Муниципальное общеобразовательное учреждение
Славнинская средняя общеобразовательная школа
Торжокского района, Тверской области
Конспект урока по ИЗО
в 5 классе
«Русская прялка»
подготовила
учитель ИЗО
Кокорина Елена Юрьевна
2013 г.
Тема «Русская прялка»
Цели: дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декоративно-тематической композиции в ее украшении;
Воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти предков;
Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели прялки.
Задачи:
1) познакомить детей с традиционным видом женского рукоделия – прядением;
2) рассказать об устройстве прялки, и о технике прядения;
3) показать разные виды прялок и способы их украшения;
4) рассказать об образе Параскевы Пятницы – покровительнице женского рукоделия;
5) закрепить материал выполнением творческой работы «Пряха за работой»
Реквизит:
-
3 женских рубашки, 3 сарафана, косынка, кокошник, атласная лента
-
прялка, прялка-гребень, самопрялка, веретёна, льняная кудель;
-
иллюстрации
Ход занятия.
В начале занятия учитель выбирает себе в помощники 3-х девочек, которым одевает сарафаны и головные уборы. Затем рассаживает их на лавки, на которых уже стоят прялки, и даёт им в руки по веретену. Далее предлагается учащимся класса вспомнить сказку, иллюстрацией к которой служит получившаяся «картинка». Как правило, дети сразу дают правильный ответ: «Три девицы под окном, пряли поздно вечерком…» (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).
Рассказ учителя:
В каждом деревенском и городском доме в старину обязательно была прялка. Сейчас этот предмет домашнего обихода можно встретить в музее или на чердаке некоторых деревенских домов, а раньше на прялках женщины длинными зимними вечерами пряли нити, из которых потом ткали на ткацких станках полотно.
Д
Аркадьева А.В. Этнографическое краеведение
авайте с вами повнимательнее рассмотрим этот предмет.
Прялка
Самопрялка середина 20 века. т прялки отличается самопрялка, вошедшая в употребление в 19 веке, с колесом и ножным приводом. Благодаря вращающейся вилке с зубцами нить равномерно наматывалась на бобину.
Демонстрируется самопрялка. Донца к прялкам Тверская губерния. Вторая половина 19 века. Калмыкова Л.Э. Народное искусство Тверсой земли
Прялки очень часто украшались резьбой или росписью. Многие из них настоящие произведения народного искусства и украшают экспозиции музеев нашей страны.
Ч Прялки Аркадьева А.В. Этнографическое краеведение. Часть 2. Учебное пособие по краеведению. Москва 2003
аще всего на прялках вырезался магический узор-оберег – солярный знак солнце. Показ изображения знака на иллюстрации. Встречаются прялки, украшенные знаками плодородия, символическими изображением женщины (образ Параскевы Пятницы или славянской богини Мокоши). Эти знаки охраняли пряху во время работы и делали нити, изготовленные на прялке, защищенными от злых духов. Таким образом, и одежда из полотна, сотканного из таких нитей, была защитой её владельцу от козней злых духов. Постепенно охранная сила языческих магических знаков забывалась в народе, и они сохранили своё значение как орнамент.
Кто же это Параскева Пятница?
Иллюстрация «Пряха за работой» лей-карандаш;
прядь кудели; цветные карандаши.
Правила выполнения работы: 1. С оборотной стороны иллюстрации промазываем клеем все вырезанные участки (головной убор и сарафан). 2. Накладываем лоскут ткани лицевой стороной на оборотную сторону иллюстрации. 3. Подняв иллюстрацию, проверяем с лицевой стороны правильность приклеивания, еще раз плотно прижимаем намазанные клеем края картинки. 4. С оборотной стороны, по срезам всего периметра иллюстрации, наносим клей и наклеиваем картинку на лист картона, так чтобы получилась рамка. 5. Разукрашиваем цветными карандашами платок, прялку, лавку. На прялке нарисовать магический узор-оберег – солярный знак солнце. 6. По лицевой стороне иллюстрации наносим клей на месте крепления кудели к прялке и приклеиваем прядь льняной кудели. 7. Из кудели аккуратно выдергиваем и скручиваем нитку, которую приклеиваем к веретену и вдоль нарисованной нити.
Итог практической работы
Список использованной литературы
Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2010, стр. 208
Аркадьева А.В. Этнографическое краеведение. Часть 2. Учебное пособие по краеведению. Москва 2003
Калмыкова Л.Э. Народное искусство Тверской земли. – Тверь: 1995. – 384 с.: ил.
Российский этнографический музей – детям: Методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных учреждений/ Ботякова О.А., Зязева Л.К., Прокофьева С.А. и др. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2001
Фотографии из личного архива автора. 1 Аркадьева А.В. Этнографическое краеведение. Часть 2. Учебное пособие по краеведению. Москва 2003 2 Котова И.Н., Котова А.С. Русские обряды и традиции. Народная кукла. – СПб.: «Паритет», 2010, стр. 208