МОУ Ильинская СОШ №26 Раменского р-на, Московской области.

Учитель изобразительного искусства: Медведева И.Ю.

План-конспект урока по изобразительному искусству в 4 классе.

Тема: «Герои и защитники.

Покорители космического пространства»

Цели и задачи:

  • рассказать о первых космонавтах – героях СССР

  • способствовать патриотическому воспитанию детей;

  • рассказать о красках космоса и познакомить с новым видом пейзажа, космическим, на примере картин художника-космонавта А. А. Леонова;

  • научить поставить перед собой задачу (создание проблемной ситуации) и найти способы ее решения;

  • научить работать в группах;

  • развивать творческие способности и изобразительные навыки во время выполнения проблемных заданий;

  • воспитывать художественный вкус.

Актуальность:

Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

В эти дни наша страна отмечает День Космонавтики – 12 апреля. Первопроходцы космоса – герои нашей страны. Какие они? С какими трудностями сталкивались в своей работе? Какие качества воспитывали в себе? О чем мечтали? Обо всем этом ребята узнают из презентации к уроку, который направлен на развитие у них умственных, познавательных, коммуникативных, регулятивных, личностных способностей. Урок по теме «Герои и защитники. Покорители космического пространства» предполагает личностно-ориентированный подход к развитию ребёнка, а также использование групповых технологий и ИКТ.

Оборудование:

компьютер, проектор, экран, ватман, бумага, гуашь, палитра, кисти, ножницы, клей.

Зрительный ряд:

мультимедийная презентация, коллекция рисунков учеников школы по теме «Человек в космосе».

Музыкальный ряд:

А. Пахмутова. «Знаете, каким он парнем был» http://www.audiopoisk.com

Ход урока:

  1. Организационный момент

  1. Сообщение новых знаний

Слайды 1,2.

Стремление человека к познанию окружающего мира известно и неистребимо. И одна из самых ярких страниц этого процесса – желание взлететь над землей, взглянуть с неба на колыбель человечества, узнать, что же там, дальше, в безграничных просторах Вселенной. 12 апреля наша страна отмечала праздник – День Космонавтики.

Сергей Павлович Королев – первый Главный конструктор ракетно-космических систем. Его имя связано с самой яркой страницей нашего государства – эрой освоения космического пространства: первый спутник Земли, первый полет человека в космос, первый выход космонавта в открытый космос, многолетняя работа орбитальной станции и много е другое. Самая главная его черта – громадная энергия. Этой энергией он умел заражать окружающих. Он был человеком очень решительным, часто довольно суровым. Королев – сочетал в себе холодный рационализм и мечтательность. Сергею Королеву больше, чем кому-либо другому, принадлежит заслуга в том, что космический век стал реальностью.

Слайд 3

12 апреля 1961 года. Эта дата навсегда вошла в историю человечества. Весенним утром мощная ракета-носитель вывела на орбиту первый в истории космический корабль «Восток» с первым космонавтом Земли – гражданином Советского Союза Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. Всего 108 минут продолжался первый полет (сравните с длительностью современных полетов, продолжающихся месяцами), но этим минутам суждено было стать звездными в биографии Гагарина. «Красота – то, какая!» — воскликнул Юрий Гагарин, увидев нашу планету и окружающее её космическое пространство из иллюминатора своего корабля.

Песня А. Пахмутовой «Знаетете, каким он парнем был»

Слайд 4

«Эй, небо! Сними шляпу!» — эти слова произнесла Валентина Терешкова перед своим полетом в космос. Это был первый в мире полёт женщины-космонавта, Терешкова совершила 16 июня 1963 года на космическом корабле Восток-6 , он продолжался почти трое суток.

Это было очень ново и рискованно вполне…

Валентина Терешкова первой в мире и стране

Среди женщин дальний космос устремилась покорять!

И достойно, по — геройски, всем сумела доказать

Что и женщинам отвага, да и смелость по плечу:

Дескать, что — там! Если надо, то и в космос полечу!

Слайд 5

Сегодняшнюю космонавтику невозможно представить без рабочих выходов космонавтов в открытый космос. А первым вышел в открытый космос опять советский космонавт Алексей Архипович Леонов.18 марта 1965 года впервые в истории человек оказался лицом к лицу со Вселенной.

Никакая современная аппаратура не может точно передать увиденное в космосе. Только человеческий глаз и кисть художника способны донести до людей красоту нашей Земли открывающуюся с космической высоты.

В нашей стране есть художник-космонавт Алексей Архипович Леонов. Летчик космонавт, дважды Герой Советского Союза, первый человек в мире, вышедший в открытый космос. Почётный член Российской Академии Художеств, член Академии Изобразительных Искусств США.

Слайды 6 —14

Он изображает на своих картинах космос, каким его видел сам и каким представляет себе.

Рассматривая картины, обратите внимание на их композиционное и цветовое решение.

