Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Средняя общеобразовательная школа №1
пгт Серышево имени Сергея Бондарева Амурская область
Конспект урока по ИЗО
в 5 классе «Добро пожаловать в Индию »
подготовила
учитель ИЗО Кравченко Галина Сергеевна
пгт Серышево
2013 год
Тип урока: комбинированный (с мультимедийной поддержкой)
Цели и задачи урока:
— сформировать представление о стране, её традициями и обычаями
— познакомиться с национальной одеждой Индии
— способствовать воспитанию интереса к познанию жизни других народов и стран.
— развивать ассоциативно- образное мышление, творческую фантазию.
Зрительный ряд: глобус, мультимедийный проектор с подготовленной презентацией.
Ход урока
-
Организационный момент
Здравствуйте ребята! Слайд № 1
Сегодня в нашем классе гости
И мы волнуемся слегка.
Но ждёт нас интересная работа.
Волненье прочь, вперёд, друзья!
-
Актуализация знаний
Нашему классу туристическая фирма предоставила путёвку за границу.
На ваших столах я приготовила билеты.
Посмотрите внимательно на билет, подумайте и скажите:
« В какую страну мы отправимся сегодня на уроке?»
Ученики — на билете не указано.
Учитель Слайд № 2-6
Это страна волшебства и тайны, ослепительной красоты и экзотического очарования; страна, где сходятся века, а современность сплетается с древностью; страна, где гостеприимство — традиция, а развитие — страсть. Красота, неподдающаяся описанию и сравнению. Её можно назвать колыбелью человеческой цивилизации. Они первыми в мире научились выращивать рис, хлопчатник, сахарный тростник, первыми начали разводить домашнюю птицу. Она подарила миру шахматы и десятичную систему исчисления. Там почитают коров, на улицах встречаются заклинатели змей, а женщины исполняют невероятно красивые танцы…
— Так в какую страну мы свами отправимся?
-
Изучение новых знаний
— тема нашего урока: Добро пожаловать в Индию. Слайд № 7
Перед вами маршрутный лист нашего путешествия. Рассмотрите иллюстрации и попробуйте определить, с чем мы будем знакомиться во время нашего пути? Слайд № 8
-
Достопримечательности природы.
-
Национальная одежда.
-
Искусство (танец)
-
Национальная кухня
-
Творческая мастерская ( мы выполним фото коллаж)
Ребята, а что вы знаете об этой стране?
Найдите на глобусе и определите местоположение Индии?
Слайд № 9
Индия расположена в Южной Азии. Площадь – 3,3 млн км2 (7 место в мире). Страна имеет протяженность 3214 км с севера на юг и 2933 км с запада на восток. К югу полуостров Индостан начинает сужаться и вдается в Индийский океан на расстояние около 1600 км в форме клина, который омывается Бенгальским заливом на востоке и Аравийским морем на западе. Столица Индии- Дели.
Ребята, что мы должны знать, отправляясь в другую страну?
Ученики- традиции и обычаи.
Индия необыкновенная страна, где на небольшой территории уживаются вместе многие религиозные направления. Основным условием такого мирного сосуществования является принятие и уважение к обычаям и традициям друг друга. Давайте познакомимся с этими традициями.
Ученики читают самостоятельно текст, и проводится беседа по вопросам.
Традиции и обычаи
В северной Индии люди в качестве приветствия говорят «Намасте», «Намаскар» и «Рам».
«Намасте» — сложенные в приветствии ладони — традиционная форма индийского приветствия, и, если вы воспользуетесь ею, индийцы это оценят. Однако мужчины без колебаний поздороваются с вами за руку, если вы мужчина. Рукопожатие будет оценено как жест исключительного дружелюбия. Однако для индийских женщин неприемлемы свободные нравы в общении между мужчинами и женщинами, принятые на Западе, поэтому следует избегать физических контактов, таких как рукопожатие, если вы женщина. Не здоровайтесь с женщиной за руку (если только она первой не протягивает ее) и не кладите руку на плечо женщине или мужчине.
Старайтесь, чтобы подошвы ваших туфель не были обращены в чью-либо сторону, так как это может быть расценено как знак не уважения. Не показывайте указательным пальцем, пользуйтесь или жестами вытянутой руки, либо подбородка.
Перед входом в храмы, мечети обязательно следует снимать обувь, также в доме принято снимать обувь и ходить босиком. В храмах за небольшую плату вам предложат оставить обувь на хранение или предложат чехлы на обувь, обычно разрешают проходить в носках. Не берите с собой в храмы любые изделия из кожи, это могут посчитать оскорблением.
В Индии принято приветствовать учителей, почтенных религиозных наставников, а также старших кланяясь и касаясь своих ног (иногда возможно просто прикоснуться к ногам Учителя руками, наклонившись, без глубокого поклона), а затем выпрямляясь и касаясь своей головы.
