Интегрированный урок мини – проектов по ИЗО и технологии.
3 класс. 2 часа.
Тема урока «Весенние гостьи».
Авторы: учитель ИЗО Крюкова Галина Николаевна,
учитель технологии Саламатина Ирина Валентиновна.
Цели урока: пробуждение у детей интереса к родной природе, истории нашей культуры.
Задачи:
обучающие
— познакомить учащихся с разнообразием пейзажных сюжетов;
— показать роль искусства в понимании красоты природы;
— научить основным техническим приёмам работы при изображении птиц, деревьев, цветов, бабочек, скворечников, передавать особенности их внешнего вида;
— научить основным техническим приёмам работы с инструментами.
развивающие
— развивать художественные и конструкторско-технологические способности, пространственные представления;
— развивать творческие способности учащихся.
воспитывающие:
— воспитывать любовь и бережное отношение к природе;
— воспитывать патриотические чувства;
— воспитывать аккуратность при выполнении работы;
— воспитывать умение работать коллективно.
Оборудование: компьютер, проектор, экран, презентация, рисунки детей с изображениями птиц.
Литературный ряд: стихи о весне М.Пляцковский, С.Русановская, К.Льдов.
Музыкальный ряд: музыка Чайковского «Времена года. Март. Апрель. Май», «Звуки природы».
Художественные материалы и инструменты для работы: трафареты птиц, деревьев, цветов, бабочек, скворечников, инструменты и материалы для рисования (альбомные листы, карандаши, ластики, краски, кисточки, палитра, баночки с водой), ножницы, клей.
ХОД УРОКА
-
Организационный момент.
Приветствие учащихся.
Проверка готовности к уроку.
II. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы.
Учитель ИЗО. Сегодня мы начнем занятие с того, что послушаем стихи.
(Дети читают подготовленные стихи)
Деньки стоят погожие,
На праздники похожие,
А в небе — солнце теплое,
Веселое и доброе.
Все реки разливаются,
Все почки раскрываются,
Ушла зима со стужами,
Сугробы стали лужами.
Покинув страны южные,
Вернулись птицы дружные.
На каждой ветке скворушки
Сидят и чистят перышки.
Пришла пора весенняя,
Пришла пора цветения.
И, значит настроение
У всех людей весеннее! Михаил Пляцковский
Зима с грачами спорит —
Морозит и метелит.
Открывшуюся землю
Опять снежком устелит.
Грачи не унывают —
И каркают, и скачут:
«Дорогу одолели
И будем живы, значит!
Мы так летели долго
На родину, домой!
Немножечко потерпим,
Помиримся с зимой!» С. Русановская
ВЕСЕННЯЯ ГОСТЬЯ
Милая певунья,
Ласточка родная,
К нам домой вернулась
Из чужого края.
Под окошком вьется
С песенкой живою:
«Я весну и солнце
Принесла с собою…» К. Льдов
— О чем эти стихи? (о весне, солнце, птицах)
— Как вы думаете, чему будет посвящено наше занятие?
Правильно птицам, а именно птицам перелетным.
Тема нашего урока «Весенние гостьи».
III. Поиск решения проблемы (открытие новых знаний)
Учитель ИЗО. Прилёт птиц во всех странах связывался с приходом весны. Вспомните, какой день отмечали 1 апреля?
1 апреля каждый год проходит Международный день птиц в рамках программы ЮНЕСКО «Человек и биосфера» и не случайно он отмечается именно в апреле. 1 апреля 1906 года была подписана Международная конвенция по охране птиц.
День птиц — это не только годовщина Конвенции, но и время прилета пернатых с зимовок. В России праздник отмечали с 1994 года, но и раньше возвращение перелетных птиц праздновалось потому, что этих птиц считали вестниками наступающей весны. Каждый год 22 марта, в день весеннего равноденствия, отмечались праздник СОРОКИ.
Люди считали, что к этому дню прилетают из теплых стран сорок птичьих стай. Обычай старины — печь в этот день жаворонков из теста и петь особые песенки-заклички. Дети шли на опушку леса, садили жаворонков на ветки деревьев и закликали:
— Ой вы, жаворонки, жавороночки,
Летите в поле, несите здоровье:
Первое – коровье, второе – овечье,
Третье – человечье.
— Жаворонки, жавороночки,
Прилетите к нам,
Принесите нам лето тёплое,
Унесите от нас зиму холодную;
Нам зима холодная надоскучила,
Руки, ноги отморозила.
Учитель технологии. Одна из старейших традиций — развешивание в этот день скворечников, синичников, гоголятников и других «птичьих домиков».
-
Скажите, а у кого из вас дома развешаны скворечники?
-
Жили в этих домиках скворцы?
-
А вы заметили, когда скворцы прилетают?
-
А какие еще птицы прилетают к нам весной? (кукушка, грач, ласточка, соловей, журавль, утка, гусь, чайка, стриж и другие)
Птиц называют нашими помощникам, друзьями. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Учитель ИЗО. Послушайте такую историю, которая описана в «Большой книге леса» Юрия Дмитриева.
Однажды один художник решил нарисовать лес. Нарисовал он разные деревья: белоствольные березы, могучие дубы, тонкие осинки, высокие ели и множество других. А в углу картины нарисовал маленького человечка с большой бородой старичка — лесовичка. А лесовичок-то возьми и оживи, прямо в картине. И стал он художнику подсказывать, что же еще должно быть в лесу. Так постепенно появились в картине травы и цветы, грибы, яркие бабочки и другие насекомые.
