Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №15 п. Березайка»

Бологовского района Тверской области

Конспект урока

«Русские прялки»

по программе Б.М. Неменского

5 класс

Павлова Наталья Сергеевна

Учитель изобразительного искусства

старшая вожатая

МБОУ «СОШ №15 п. Березайка»

2012 год.

ЦЕЛЬ: дать учащимся первоначальные сведения о прялке и декоративно- тематической композиции в её украшении.

Слайд №2

Задачи:

1. Воспитывать уважительное отношение к своим древним корням и памяти

предков.

2. Формировать интерес к народному искусству, как к художественной ценности;

3. Развивать творческую активность, трудолюбие, аккуратность, а также

умение использовать полученные знания об орнаменте в украшении модели

прялки.

Слайд №3

Оборудование и материалы:

1. Иллюстрации с изображением русских прялок.

2. Художественные материалы.

3. Музыкальный ряд: русская народная песня. (Пряха.)

4. Таблицы с элементами традиционного орнамента.

ПЛАН УРОКА.

1. Беседа об истории, назначении и традициях росписи русских прялок.

2. Дать определение понятию «прялка», её основным элементам.

3. Познакомить с разновидностью типов прялок и особенностью их росписи.

4. Постановка художественной задачи.

5. Практическое выполнение задания.

6. Подведение итогов

Ход урока

Музыкальный эпиграф: русская народная песня «Пряха».

Б е с е д а .

Учитель. Ребята! Давайте представим. Деревня, утонувшие в сугробах избы. Тусклый огонёк чуть брезжит из одного окошка.

Давайте заглянем внутрь!

Мерцающий свет лучины едва освещает сидящую женщину. Перед нею — прялка с куделью, в руке — веретено. Слайд №4

Вот они — русские прялки! (Демонстрация иллюстраций прялок или образца деревянной прялки.)

Слайд № 5

Люди труда в старину думали о том, чтобы предметы производства и быта были красивыми. Эти художественно, со вкусом изготовленные прялки свидетельствуют о стремлении народа к прекрасному.

ПРЯЛКА — орудие для ручного прядения — состояла из вертикального стояка с лопаской, к которой привязывалась кудель для прядения, и донца — горизонтального сидения для пряхи.

Слайд № 6

Кудель, уловить смысл этого слова, легко запомнить его помогает выстроенный ряд однокоренных слов: кудри, кудрявый, кудлатый, кудель. Обращение к древнеславянской легенде о светозарном солнце, рассыпающем свои светлые кудри и прядущем из них золотые солнечные нити для чудесной ткани, которой богиня Заря украшает небо, помогают учащимся понять смысл слова «кудель» (кудель — как бы всклокоченный, кудлатый комочек шерсти или льна, из которого прядется нить, т. е. нечто организованное, упорядоченное). Необходимо подчеркнуть, что кудель прикреплялась именно к той части лопаски, где находилось большое солнце.

Слайд № 7

Выделяют два вида прялок по конструкции: цельные (делались из корня и ствола березы или ели) и составные (состояла из двух деталей горизонтальной и вертикальной)

Слайд № 8 (Виды прялок.)

Многие поэты воспевали прялку как олицетворение русской крестьянки, сумевшей , несмотря на тяжёлую долю, сохранить в себе силу духа, свободолюбие, доброту, терпение.

В избушке распевая, дева

Прядёт, и зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней,- писал А. С. Пушкин.

Слайд № 9

Среди многих работ, которые выполняли крестьянки, прядение и ткачество были самыми трудоёмкими. Напрясть, и наткать надо было на всю семью, да ещё и подати уплатить холстом. Вот и сидела женщина за прялкой долгие зимние ночи.

Прядение начиналось обычно в конце ноября и продолжалось всю зиму.

Ручное прядение было очень медленным, малопроизводительным. Самая искусная пряха, работая от зари до зари, могла напрясть в день около 460 аршин пряжи (примерно 300 метров). А чтобы получить хотя бы 20 аршин ткани (около 15 метров), нужно было спрясть не менее 20 тысяч метров пряжи.

Чтобы приготовить себе приданое, девушка должна была прясть и ткать с 6-8 лет.