В Индии 15 основных разговорных языков, занесенных в специальное приложение к Конституции, однако по последней переписи обнаружено 1652 языка. Официальный язык 6 северных штатов является хинди. На уровне страны есть еще один связующий язык — английский, который является официально вторым языком в Индии. В образованных кругах он свободно используется, наряду с хинди. Обычно в отелях и ресторанах вас смогут понять на английском. Индийский английский отличается от настоящего английского языка. Здесь можно не беспокоится за произношение, вас смогут понять.
-
Как приветствуют индийцы друг друга?
-
Какие ваши действия могут быть расценены как знак неуважения?
-
Что необходимо сделать, посещая храм?
-
На каком языке разговаривают в Индии?
И так мы отправляемся!
А начнём мы наше путешествие с прекрасного удивительного места
« Долины Цветов». Слайд № 10
Это поистине сказочное по красоте место, от зрелища которой перехватывает дыхание. С 1982 года эта местности присвоено звание Национальный парк. Площадь его сравнительно невелика – порядка 87 кв. км, однако не ней произрастает более 600 видов различных растений, в том числе много уникальных, которые больше нигде не встречаются, например, кобровая лилия и голубой мак. Кроме того, эта территория является местом обитания таких редких животных как снежный леопард, голубая овца и азиатский чёрный медведь. Главная особенность этой уникальной долины заключается в том, что она почти круглый год покрыта цветущими растениями самых разнообразных цветовых оттенков, постоянно привлекающими огромное количество посетителей. Тем не менее, лучше всего посещать этот знаменитый парк в период июнь-сентябрь, ведь в остальное время землю может покрывать снег.
А вы знаете, какой национальный цветок Индии?
Этот священный цветок занимает уникальное место в искусстве и мифологии древней Индии. С незапамятных времён он считается счастливым символом индийской культуры.
Вы догадались?
Ученики — лотос. Слайд № 11
В этой стране есть удивительная птица, размером с лебедя, с веерообразным пучком, перьев на голове, белыми пятнами под глазами и длинной тонкой шеей. Самцы имеют более яркую окраску. Грудь и шея покрыты блестящими синими перьями, а великолепный хвост состоит из длинных бронзовых перьев, которых насчитывается около 200.Сложный любовный танец, когда самцы раскрывают хвост и чистят перья, представляет собой великолепное зрелище.
Как она называется?
Ученики— павлин. Охраняется законом об охране дикой природы.
В этой стране обитает животное, у которого густой рыжий мех с тёмными полосами. Сочетание грации, ловкости и огромной мощи сделали его национальной гордостью.
Ученики——-королевский бенгальский тигр.
В стране создано 27 заповедников для охраны этого животного.
В этой стране есть ещё одно животное, которое можно встретить в вечернее и ночное время на улицах городов.
Отгадайте загадку
Очень много силы в нём
Ростом он почти, что с дом,
У него огромный нос
Будто нос лет тыщу рос.
Слайд №12- 13
Величественных слонов часто используют в свадебных церемониях — на украшенном цветочными гирляндами гиганте к месту действия приезжает жених. За слоном с женихом идут и играют музыканты, бегут дети, шагают нарядные взрослые.
А как вы думаете, как будут одеваться в этой стране?
На улицах городов привлекает внимание и поражает одежда своей яркостью и много — цветьем.
Давайте с ней познакомимся, речь пойдет о двух типах одежды — мужской и женской.
Слайд № 14
|
Красочна только женская одежда; мужская же, как правило, однотонна. Индийцы любят хорошую одежду, меняют ее несколько раз на дню на свежую, идеально выстиранную и выглаженную. В одежде представителей разных каст и регионов страны и для разного времени года заметны различия в материале и техниках декорирования. Индийские мастера обычно ткут отдельные купоны, являющиеся готовым предметом одежды – сари, шалью, поясом, юбкой, тюрбаном.
Мужчины летом ходят в белом, а зимой носят куртки, европейские костюмы и кафтаны. Индуисты обертывают ноги и нижнюю часть тела дхоти – прямой полосой одноцветной ткани; ее длина и ширина зависит от касты; носят также лунги – подобие несшитой юбки, завязанной на животе узлом. Мусульмане носят штаны. В холодное время пальто заменяют широкие покрывала.
Слайд № 15
Женщины обычно носят сари – комплект одежды, в который входит 5–9-метровая полоса ткани с бордюром и украшенным концом-паллав, короткая облегающая кофточка-чоли с узкими рукавами до локтя и нижняя сборчатая юбка, по цвету сочетающаяся с полотном сари. В разных областях страны женщины разных каст носят сари по-разному. Типичной одеждой индусок на северо-западе Индии и почти всех мусульманок является комбинация шаровар с рубахой или кофтой и шарфом (шалью), называемая сальвар-камиз. В Раджастане и других западных штатах носят кофту-лифчик чоли или длинную свободную кофту и очень широкую длинную сборчатую юбку из грубой одноцветной ткани с яркой вышивкой; на голову набрасывают большое покрывало.
