Ф.И.О. Викулова Светлана Михайловна

Место работы: МБОУ «Ерзовская СОШ» Городищенского района Волгоградской области.
Предмет: изобразительное искусство.

Класс: 6

урока по теме: третий урок 2 четверти (2 урок по теме «Натюрморт»)

Тип урока: комбинированный

Тема: Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.

Цель: формирование умения исследовать предметный мир.

Форма урока: игра «Ученые-исследователи», работа по группам.

УУД

Личностные УУД:

осознания себя как части мира среди многообразия окружающих предметов;

— формирование умение выступить в роли ученого, роли одноклассника, умение выстраивать межличностные отношения;

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Коммуникативные УУД:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий.

Познавательные УУД:

общеучебные универсальные действия:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процессов и результатов деятельности, взаимодействие, контроль, коррекция оценки деятельности партнера;

логические универсальные действия: анализ предметов с целью выявления признаков, синтез, выбор оснований и критериев для сравнения, классификации предметов;

Постановка и решение проблемы: самостоятельное решения проблемы соотношения полученных знаний на уроке с творчеством художников-кубистов.

Планируемые результаты:

Личностные результаты:

— формирование навыков работы в группе при выполнении практических и творческих работ;

— умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Предметные результаты:

— умение характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы;

— знать основные геометрические фигуры и объемные тела;

— выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур;

— конструировать сложную форму предмета как соотношение простых геометрических фигур.

Метапредметные результаты:
– умение выстраивать и обосновывать теоретические аспекты изучаемого материала через построение коммуникативного диалога: учитель–ученик; ученик-ученик.
– умение извлечь материал, изученный на математике, и адаптировать на язык изобразительного искусства;
— умение анализировать, синтезировать, исследовать.

Межредметные связи: с математикой.

Оборудование:

Для учителя:

Вид используемых на уроке средств ИКТ (универсальные, ЦОР на СDROM, ресурсы сети Интернет): Презентация в POWER POINT, универсальные (компьютер, проектор, экран).

Авторские презентации: «Понятие формы», «Кубизм. Натюрморт».

Для учащихся: вырезанные из цветной бумаги геометрические фигуры, цветной картон,

ножницы клей, вырезанные из цветной бумаги силуэты предметов быта.

Интернет- ресурсы: к презентации: «Кубизм. Натюрморт».

http ://www .wikipaintings .org /ru /juan -gris /mode /all -paintings -by -alphabet /2- Хуан Грис. Натюрморт у открытого окна.

http://stilleben-art.ru/gal9/photo79.htm -Хуан Грис. Натюрморт с лампой.

http://dictionary-of-art.narod.ru/artis/178/gris — Хуан Грис. Натюрморт. Жалюзи.

http://en.gallerix.ru/storeroom/1840447288/N/230814670 — Хуан Грис. Натюрморт. Фрукты и мандолина.

http://www.conservapedia.com/Juan_Gris — Хуан Грис. Портрет.

http://holst.com.ua/catalog/painters/gris-huan — Хуан Грис. Натюрморт.

http://www.pablo-ruiz-picasso.ru/work-94.php — Пабло Пикассо. Харчевня (Ветчина). 1912 год.

http://www.picasso-pablo.ru/pict/77.htm l— Ваза с фруктами на столе. П. Пикассо

1909 год

http://www.textpubl.ru/author — П. Пикассо. Фотография.

http://www.liveinternet.ru/users/kakula/post166094211/ — Ж.Брак.

http://stilleben-art.ru/gal9/photo79.htm Х. Грис. Натюрморт у открытого окна. 1925, «Ваза с фруктами и графин». 1914 год

http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=23373&cat_ob_no. Ж.Брак. Натюрморт. 1942 год

Интернет ссылки к презентации «Понятие формы».

http://lenart.su/product_1197.html -Геометрические тела.

http://matematiku.com/umeniya-razlichat-i-nazyvat-osnovnye-geometricheskie-figury — Основные геометрические фигуры.

http://shedevrs.ru/osnovi-risunka/534-risovanie-gipsovoi-vazi.html — Конструкция гипсовой вазы.

http://stereometry.ucoz.ru/index/stereometrija/0-4 — Конус.

Этап урока

Планируемый результат

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Методы и приемы

1.Организационный момент (3мин.)

Создание эмоционального настроя

Самооценка готовности к уроку

Умение распределить обязанности в группе.

