МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №42

ПЛАН-КОНСПЕКТ

Интегрированного урока

ИЗО /Литература

Тема: Художественный образ

в литературе и изобразительном искусстве

на примере сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева»

Дата: 17.12.09г.

Класс: 5А

Учителя: Сергеева Л.И., Насонова Н.П.

г. Братск 2009 г

Тема: Художественный образ

в литературе и изобразительном искусстве

на примере сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева»

Тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации знаний

Цель:

1. Понимать язык различных видов искусства, их взаимосвязи. Создать художественный образ различными видами искусства. Укреплять межпредметные связи, обогащать опыт детей в синтезе искусств ИЗО и литературы. Научить выделять главное в произведении, обобщать, делать выводы и изображать образы с учетом их внутреннего мира и внешнего описания, предлагаемого автором с учетом собственных впечатлений.

2. Развивать умение анализировать прочитанное, логически мыслить, обобщать и оценивать литературный материал; воображение, творческую фантазию, художественный вкус; умение сопоставлять прочитанное и нарисованное; введение ребят в мир искусства, эмоционально связанный с миром личных наблюдений, переживаний.

3. Воспитывать уважение к великой силе любви и дружбы, умение ценить и беречь эти чувства.

Любовь к сказкам; формировать нравственное отношение к культурным ценностям. Пробуждать творческую активность, осознавать связи различных видов искусств между собой и с жизнью.

Методы и приемы: словесный, наглядный, практический

Оборудование: мультимидийная презентация, репродукции картин, музыка П. Чайковского

Ход урока

  1. Организационный момент.

Учитель литературы:

— Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок, проведут его два учителя – учитель литературы, Людмила Ильинична и учитель ИЗО – Наталья Петровна.

  1. Подготовка к восприятию

Учитель ИЗО:

-Мы сегодня много будем говорить об искусстве. Какие виды искусства вы знаете?

— Зачем искусство нужно человеку? А поможет вам ответить на этот вопрос эпиграф к нашему уроку.

Учитель литературы:

— Эпиграфом к нашему уроку послужат слова Валиса де Пареха: «Искусство оказывает влияние на душу человека» (хоровое чтение) СЛАЙД 1.

— Как вы думаете, какие слова здесь главные?

— Что означает «оказывает влияние на душу человека»?

— Великий русский историк Д.Г. Лихачев словно помогает нам ответить на этот вопрос СЛАЙД 1 (хоровое чтение) «Не должно быть слепых к красоте, глухих к слову и настоящей музыке, черствых к добру, беспамятных к прошлому».

— Какой вывод можно сделать? Какую роль оно играет в жизни? (не быть черствыми, глухими…)

— Что объединяет все виды искусства? (Образ. Искусство создает образную картину мира).

Учитель ИЗО:

— Как можно сформулировать тему сегодняшнего урока, учитывая то, что мы синтезируем (объединяем) два направления искусства: литературу и ИЗО? (Художественный образ в литературе и изобразительном искусстве) СЛАЙД 2

— Мы сегодня увидим, как создается художественный образ в различных видах искусства (в художественном произведении и изобразительном искусстве) на примере сказки Х.К.Андерсена «Снежная королева».

  1. Сообщение нового материала

Учитель литературы:

— Дайте определение слову «образ» в литературе (картина жизни, в которой писатель выражает свои мысли, чувства, выражает свое отношение к поведению людей, к природе).

Учитель ИЗО:

— Что такое образ в изобразительном искусстве? (изображение человека, предмета, обладающий внешними отличительными особенностями с максимальной передачей внутреннего состояния)

— Мы проведем небольшую исследовательскую работу, цель которой выявить связь образов в двух видах искусства – литературе и изобразительном искусстве, их влияния друг на друга.

— Начинаем наше исследование. Работаем в группах.

1 этап. Цель: В целях актуализации знаний по произведению учащимся предлагается ответить на вопросы по сюжету сказки

Учитель литературы:

_ Вы слышите звуки музыки, не правда ли она напоминает нам сюжет сказки?

СЛАЙД 3.

Учитель ИЗО:

— Злой тролль из сказки закрыл некоторые элементы сюжета, изображенные на фрагментах. Вам надо ответить на вопросы, чтобы восстановить рисунки (Этот этап даёт возможность учащимся вспомнить действующих персонажей, а также вспомнить сюжет).

Учитель литературы:

— А сейчас музыка поможет нам восстановить, представить, вообразить дальнейшее развитие событий в сказке.

Вывод: Для того чтобы вспомнить сюжет нам достаточно посмотреть на предложенное изображения или услышать музыку, чтобы представить образы, которые связаны с сюжетом произведения.

2 этап. Цель: Анализ образов миров героев.

Учитель литературы:

Сравним образ мира Герды и Кая с миром Снежной королевы СЛАЙД 4.

— Назовите ключевое слово, олицетворяющее мир Герды и Кая? (роза)

— А какие слова символизируют мир Снежной королевы? Проиллюстрируйте примерами текста. Работа в группах: 1, 2 – мир Герды (2 глава); 3-4 – мир Снежной королевы (7 глава). Работа над средствами языка.

— Как Г.Х. Андерсен передает свое отношение? Сказочник выражает свое отношение при помощи разнообразных средств: повторы, эпитеты.