Красный цвет сари только у невесты.
В Индии нет ни одной женщины, которая не носила бы украшения. Кольца, серьги и браслеты демонстрируют состоятельность семьи, указывают на статус их обладательницы и служат оберегами.
Находясь в этой стране нельзя не побывать в театре индийского танца. Знания музыки считалось обязательным для благородного человека. Индийская пословица гласит « Человек, не знающий ни музыки, ни театра, ни другого искусства, это только животное, пусть даже без хвоста и рогов».
Рождение танцевального искусства в Индии носит религиозный характер и зародилось в глубокой древности около 5тыс. лет назад. Считается, что мир был создан танцующим богом Шивой и в храмах танец играл роль молитвы. Танец являлся своеобразным безмолвным общением языком движений и жестов в котором присутствовали выражения слов, чувств ,эмоций.
Давайте потанцуем под индийскую музыку.
Проводится физминутка под индийскую музыку. Слайд № 16
Учитель: Путешествуя по улицам, вы наверно проголодались.
Давайте попробуем местную кухню. Слайд № 17
Индийская кухня — одна из самых замечательных в мире. Здесь у туристов есть возможность попробовать необыкновенные блюда: от разнообразных вегетарианских до деликатесов из мяса и рыбы, с несколькими дюжинами ингредиентов.
Индийские хозяйки при приготовлении пищи, используют более 30 видов пряностей. Благодаря комбинациям этих пряностей, блюда приобретают тонкий пикантный вкус и аромат.
На севере страны предпочитают одни блюда, на юге – другие.
Основным ингредиентом южно-индийской кухни является кокос и рис, в то время как на севере рис часто дополняют, или заменяют разнообразные пресные лепешки — пури, чаппати, нан и другие.
Учитель демонстрирует учащимся фрукты.
На улицах городов можно встретить торговцев фруктами. Нам — заложникам резко-континентального климата — и не снилось разнообразие фруктовых рядов Востока. Знакомые гранаты там огромные и сладкие, манго, хотя бывают здесь только в сезон, но тот, кто пробовал манго в Индии, больше не захочет купить их бледное подобие в Москве. От настоящего зрелого манго в московских — один запах. Из очищенных фруктов тут же, молодой индус с белозубой улыбкой соорудит вам тарелку фруктового салата из папайи, яблок, апельсинов или дыни или стакан свежевыжатого сока.
Как вы думаете, какой любимый напиток индийцев?
Ученик—Чай многие его сорта популярны во всем мире. Часто чай подают уже с сахаром и молоком, но можно заказать и «чай на подносе». Кокосовое молоко из ореха, нимбу-пани и взбитое молоко ласси — все это приятно освежает и утоляет жажду. Слайд № 18
Самым распространенным напитком в Индии считают нимбу панч.
Попробуйте определить, из каких ингредиентов он приготовлен? Учащиеся пробуют—— сок лимона и воды.
-
Практическая работа
Вот и перед нами мастерская юного художника.
Как вы думаете, что мы будем делать? Слайд № 19
Находясь в другой стране, да и в другом городе, все любят фотографироваться на память.
Мы с вами тоже выполним нашу коллективную работу — фотоколлаж.
У каждого на парте есть фотография.
Вы вырезаете её приклеиваете на ½ альбомного листа.
Дорисовываете одежду индии, затем раскрашиваете красками, вырезаете фигурку и наклеиваете на общий фон (изображение Долины Цветов)
У меня получилась вот такая работа.
Осталось вам выполнить работу и фото на память готово.
( учащиеся выполняют работу под звуки индийской музыки)
Итак, наше фото готово.
Проводится анализ детских работ.
-
Рефлексия
А чего здесь не хватает? Слайд № 20
Ученики—— рамочки.
Давайте украсим рамочку и узнаем, какое настроение было у вас на уроке?
На столе лежат разного цвета цветы.
Красный — отличное
Жёлтый — хорошее.
Плохое — синий.
-
Подведение итога.
Наше путешествие закончилось. Слайд № 21
На память об этой стране, давайте вместе напишем отзыв о нашем путешествии.
Я начинаю предложение, а вы его продолжаете.
Индия — ………………. страна.
Я узнал ( а) ………………………………… .
Мне больше всего понравилось ……………. и очень удивило……… .
Это путешествие я не забуду, потому – что ………….. .
Выставление оценок за урок.
Учитель: Хочется закончить наш урок словами Генри Форда. Слайд № 22
То, что мы собрались вместе —
Это только начало,
То, что мы продолжаем оставаться вместе — это уже достижение,
То, что мы вместе работаем это уже успех.
Список использованной литературы:
А.А. Вигасин История Древнего мира 5 класс Москва « Просвещение» 2009 год
Анна Блейз История в костюмах от фараона до денди Москва Олма- Пресс 2002 год
http:|| www.kasbar.ru/India/
http:|| turtella.ru/India/Deli/ dostoprimechatelnosti /d461.html