Ребята, прозвенел звонок, встали ровно, начинаем наш урок. Садитесь.

Сегодня мы будем работать в группах по 5-6 человек (группы формируются по желанию учащихся).

Вы выступите в роли ученых, и как ученые займетесь исследовательской работой.

Выберем научный Совет (3человека), которые будут подводить итоги нашей работы, оценивая каждый этап по 5 бальной системе.

В каждой группе выберите руководителя научной группы, который сможет проследить, чтобы теоретический материал был внесен в таблицу.

№ исследования

Что узнали

1.

2.

3.

Кроме того вы сможете заработать дополнительный бал за правильный ответ.

Вам понадобятся следующие материалы: цветная бумага, ножницы, клей, вырезанные геометрические фигуры, вырезанные силуэты предметов быта. Проверьте готовность к уроку

Настрой на урок.                           

Настрой на процесс сотворчества. Формирование групп.

Распределение ролей в группе.

Самооценка готовности к уроку

Коммуникативные:

формирование групп

Личностные:

освоение роли ученого

Регулятивные:

Выбор Научного Совета, определение ролей в группе.

Регулятивные: планирование подготовки принадлежностей к уроку

Принцип психологической комфортности

2. Повторение пройденного материала (1 мин.).

Актуализировать знания о натюрморте, композиции

Авторская презентация: «Многообразие форм окружающего мира».

Слайд 1.

1. Напоминаю, что тема 2 четверти

«Мир наших вещей. Натюрморт».

1. вопрос. Посмотрите на тему четверти и скажите, с каким жанром вы познакомились на прошлом уроке?

Слайд 2.

2. вопрос. Что такое натюрморт?

Слайд 3.

3 вопрос. Дайте определение композиции.

Ответы учеников на вопросы.

1 ответ: С натюрмортом.

2 ответ: Натюрморт – «мертвая натура».

Композиция из неодушевленных предметов.

3 ответ: Композиция – это сочинение. Правильное размещение предметов на плоскости.

Познавательные:

Систематизация знаний о натюрморте.

беседа.

Наглядный

3. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся. (2 мин.).

Актуализировать знания о теме четверти.

На прошлом уроке мы уделили больше внимания становлению жанра натюрморта, расположению предметов в натюрморте. Если вы посмотрите на первую часть темы четверти, то сможете назвать тему нашего урока сегодня.

Слайд 4.

Называют тему урока.

Ответ: «Мир наших вещей».

Познавательные: наблюдательность в определении темы урока.

Постановка цели урока.

Посмотрите на окружающие вас предметы, они все разные, не похожие друг на друга, но в них можно найти что- то, что их объединяет.

Вопрос: Ребята, как вы думаете, какая цель нашего урока.

Слайд 5.

Цель урока: формирование умения исследовать предметный мир.

Мы должны помнить, что сегодня мы будем рассматривать те предметы, из которых можно составить натюрморт.

Определяют цель урока.

Ответ: Определить, что общего и чем отличаются друг от друга окружающие нас предметы.

Регулятивные: определение цели урока и удержание цели на протяжении всего урока.

Наблюдение.

Наглядный.

4. Изложение нового материала.

24 мин (из них 8 мин практическая работа)

Исследование №1.

Практическая работа.

(5 мин)

Рефлексия.

Метапредметные результаты:
умение извлечь материал, изученный на математике, и адаптировать на язык изобразительного искусства;
Предметные результаты:

— умение характеризовать понятие простой и сложной пространственной формы;

Личностные результаты:

формирование навыков самостоятельной работы при выполнении практических и творческих работ

Предметные:

конструировать сложную форму предмета как соотношение простых геометрических фигур.

Слайд 6. Геометрические фигуры.

1.Вопрос: Дома вы вырезали геометрические фигуры.

Назовите их.

2 Вопрос: Найдите слово, которое объединяет эти предметы.

3 Вопрос: В чем их отличие?

4 Вопрос: Это простые предметы или сложные?

5 Вопрос: А можно из них сделать сложный предмет? И как это сделать?

Кто желает попробовать это сделать на классной доске.

Слайд 7. Практическая работа.

А теперь по группам выполните эту работу. В технике аппликации.

По окончанию работы выставите на доске.

Посмотрим на работы и ответим на вопросы:

1.Какие по форме получились предметы:

простые или сложные?

2. Что мы сделали, чтобы создать сложный предмет?