Прялка была не только орудие труда, но и произведением искусства: чтобы скрасить тяжёлый труд, её украшали резьбой или росписью. Часто прялка была подарком: жених дарил прялку невесте, отец — дочери, муж — жене. Подарок каждый хотел сделать на радость и удивление. Тут творческая фантазия мастера не имела границ . прялка становилась гордостью её владелицы, передавалась по наследству от матери к дочери, от бабушки к внучке. Сейчас многие из этих прялок хранятся в музеях нашей страны. Но имя того, кто дарил прялку. От нас скрыто. Хотя на некоторых прялках есть дарственные, но многое ли откроет нам такая , к примеру, надпись: «Сия прялка Авдотьи Степановны. Кого люблю, того дарю…».

Слайд № 10

Над прялкой трудилось два мастера: один вырезал её из дерева, другой украшал росписью. Форма и отделка показывают, что резчик по дереву был таким же талантливым художником, как и живописец.

Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся в наших музеях, ни одна не повторяет другую. Так и кажется, что каждая прялка наделена своими индивидуальными чертами, имеет свой неповторимый характер.

Типы прялок сложились в далёкие времена. На каждой сравнительно небольшой территории была своя форма прялки, свои приёмы украшения.

Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма часто имеют символическое значение.

Большую тайну хранят в себе древние славянские орнаменты, полные глубокого смысла для тех, кто любовно и трепетно запечатлевал в них свои надежды и чаянья, своё понимание устроения мира и красоты.

Человек спрашивал себя: почему разливаются реки, кто посылает с небес огненные молнии, кто заставляет лить дождь? И все его вопросы были связаны с небом, солнцем, землёй и водой. Человек понимал, что именно от них зависит его жизнь, поэтому восхищаясь силой и могуществом неба, солнца, земли и воды, он всегда обращался к ним с поклоном за помощью.

Слайд № 11

Жизнь природы меняется: зимой всё спит, весной — расцветает, летом — плодоносит, осенью — увядает. И всё это зависит от великого и могущественного светила — Солнца. Солнце считали самой — самой главной силой и устраивали в честь него праздники, водили хороводы и пели: «Даруй, Бог света, теплое лето. Красное солнце наше! Нет тебя в мире краше. Краснопогодное. Лето хлеборобное». Где же знаки солнца в орнаменте? Конечно, прежде всего круг. Кружок, разделённый крестом на четыре части , это тоже знак Солнца. В году четыре времени года. Солнце изображали в виде квадрата с косым крестом, которым в календаре отмечали праздники Солнца.

Слайд № 12

В древности люди не поливали свои поля. Их смачивали только дождь и роса.

Изображали в виде извилистых линий.

В распаханную землю сеятели бросали семена. Изображали в виде точек.. Семена — точки можно увидеть в квадратах и ромбах орнамента.

Семена смочила вода, и они проросли. Небо подарило людям воду, и на прогретой солнцем земле появились всходы — значит, будет урожай.

Знаки солнца, воды, семян, ростков, земли — это элементы, из которых можно сочинить много красивых орнаментов, чередуя, повторяя знаки.

Слайд № 13

В изображении   северных прялок обращаем внимание на пронизанность мотивом солнца не только орнаментальной композиции, но и самой конструкции прялки (это и расположение в центре декоративной композиции большого солнца, которое имеет значение «белого света», дополненного кругами поменьше, и стройный ряд кругов или разнообразные по величине круги — «городки», замыкающие верхнюю часть лопаски, — символ дневного солнца, совершающего путь над землей, и декоративные «серьги», замыкающие лопасть прялки снизу, и круглые розетки на ножке прялки как олицетворение ночного, подземного солнца).

Слайд № 14

Учитель. А теперь, давайте выполним эскиз своей прялки с использованием знаний о русском традиционном орнаменте и его символике.

Практическое выполнение задания. Слайд № 15

Подведение итогов.

Сегодня мы еще раз прикоснулись к наследию наших предков, познакомились с предметом , который играл очень важную роль в жизни русского человека, — прялкой.

Давайте посмотрим на наши работы. Похоже, и у нас не нашлось двух одинаковых прялок. Наверное, это потому, что вы, как и наши старые мастера, постарались вложить в свою работу частичку своей души.


ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here