётся задание, которое они выполняют в парах. Затем один человек из пары выходит к доске и выполняет на доске. )

Составить алгоритм:

«Почисти ковер»

«Сделай бутерброд»

«Завари чай»

«Погладь рубашку»

«Передай сообщение по телефону»

Во время работы отвечаем на вопросы:

— Что ты составил?

— Что такое алгоритм?

— Какой алгоритм ты составил?

— Какие виды алгоритма по способу записи ты знаешь? Какой твой алгоритм?

— Какие алгоритмы по последовательности выполнения команд ты знаешь?

3. Сообщение темы и цели урока

Ребята, а кто нам помогал выполнять алгоритмы на экране? (Робот)

Как мы его можем назвать? (Исполнитель алгоритма)

Вот вы и сами подсказали мне тему нашего урока. Записываем тему «Исполнитель алгоритма»

Сегодня на уроке закрепим понятие алгоритм, а также познакомимся с понятием исполнители алгоритмов, узнаем, кого можно назвать исполнителем алгоритма. Познакомимся с системой команд исполнителя.

4. Изучение нового материала

— Посмотрите на экран и скажите, что из изображенного на экране можно назвать исполнителем алгоритма, и какой алгоритм каждый из них исполняет? (робот, компьютер, человек, игрушка на пульте управления) 

— Все ли объекты можно назвать исполнителями алгоритма? (Только тот, который способен исполнять команды, встречающиеся в алгоритме)

— Команды поступают от человека, управляющего игрушкой или роботом, в виде определенных сигналов по радио или по проводам, поэтому мы говорим, что и робот и игрушка – это пассивные исполнители, так как они просто исполняют команды, которые выбирает для них управляющий ими человек.

— Любая радиоуправляемая игрушка, как и робот, обычно может выполнять команды: «сделать шаг вперед», «повернуть направо», «повернуть налево» и некоторые другие.

Человек способен воспринимать и обрабатывать информацию, составлять и исполнять алгоритмы, выполнять самые различные действия. Поэтому про человека можно сказать, что он универсальный исполнитель любых алгоритмов.

-Назовите исполнителей следующих видов работы. (пекарь, швея, башмачник, стоматолог, дворник)

Кроме того, человек способен к творчеству и может создавать ранее не существовавшие объекты. Например, он может разработать алгоритм, создать компьютер и программы для компьютера. Всё это является результатом творческой деятельности человека.

Компьютер – это особенный исполнитель, отличающийся от человека. Компьютер способен обработать закодированную информацию (данные), исполняя программы, написанные для него человеком. Про компьютер говорят, что он универсальный исполнитель алгоритмов, созданных для обработки информации.

— Заполнить таблицу «Человек и компьютер»

Человек – и создатель алгоритмов, и исполнитель алгоритмов, а компьютер — только исполнитель алгоритма, введенного в его память в виде компьютерной программе.

Исполнитель решает задачу по заданному алгоритму, строго следуя по предписаниям (программе) не вникая и не рассуждая, почему он так делает.

Вспомним забавный диалог из мультфильма «Вовка в Тридевятом царстве»

Бедный Вовка! Ничего хорошего не получилось: почему-то рубилось тесто, а месились дрова.

Всё дело в том, что школьники в его время не изучали информатику, и он не распознал в лихих удальцах из ларца особый класс созданий, называемых

Бездумными Исполнителями (БИ).

-Какими должны быть команды, чтобы БИ нас не разочаровывал? (Правильными)

Но что это означает? (Понятными командами)

— Существенным свойством любого исполнителя является его способность точно выполнять последовательность действий, указанных в алгоритме.

— Чем различаются способы записи алгоритма решения одной и той же задачи для разных исполнителей, таких как человек и компьютер?