Процесс соединение отдельных частей в единое целое, называется синтезом (запись на доске.).

Слайд 8. синтез.

Ученый Совет оценит ваши работы. Критерий оценки — оригинальность, сложность созданного предмета.

Называют основные геометрические фигуры:

1 Ответ: Круг, треугольник, прямоугольник…

2 Ответ: Геометрические фигуры. 1б.

3 Ответ: Имеют разную форму. 1 б.

4 Ответ: Простые.

5 Ответ: Можно.

Соединить их вместе. 1б.

Ученик составляет из геометрических фигур предмет.

Ученики составляют по группам сложные предметы как соотношение простых геометрических фигур.

Отвечают на вопросы.

1.Ответ: Сложные.

2 Ответ: Соединили простые геометрические фигуры.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков;

Синтез

Коммуникативные:

Работа в группе, распределение ролей.

Регулятивные: планировать свою деятельность согласно поставленной задаче.

Познавательные:

отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные: осуществлять контроль, оценивать работы групп.

исследовательский

Метод синтеза.

Принцип деятельности;

принцип творческого самовыражения.

Исследование №2.

Практическая работа.

(3 мин)

Физкультминутка.

Рефлексия

Предметные:

выявлять конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур;

Метапредметные результаты: применять метод анализа.


Метапредметные результаты:

– умение выстраивать и обосновывать теоретические аспекты изучаемого материала через построение коммуникативного диалога: ученик-ученик

Вопрос 1.Возьмите вырезанные вами силуэты предметов скажите, можно их разделит на геометрические фигуры?

Вопрос 2. Как это можно сделать?

Разрежьте и наклейте на лист, оставляя небольшие промежутки между частями.

Процесс, когда целое делят на части, называется анализом

(запись на доске.)

Слайд 9. Анализ

Слайд 10. Практическая работа.

Пока ученые-практики выполняют работу, ученые –

теоретики в это время смогут заполнить таблицу.

По окончанию работы выставите на доске.

Прошу по одному представителю от группы проанализировать работу: назвать геометрические фигуры, на которые вы разделили ваш предмет.

Ученый Совет оценит ваши работы

(до 5 баллов)

критерий оценки — умение видеть в сложной форме соотношение простых геометрических фигур.

Ответы на вопросы.

1 Ответ: Можно.

2. Ответ: Разделить предмет на части.

Выявляют конструкцию предмета через соотношение простых геометрических фигур.

Презентуют свою работу.

Ученый Совет оценивает работы, обосновывая свою точку зрения.

Познавательные:

Анализ

Личностные:

освоение роли ученого

Коммуникативные:

Работа в группе, распределение ролей.

Регулятивные: планировать свою деятельность согласно поставленной задаче.

Познавательные:

отстаивать свою точку зрения.

Регулятивные: осуществлять контроль, оценивать работы групп.

Регулятивные: осуществлять контроль, оценивать работы групп.

Познавательные:

отстаивать свою точку зрения

Беседа.

Метод анализа.

Принцип деятельности.

принцип творческого самовыражения.

Исследование №3.

Метапредметные результаты:
умение извлечь материал, изученный на математике, и адаптировать на язык изобразительного искусства;

Предметные результаты:

— знать основные геометрические объемные тела;

Посмотрите на 2 предмета: конус и треугольник.

1.Вопрос: Если мы возьмем равнобедренный треугольник и будем вращать его по оси, какой предмет нас получиться?

Слайд 11. Треугольник и конус.

2. Вопрос: Что между ними общего?

3 Вопрос: Чем они отличаются?

4 Вопрос: Вспомните, ещё какие объемные геометрические тела вы знаете?

Слайд 12. объемные геометрические тела

5 Вопрос: И если мы возьмем сложный объемный предмет, то на какие фигуры мы его можем разделить?

Слайд 13. Конструкция вазы.

Мы с вами исследовали окружающие предметы, изучили конструкцию предметов.

Слайд 14. Конструкция.

Ученые заполняют до конца таблички и сдают Ученому Совету, который подведет результат.

В это время мы проведем проведем мини-тест.

Слайд. 15. Тест.

Отвечают на вопросы. Характеризуют понятие

1 ответ: Конус. 1б.

2 Ответ: Треугольник. 1б.

3 Ответ: Треугольник — плоский. Конус — объемный. 1б.

4 Ответ: Куб, шар, цилиндр …

5 Ответ: на объемные геометрические тела. 1 б.

