Урок информатики в 10 классе
«Сумматор. Триггер. Построение интерактивной модели средствами MS Excel»
Цели урока:
-
Обучающие:
-
закрепление темы «Логические основы компьютера»;
-
формирование умений и навыков составления таблиц для решения задач, имеющих практическую направленность;
-
формирование представлений о вычислениях в электронных таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике структуре;
-
закрепление практических навыков работы с MS Excel: работа с логическими функциями, форматирование ячеек, условное форматирование.
-
-
Развивающие:
-
развитие логических способностей, памяти, внимания, самостоятельности при работе с программным продуктом;
-
развитие умений применять знания для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц.
-
-
Воспитательные:
-
воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать.
-
воспитание информационной культуры.
-
Тип урока: практическая работа
ХОД РАБОТЫ
Организационный этап.
Для выполнения работы ученики должны знать и уметь выполнять:
-
форматирование ячеек (фон, граница, шрифт…);
-
условное форматирование;
-
ввод формул;
-
использовать логические функции.
Учащимся задаются вопросы о порядке выполнения этих операций. Ученики отвечают на вопросы и демонстрируют это на компьютере учителя, при этом экран учительского компьютера проецируется на доску.
Постановка задачи
Нарисовать схемы триггера и сумматора, используя ячейки электронной таблицы. Используя логические функции, организовать вычисление значений у каждого логического элемента. Значения на выходе схемы меняются автоматически.
Перед выполнением работы ученикам показать образец – один или несколько логических элементов, полностью оформленный в MS Excel или готовые модели триггера и сумматора (полусумматора). Логическая схема и логическая таблица сумматора имеются в тетрадях учеников, но в качестве образцов можно предложить им готовые модели, которые демонстрируются при изучении темы.
Выполнение задания
Постановка задачи
Для выполнения работы ученики должны знать, что такое условное форматирование, как отформатировать ячейку с помощью специальной вставки (вставка формата), как добавить выбор значения из раскрывающегося списка.
Обычно эти действия у многих учеников вызывают затруднения, поэтому, кроме показа учителем,необходимо приготовить обучающий материал в виде текстового документа со скриншотами (
Подведение итогов урока
Производится демонстрация. Во время демонстрации проверяется работоспособность схемы, при этом ученикам предлагается вспомнить двоичную систему счисления и, принимая значение ИСТИНА за единицу, а ЛОЖЬ – за ноль, убедиться, что сумматор правильно складывает одноразрядные двоичные числа.
Домашнее задание: подумать, как составить многоразрядный сумматор, используя полученный в классе одноразрядный сумматор как исходный элемент, чтобы можно было складывать два двоичных числа. Составить такой сумматор для пары двухразрядных чисел.
Литература
-
Угринович Н.Д. Информатика и ИКТ. Профильный уровень: учебник для 10-го класса. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2008 с. 183-187
-
Кувшинов А.В. Программная разработка: «Конструктор логических схем».
-
Поляков К.Ю. Логика. Тренажер для изучения логических элементов.