Прошло немного времени, взглянул художник на свою картину и не поверил своим глазам: «…вместо пышного ковра трав и цветов на картине была лишь обнаженная земля. И деревья стояли голые, как зимой. Даже хуже. Зимой ведь сосны и ели остаются зелеными, а тут и они потеряли свои иголки.
Художник подошел к картине… и вдруг отшатнулся. Все на ней: и земля и стволы, и ветки деревьев – все было покрыто несметными полчищами жуков и гусениц.
Даже лесовичок совсем отодвинулся на край картины – казалось, вот- вот упадет, и вид у него был грустный-прегрустный.
— Это ты виноват! – закричал художник. — Ты велел нарисовать насекомых. А они съели весь лес!
— Конечно, — сказал старичок-лесовичок, — конечно, съели весь лес. И даже меня чуть не съели.
— Что же делать? – в отчаянии воскликнул художник. – Неужели я никогда не нарисую настоящего леса?
— Никогда, — сказал лесовичок, — если не нарисуешь птиц. Потому что настоящий лес, не может быть без птиц!
Художник не стал спорить, взял кисти, краски. Он нарисовал деревья и кусты, постелил на землю пышный зеленый ковер из травы и украсил его ярким рисунком из цветов. Под деревьями и в траве он хитро запрятал грибы, на листья и цветы посадил бабочек и жуков, пчел, стрекоз, а на ветвях деревьев появились веселые птицы».
Учитель технологии. Писатели и поэты, художники затрагивали в своих произведениях тему птиц. Стихи о птицах мы с вами уже послушали, давайте посмотрим картины художников, где присутствуют птицы.
(Презентация)
На доске находятся работы учеников нашей школы, где они тоже изобразили птиц.
И в декоративно-прикладном творчестве не обошлось без птиц. Их изображениями украшали посуду, сундуки, вышивки и т.д. Показ изделий декоративно- прикладного творчества.
В устном народном творчестве птицы тоже занимают достойное место. Много сложено песен, сказок, детских стихов-потешек о птицах.
Ой-люли, ой-люли!
Прилетели журавли.
Как они летели – все люди глядели.
Как они садились – все люди дивились
Упоминаются они в пословицах и поговорках.
Физкультминутка. А теперь немножко отдохнём! Встали из-за парт.
«Мы листики весенние
На ветках мы сидим.
Дунул ветер – полетели,
Мы летели, мы летели,
И на землю тихо сели.
Ветер снова набежал,
И листочки все поднял.
Закружились, полетели,
И на землю тихо сели!»
IV. Выражение решения проблемы. Применение нового знания.
Учитель ИЗО. Ну и, конечно самое главное, зачем мы здесь с вами собрались – это научиться рисовать птиц, деревья, цветы, бабочек, скворечники.
Практическая работа.
Выполнять мы будем коллективную работу.
1 парта – учащиеся работают с ватманом. Рисуют небо, траву, землю.
2 парта – учащиеся рисуют по трафаретам деревья разных пород и вырезают.
3 парта – учащиеся по трафаретам рисуют птиц и вырезают.
4 парта — учащиеся по трафаретам рисуют скворечники и вырезают.
5 парта — учащиеся по трафаретам рисуют цветы, бабочек и вырезают.
Учитель технологии. Вспоминаем правила безопасной работы с инструментами.
Работают все три ряда. Готовые и вырезанные рисунки в конце урока наклеиваются на ватман. Ватманы вывешиваются на доску. А теперь давайте посмотрим на результаты своей работы, разглядим, что же у нас получилось.
Вопросы к ученику по алгоритму самооценки:
— Что вам нужно было сделать?
— Удалось вам выполнить работу?
— Вы выполнили все правильно или были недочеты?
— Какие умения формировали при выполнении задания?
Сейчас мы вместе с…(имя ученика) учились оценивать работу своей группы.
V. Итог урока.
Подводится итог готовых мини – проектов.
Учитель ИЗО. Как вы думаете, поставленную перед собой задачу – выполнение коллективной работы на тему «Весенние гостьи», мы выполнили?
VI. Обобщение.
Учитель технологии.
— Скажите, а как прошел наш урок? Была польза от того, что мы сегодня здесь собрались?
— Чему вы сегодня научились на уроке?
— Узнали вы что-нибудь новое и интересное?
— Что вам особенно запомнилось?
— Какой вывод сделаем мы в конце нашего урока? Должны люди беречь и охранять птиц, помогать им?
Птицы это часть природы, а сберечь ее — наш долг.
Правильно ли, что люди называют птиц своими друзьями и почему?
А еще без птиц наша жизнь была бы намного скучнее и бледнее, ведь они радуют наш взор своим видом, ласкают слух пением. И, наверно, нет человека, который был бы к этому равнодушен.
Учитель ИЗО. Весна
Два скворца летели,
На березку сели,
Сели и запели, —
Как они летели, как они спешили
С берегов заморских
В край родимый, милый
К беленькой березке!
И. Муравейко
Учитель технологии. Без природы в мире людям
Даже дня прожить нельзя.
Так давайте к ней мы будем
Относиться, как друзья.
VII. Домашнее задание: выполнить рисунки птиц, используя описание, полученное на уроке.