Различаются они разной подробностью описания и языком. Каждый исполнитель воспринимает команду из определенного набора команд, который называют системой команд исполнителя. Система команд исполнителя – это список команд, которые исполнитель может (способен) исполнять. Например, в систему команд такого исполнителя, как человек, может входить команды: «подумай», «придумай алгоритм», «скажи ответ», «посмотри на экран», «проверь результат решения», «реши задачу», «составь программу для компьютера». Эти команды человек способен понимать и исполнять.

Собака может выполнить только определенный набор команд: «лежать», «взять», «фу», «сидеть», «ко мне» и некоторые другие.

Компьютер задач не решает, алгоритмов не создает, смысла программ на понимает. Он просто исполняет программу, которую человек написал для него на одном из языков программирования. Все команды языка программирования входят в систему команд исполнителя – компьютера. Они очень простые и конкретные. Например: «прочитай число, которое хранится в ячейке внутренней памяти с адресом», «сохрани вычисленный результат в ячейке внутренней памяти с адресом» и другие.

Физкультминутка

Сели расслабились и представили что вы в летнем лесу.

5. Закрепление изученного

1. Игра «Отгадай-ка»

— Не понимает и не исполняет никаких команд (Жук, цветок)

— Не понимает, но исполняет последовательность команд (компьютер)

— Понимает смысл текста, команд и исполняет команды (человек)

— Понимает и исполняет команды (собака)

2. Игра «Робот»

Один из вас сейчас на время станет «роботом». Робот – это машина, он во всем слушается человека и выполняет только те команды, которые ему заранее определяют. Давайте попросим съесть робота конфету. Что он должен сделать?

— Итак, командуйте! (Дети подают разные команды).

Объясняю – это обертка невскрытая, значит надо развернуть, и надо взять, а не хватать ртом и т.д. Определили следующую последовательность команд:

  1. Возьми конфету

  2. Разверни конфету

  3. Съешь конфету

  4. Выброси фантик в мусорное ведро.

В качестве робота-исполнителя вызывается ученик.

Задание «Нарисуй на доске солнышко» (выбирается 1 ученик).

  1. П
    одойди к доске

  2. Возьми мел

  3. Нарисуй солнышко

  4. Положи мел на место

3. Самостоятельная групповая работа:

Диктант по клеточкам:

1 вправо, 3 вверх, 3 влево, 3 вниз, 1 вправо, 1 вниз, 3 влево,1 вниз, 2 вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вниз, 2 вправо, 2 вверх, 1 вправо, 2 вниз, 2 вправо, 1 вверх, 1 влево, 3 вверх, 2 вправо, 1 вверх, 3 влево, 1 вверх.

Дети разбиваются на группы и выполняют самостоятельно диктант по клеточкам, с последующей проверкой у доски. (Можно одного ученика вызвать к доске для выполнения)

6. Итог урока

Тест с использованием системы голосования Smart Response

Вопросы теста:

  1. Разгадайте ребус:

  1. Объект, который исполняет алгоритм, называется…

  1. Создателем и исполнителем алгоритмов является:

  1. Исполнитель алгоритма введенного в его память в виде компьютерной программы.

  1. Список команд, которые исполнитель может (способен) исполнять:

  1. Универсальный исполнитель любых алгоритмов.

  1. Пассивный исполнитель алгоритмов.

  1. Не может исполнять алгоритмы…

7. Домашнее задание. Выставление оценок.

Пункт 17 стр. 128 – 132

На поле Робота расположены стены, как показано на рисунке. Нужно перевести Робота в клетку D. Составьте текстовый алгоритм.

2 вверх, 1 вправо, 4 вниз, 1 вправо, 4 вверх, 1 вправо,

4 вниз, 1 вправо, 2 вверх.

8.Рефлексия урока

Если вам было интересно на уроке, вам понравился урок, и вы взяли для себя много интересного, то выберете радостного смайлика.

Если вы ничего для себя не взяли, а просто просидели целый, урок ничего не делая, то выберете безразличного смайлика.

Если вам урок не понравился, то выберете грустного смайлика.

Спасибо за урок. Молодцы!

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here