Познавательные:

анализ объектов с целью выделения признаков

Коммуникативные:

Ученик-ученик

Исследовательский

5. Проверка, полученных знаний/ (5 мин.)

тест.

Разноуровневые задания.

Предметные результаты:

Уметь соотнести предметы по группам;

Знать определение понятия анализ и синтез.

Слайд. 16.

А 1..К какой группе относятся предметы, которые изображены линиями:

а. Объемные.

б. Плоские.

в. Линейные.

Слайд 17.

В 1. Соотнесите примеры, обозначенные цифрами с группами обозначенными буквами

1 геометрические фигуры и ваза.

2. треугольник и конус.

А.Простые и сложные.

Б. Плоские и объемные.

Слайд 18.

В 2.

Соотнесите:

Определение

1. Процесс, когда отдельные части соединяются в единое целое.

2. процесс, когда целое делят на части.

А. анализ.

Б. синтез.

Группы сдают ответы теста, заполненные таблицы ученому Совету.

Давайте проверим, правильно ли вы выполнили тест.

Слайд 19

Учащиеся отвечают на вопросы по группам.

Ответы:

А.1-в

В1.

1-а

2-б

В2.

1- б

2 – а

Проверяют тест.

Познавательные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные:

Коммуникативные:

Ученик-ученик

6. Применение знаний и умений в новой ситуации

(5 мин)

Уровень повышенной сложности.

Рефлексия

Личностные результаты:

умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства

Авторская презентация: «Кубизм. Натюрморт».

Учитель: Пока наш научный Совет подводит итоги, мы познакомимся с группой художников, которые жили в начале 20 века во Франции. Они искали новые пути изображения мира, в т.ч. натюрморта, не так как это изображали художники-реалисты.

Слайд 20.

Проблемный вопрос: Перед вами трудная задача определить, что общего между проделанной сегодня работой на уроке нами и этим направлением в искусстве. Запишите ответ на листочке.

Вам это принесет дополнительно 5 баллов.

(Презентация «Кубизм»)

Проблемный вопрос: что общего между проделанной сегодня работой на уроке нами и этим направлением в искусстве.

Запишите ответ на вопрос на листочке и сдайте ученому Совету.

Скажите ваш ответ на этот сложный вопрос.

Проблемный вопрос: что общего между проделанной сегодня работой на уроке нами и направлением «кубизм»?

Слайд: 21. ответ на вопрос.

Развивать художественное видение, наблюдательность, умение взглянуть по-новому на окружающий мир.

Ответ: художники-кубисты отразили в своем творчестве все этапы, которые прошли мы:

1.Изображали окружающий мир через геометрические фигуры.

2.Делили предметы на части: аналитический кубизм.

3. Из частей составляли целое – синтетический кубизм.

Все эти этапы мы выполняли на уроке.

Познавательные:

Умение соотнести полученные знания с направлением в искусстве.

Личностные: способность чувствовать и воспринимать кубизм.

Регулятивные: умение удержать задачи урока и соотнести их с «кубизмом».

Диалог.

Проблемно-поисковый

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

(2 мин)

Уровень повышенной сложности.

Личностные:

умение познавать мир через образы и формы изобразительного искусства.

Пока наш Ученый Совет подводит окончательный результат, выслушайте домашнее задание.

1. Понаблюдайте дома за предметами, которые вас окружают, и проведите анализ формы.

Вопрос: Как это можно сделать?

2. Кого вдохновило творчество художников – «кубистов» вы можете сделать дома коллаж в этом стиле.

Ответ: Чтобы понять конструкцию предмета надо мысленно разделить предмет на геометрические тела.

Регулятивные:

Выбор и планирование выполнения домашнего задания.

Беседа.

8. Организация рефлексии и подведение итогов соревнования-путешествия.

(3 мин)

Метапредметные результаты:
– умение выстраивать и обосновывать теоретические аспекты изучаемого материала через построение коммуникативного диалога: ученик-ученик.

Прошу Ученый Совет объявить об итогах конкурса исследовательских работ.

Слайд: 22

В таблице:

Новые понятия

Синтез

Анализ

Конструкция

Форма:

Простые

Сложные

Форма:

Плоские

Объемные

Линейные

Ученый Совет объявляют об итогах конкурса исследовательских работ

Регулятивные:

контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

Коммуникативные:

Ученик-ученик

12

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here