Открытый урок изобразительного искусства в 7 классе,
с использованием информационной технологии,
для районного методического объединения
учителей изобразительного искусства и музыки.
ноябрь2010 год.
Тема: «Мотив слезы в искусстве»
Эпиграф. «Слёзы — это таинственные весы света и тьмы» Виктор Гюго
Цели: Формировать нравственные качества средствами искусства.
Совершенствовать навыки анализа художественных произведений.
Развивать коммуникативные компетенции.
Учить сопоставлять произведения разных видов и постигать их художественную ценность.
Задачи:— -Совершенствовать навыки искусственного анализа художественного произведения.
Ход урока
-
Эмоциональное погружение.
Недавно в Санкт-Петербурге проходила выставка современной английской живописи.
Предвкушая встречу с чем-то новым и интересным, давайте перешагнём порог первого зала…и остановимся от неожиданности …
Со всех сторон на нас смотрят с картин плачущие мужчины…очень молодые и пожилые, в элегантных костюмах и просто одетые, плачущие молча и навзрыд. Долго в этом зале находится невозможно…Мир, что происходит с тобой?
2.Диалог
-
А вам часто приходилось видеть слёзы?
-
А что есть слёзы? Сформулируйте определение, начав стандартно: Слёзы – это…
«Слёзы это наиболее яркое проявление чувств человека».
«Слёзы – это дар природы человеку, способный восстановить нарушенное равновесие».
«Слёзы – это лекарство, омывающее душу».
Или еще раз обратимся к эпиграфу урока словам В.Гюго.
«Свет и тьма… Таинственные весы…»
Предлагаю исследовать изречение В.Гюго, опираясь на произведения искусства и жизненный опыт.
3Логико-смысловая модель
1-Часто ли плачет человек?
( ответы договоримся должны быть лаконичными : да, нет , затрудняюсь ответить.)
-Кто плачет чаще: мужчины или женщины?
-Влияет ли возраст на слёзы?
(горючие, горькие, пустые, скупые, счастливые, неутешные, светлые, радостные, смешливые)
-Зачем плачет человек?
(Чтобы легче стало, добиться желаемого, выплакаться, не может сдержать слёз.)
-Почему человек плачет?
-Какова причина слез?
( от радости, досады, разочарования, страха, обиды, ревности, счастья, восторга, умиления, физической боли, разлуки, тоски.)
-Если человек не может сдержать слёз, то есть ли правила, как плакать?
( тихо, незаметно, навзрыд, выть в голос, кричать)
Ваши ответы доказывают, что отношение к слезам, к плачущему человеку неоднозначное, а вернее полярное.
А значит проблема существует:
Слезы помогают человеку, делают его сильным, или, наоборот, это признак человеческой слабости?
Обратимся за советом к произведениям искусства, к мастерам кисти и слова.
Мы сегодня с вами проанализируем, исследуем художественные тексты и репродукции известных художников
4.Задания группам:
Ответив на вопросы вы поймете с произведениями какого художника или писателя вам придется работать.
-
Картина этого русского художника была принята неоднозначно: одни восхищались ей, другие — требовали убрать с выставки ,,эту мертвечину». О каком художнике идет речь? ( В.Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами»)_
-
Его называли «истинный поэт скорби», хотя он не написал ни одного четверостишья, зато написал целый цикл картин о тяжелой жизни крестьян. (Перов)
-
« Толпа. Мороз
Следы полоз.
Телега. Конь.
В глазах огонь.
Старуха. Бог
ей не помог.
Два – три перста,
душа пуста.» О какой картине известного русского художника написано это стихотворение, назовите его фамилию. (Суриков)
4). Он написал рассказ «Каштанка» и подписывал свои рассказы – Антоша Чеханте. О ком идет речь? (Чехов)
5). Свои картины о жизни современников, он подписывал стихотворениями сатирического характера. О каком русском художнике идет речь? (П. Федотов)
6). Гражданский русский поэт девятнадцатого века, реалистически описал тяжелую жизнь крестьян, задал вопрос: «Кому на Руси жить хорошо?» и читатели более ста лет пытаются на него ответить. (Некрасов)
Отдельно работает группа или отдельный ученик в роли исторического критика.
Отдельно работает независимый эксперт, который выбирает автора произвольно из предложенного материала.
5.Работа в группах.
Критерии оценки.
-
Слаженность работы в группе.
-
Творческое отношение к работе.
-
Защита работы.
План работы.
1.Ответ на вопрос карточки.
2.Отбор одного или нескольких произведений заданного автора в «банке» данных, т.е. на выставочном стенде, на рабочем столе компьютера.
3.Работа по логико — смысловой модели, отраженной на доске.
Определить причину, мотив слез в данном произведении и для чего автор применяет этот прием в своем произведении.
Группы, работающие по произведениям Н.А.Некрасова и А.П.Чехова выступают после группы, работающей по произведениям Перова.
6. Выступление учащихся с кратким анализом произведений.
В.Васнецов «После побоища Игоря Святославовича с половцами» — слез на картине не видно, герои не плачут- они лежат мертвые, поэтому сама картина вызывает слезы жалости: жалко молодых богатырей, погибших
на поле битвы, понимаешь, что слезы горя будут у родственников погибших, но такая смерть вызывает, чувство гордости за победу русского войска.
В.Перов «Проводы покойника» — герои изображенные на картине плачут от горя и безысходности положения. Маленький мальчик не очень понимает трагичность ситуации и плачет может быть от холода, а девочка постарше и она плачет от горя и жалости к себе, отцу и матери. А ссутулившаяся спина матери говорит о том, что она плачет тихо и безутешно, а может уже у нее нет слез, они выплаканы ночью, а теперь она окаменела от горя.
7.Итог урока. Сделайте вывод по теме урока.
Ответьте на проблемный вопрос, поставленный в начале урока.
Слезы помогают человеку, делают его сильным, или, наоборот, это признак человеческой слабости?
(Художники обращаются к мотиву слез , чтобы душа зрителя стала зорче, чтобы восстановить гармонию в жизни,
чтобы прекратить поток горьких слез.)
8.Рефлексия.
1) Достигли ли цели?
2) В чем затруднялись?
3) Как преодолеть затруднения?
4) С каким настроением работали?
5) Как оцениваете свою деятельность на уроке? (Я работал…
Я пытался выразить, сделать…
Я собой…
Надо сделать…)
6)Я оцениваю свою работу на… .