Учитель ИЗО:

— Как представить эти миры с помощью изображения, как нам передать детальное описание композиции рисунка. Закройте глаза и представьте себе, что вы оказались в мире Снежной королевы, что вы видите? Что вы ощущаете? Чем заполнен воздух? В виде каких образов этот мир предстает перед вами? СЛАЙД 5. Похоже на то, что вы представляли?

— А сейчас представим, что мы оказались на мансарде дома, где жили дети. Из чего сделан дом? Какого цвета розы? Какие звуки вы слышите? Чем заполнен воздух? СЛАЙД 6. Похоже на то. Что вы представляли?

Вывод: Два противоположных мира. Четкая граница миров.

3 этап. Цель: Анализ образа человека как главного героя сказки.

Учитель литературы:

— В этих двух разных мирах живут обитатели. Кто они? Назовите главных героев.

— Какие душевные (внутренние) качества отразились в облике Снежной королевы? СЛАЙД 7

Прочитайте: Снежная королева – 2 гл – 3, 4 гр.

-Как автор выражает свое отношение к Снежной королеве? («сияющие, как звезды, глаза Снежной королевы, в которых «не было ни тепла, ни мира»)

Учитель ИЗО:

— Можем ли мы при изображении образа Снежной королевы показать не только ее внешнее сходство с описанием автора, но и передать черты характера? СЛАЙД 8

— Как мы покажем, что снежная королева была высокомерной особой?

— Как мы передадим ее пронизывающий холодный взгляд?

С помощью каких средств художественной выразительности мы это можем сделать? СЛАЙД 9

Учитель литературы:

— Герды? СЛАЙД 10

Герда – 3 гл. – 1, 2 гр.

— Как Г.Х.Андерсен выражает свое отношение к Герде? («милое, приветливое личико» уменьшительно-ласкательный суффикс, эпитет)

Учитель ИЗО:

— Можем ли мы при изображении образа девочки показать ее внутреннее состояние, ее переживания? Или мы передает только лишь внешнее сходство с описанием автора? С помощью каких средств художественной выразительности мы это можем сделать? СЛАЙД 11

— Как мы это выразим изобразительно?

Вывод: сказочник, сравнивая образы героев, описывает обстановку (интерьер), дает описание портретов, а внутренний мир раскрывает через художественные детали

Учитель литературы:

А сейчас немного отдохнем. При помощи звуков и воображения покажем свое отношение к героям.

Физминутка

  1. Выразите звуком [о] свое отношение к Герде, а теперь отношение к Снежной королеве [у].

  2. Подвигайте плечами, как будто вам холодно. Бр-бр-бр.

  3. Летят красивые пушистые сненые хлопья, вы радуетесь, поднимите вверх и ловите снежинки. Выражая восхищение а-а-а-а.

  4. Звуки ды-ж-н-бр-ж-у-и-зм. Снежные хлопья напоминают ежей, другие клубок змей, двигаются как живые… Мы слышим что-то враждебное. Кто это? СЛАЙД 12

4 этап. Цель: Познание человека через его поступки, душевные качества

Учитель литературы:

Зеркалом в познании человека является его поступки, взаимоотношения, речь – все это раскрывает душевные качества.

— Кто из героев помогал Герде?

— Представьте характер одного из понравившихся героев (д/з)

1 – Ворон и Герда

2 – Лесные голуби и Герда

3 – Разбойница и Герда

4 – Финка и Олень

— Чей характер. На ваш взгляд передан точнее?

— Какие же художественные приемы использует художник слова в создании образа? СЛАЙД 13

1. Портрет

2. Речь.

3. Обстановка.

4. Черты характера.

5. Поступки.

6. Авторское отношение.

7. Сопоставление с другими героями.

8. Взаимоотношение.

  1. Практическая работа

Учитель ИЗО:

Эти приемы мы и будем использовать в нашей практической работе. Наша задача – изобразить полярные образы героев: Снежную королеву и Герду, как двух ярких представителей сказки.

Работа по группам:

1, 2, 3, 4 – в каждой группе на форматах А3 с подготовленным подмалевком выполняют работу над созданием образов.

— Для изображения образа человека можно воспользоваться схемой: изображение человека. СЛАЙД 14

Звучит мелодия для создания творческого настроя.

Физминутка СЛАЙД 15

Мы читаем, представляем и рисуем на листе

Образ Герды, Королевы или Кая в мерзлоте.

Только надо знать нам точно, что рисует наяву

Образ слова, Образ кисти. Ну, конечно, красоту!

  1. Итог. Выставка работ под мелодию П.И. Чайковского

Общий вывод. СЛАЙД 16

«Мир прекрасен! Радуйтесь жизни! Будьте оптимистами! Боритесь за человека, сердце которого покрыто льдом! Будьте терпеливы в достижении цели! Не жалейте времени и сил, чтобы воспитать в себе человечность, отзывчивость и доброту!» (Г.Х.Андерсен)

Подведение общего итога: Даная работа позволяет прослеживать эффективное взаимодействие образов литературы, изображения, музыки, усваивать такое понятие как «художественный образ» в искусстве и выделять его качество: многозначность и целостность, обобщенность и конкретность, единство объективного и субъективного.

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here