С полётами человека в космос появился и расцвёл еще один вид пейзажа – космический. Но если раньше он отталкивался от фантазии автора, то теперь художники пользуются реальными изображениями.

Слайд 15

Алексею Архиповичу Леонову первому из космонавтов удалось заметить в космосе, а затем изобразить момент, когда огненно-красный диск Солнца только что поднялся из-за горизонта. «Особенно красиво выглядит горизонт Земли. Он контрастно делится на несколько ярких слоёв. У самой Земли ярко-красная линия. Потом идет теплых тонов палевая линия с желтизной. Следующая – голубая лента, которая переходит в темно-фиолетовую и затем в чёрное, бархатное небо.» — вспоминал А. А. Леонов. Первый эскиз этого рисунка космонавт сделал цветными карандашами на странице бортжурнала космического корабля «Восход -2».

Дети выполняют физкульминутку ( энергизатор)

Купол раздвигается: “Ж-Ж-Ж” (руки поднимают вверх и опускают через стороны вниз)

Труба выдвигается: “У-У-У” (руки сжимаются в кулачки подносят к глазу, правую руку выдвигают)

Окуляр протирается: “Тьфу- тьфу-тьфу” (руки согнуты в локтях, перед грудью, выполняются круговые движения ладонями)

Наводим на небо: “У-у-у” (поднимаем одновременно две руки, сжатые в кулачках к глазу, и задираем голову и руку – имитация, что смотрит в трубу на небо)

Буран” пролетает: “Ж-ж-ж” (руки разводим в стороны на уровне плеч)

Кометы летят: “У-у-у” (приседают и встают)

Звезды на: “Чпок-чпок-чпок” (работают пальцы кистей и плечевой пояс – руки сгибают в локтях, пальцы сжаты в кулачки. Про звук “Чпок” пальцы разжимаем и руки поднимаем вверх снова сжимая и разжимая поочередно)

Летят Инопланетяне: “О-о-о” (руки согнуты в локтях, ладони раскрыты, пальцы разведены, большими пальцами касаемся головы – таким образом делаем небольшие поклоны туловища влево и вправо)

Космонавт выпал в открытый космос6 “А-а-а” (изображаем падение в обморок – руки развести в стороны, спину прогнуть вниз, глаза закрыть)

Слайды 16-26

Так как мы с вами в космосе не были, то рисовать будем космические дали, фантазируя и представляя. Но прежде давайте выясним, что мы с вами запомнили из сегодняшнего сообщения. Предлагаю небольшую викторину: ребятам предлагается ответить на вопросы викторины.

  1. Практическая работа

Давайте мысленно совершим путешествие в одну, неизвестную нам галактику и представим, что бы вы могли там увидеть. Приблизительные ответы ребят:

  1. Выход в открытый космос астронавтов

  2. Различные космические спутники и корабли, НЛО

  3. Звезды, созвездия, планеты, кометы, галактики и черные дыры, астероиды….

Мы сегодня получили много впечатлений от картин А.Леонова. Каждый из вас имеет свое представление о космосе, о космических телах и явлениях, о людях, которые выходят в открытое безвоздушное пространство и т.д.Предлагаю выполнить одну работу на всех. Поработать командами над созданием большого панно. Мне нужны три космических команды:

  • Команда космонавтов – получает задание изобразить выход человека в открытый космос.

  • Вторая команда конструкторов летательных аппаратов – они будут создавать различные космические корабли и другие летательные объекты.

  • Третья команда астрономов – ребятам поручается создать на листе ватмана безвоздушное пространство с различными космическими телами и явлениями.

Организационный момент – ребята делятся на группы, готовят художественные матеиалы.

Учитель координирует работу в группах, индивидуально помогает учащимся и следит за временем работы, через 25 минут начинаем монтировать вырезанные работы на общее панно. Выбираем наиболее удачный вариант общей композиции.

  1. Подведение итогов урока

Обсуждение работы. Анализ общих успехов и ошибок. Подведение итогов, выставление оценок.

Заключительное слово учителя:

Рамки представлений человека о внеземном пространстве чрезвычайно раздвинулись за последние десятилетия. Идет самый настоящий штурм непознанного. Но работы еще не початый край. И как приятно осознавать, что именно наша Родина, наши космонавты и ученые сделали первый шаг во Вселенную. И закончим мы свое космическое путешествие замечательным стихотворением В. Орлова:

Возвращение
Закончился 
Космический полёт, 
Корабль спустился
В заданном районе,
И вот уж целиной Пилот идёт, 
Чтоб снова, землю
Взять в свои ладони…
И в космосе
Он думал лишь о ней,
Из-за неё
Летал в такие дали —
И лишь о ней
Все двести долгих дней
Писал в своём
Космическом журнале!

  1. Организационный момент.

Уборка рабочих мест.



1

5

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here