РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КУРСУ
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО» 5 КЛАСС»
Пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерных программ основного общего образования, программы «Изобразительное искусство» 5-9 классы, рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва «Просвещение» 2011 год, под редакцией Б.М. Неменского, Л.А. Неменской, Н.А. Горяевой, А.С. Питерских и базисному учебному плану.
Основа содержания учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной, на познание единства художественной и утилитарной функций произведений декоративно-прикладного искусства, освоение образного языка и социальной роли традиционного народного, классического и современного декоративно-прикладного искусства.
Цель: освоение знаний об изобразительном искусстве как способе эмоционально-практического освоения окружающего мира; о выразительных средствах и социальных функциях живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитектуры.
Задачи:
-
развитие художественно-творческих способностей учащихся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зрительно-образной памяти, эмоционально-эстетического восприятия действительности;
-
воспитание культуры восприятия произведений изобразительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна;
-
формирование устойчивого интереса к изобразительному искусству, способности воспринимать его исторические и национальные особенности.
Общая характеристика учебного предмета
Общая тема программы 5 класса – «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» — посвящена изучению группы декоративных искусств, в которых сильна связь с фольклором, с народными корнями искусства.
Для формирования мировоззрения школьников особенно важно знакомство с народным, крестьянским декоративным искусством, которое наиболее полно хранит и передает новым поколениям национальные традиции, выработанные народом формы эстетического отношения к миру.
Образный язык декоративного искусства имеет свои особенности. Цвет и форма в декоративном искусстве часто имеют символичное значение. Чувство гармонии и чувство материала особенно успешно можно развить у школьников в процессе изучения цветовых и линейных ритмов, композиционная стройность постепенно осваивается учащимися от урока к уроку.
Именно поэтому выработка у школьников способности чувствовать и понимать эстетические начала декоративного искусства, осознавать единство функционального и эстетического значения вещи важно для формирования культуры быта нашего народа, культуры его труда, культуры человеческих отношений.
Место учебного предмета в учебном плане
Данная программа рассчитана на 34 часа для обязательного изучения изобразительного искусства на этапе среднего общего образования в 5 классе по 1 часу в неделю.
Общая характеристика процесса изучения предмета
Методы, формы и средства обучения
Разнообразные по форме практические упражнения и задания, наглядные опоры, демонстрация учебных пособий и образцов, практические работы, сравнение и сопоставление работ учащихся и образцов рисунков, анализ и синтез. Уроки изучения нового материала, комбинированные, обобщающие уроки, практические работы, экскурсии.
Формы текущего и итогового контроля
Устный опрос, изо викторин, изо кроссвордов, художественно-практические задания, выставки, викторины и др.
Межпредметные и внутрипредметные связи
ИЗО – математика (глазомер, расположение предмета в проекциях, соотношение частей рисунка);
ИЗО – литература (художественный образ, сюжетная линия рисунка);
ИЗО – биология (знакомство с внешним строением растений, животных, людей);
ИЗО – трудовое обучение (выполнение практических заданий, доведение начатого дела до конца).
«Мир изобразительных (пластических) искусств»; «Художественный язык изобразительного искусства»; «Художественное творчество и его связь с окружающей жизнью».
УМК: Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Учебник для 5 класса. Москва «Дрофа» 2010 год.
Результаты освоения программы по предмету
Личностные результаты изучения учебного предмета
— чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;
— понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
— сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
— умение сотрудничать с товарищами в природе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом.
Метапредметные результаты изучения учебного предмета
— умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
— умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности.
Предметные результаты изучения учебного предмета
Ученик научится:
— языку декоративно-прикладного искусства;
— различать особенности уникального крестьянского искусства; (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов – варьирование традиционных образов, мотивов, сюжетов);
— связывать времена в народном искусстве;
— особенностям народного (крестьянского) искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало);
— представлять тенденции развития современного повседневного и выставочного искусства.
Ученик получит возможность научиться:
— отображать в рисунках и проектах единство формы и декора (на доступном уровне);
— создавать собственные проекты-импровизации в русле образного языка народного искусства, современных народных промыслов (ограничение цветовой палитры, вариации орнаментальных мотивов);
— создавать проекты разных предметов среды, объединенных единой стилистикой (одежда, мебель, детали интерьера определенной эпохи);
— объединять в индивидуально-коллективной работе творческие усилия по созданию проектов украшения интерьера школы, или других декоративных работ, выполненных в материале;
— различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен: Египта, Древней Греции, средневековой Европы, эпохи барокко, классицизма.
Содержание учебного предмета
Древние корни народного искусства
Истоки образного языка декоративно-прикладного искусства. Крестьянское прикладное искусство – уникальное явление духовной жизни народа. Связь крестьянского искусства с природой, бытом, трудом. Условно-символический язык крестьянского прикладного искусства. Форма и цвет как знаки, символизирующие идею целостности мира в единстве космоса – неба, земли и подземно-подводного мира, а также идею вечного развития и обновления природы. Разные виды народного прикладного искусства: резьба и роспись по дереву, вышивка, народный костюм.
Связь времен в народном искусстве
Формы бытования народных традиций в современной жизни. Общность современных традиционных художественных промыслов России, их истоки. Главные отличительные признаки изделий традиционных художественных промыслов (форма, материал, особенности росписи, цветовой строй, приемы письма, элементы орнамента). Следование традиции и высокий профессионализм современных мастеров художественных промыслов. Единство материалов, формы и декора, конструктивных декоративных изобразительных элементов в произведениях народных художественных промыслов.
Декор – человек, общество, время
Роль декоративных искусств в жизни общества, в различии людей по специальной принадлежности, в выявлении определенных общностей людей. Декор вещи как социальный знак, выявляющий, подчеркивающий место человека в обществе. Влияние господствующих идей, условий жизни людей разных стран и эпох на образный строй произведений декоративно-прикладного искусства. Особенности декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, Китая, Западной Европы 17 века.
Декоративное искусство в современном мире
Разнообразие современного декоративно-прикладного искусства (керамика, стекло, металл и многое другое). Новые черты современного искусства. Выставочное и массовое декоративно-прикладное искусство. Тяготение современного художника к ассоциативному формотворчеству, фантастической декоративности, ансамблевому единству предметов, полному раскрытию творческой индивидуальности. Смелое экспериментирование с материалом, формой, цветом, фактурой. Коллективная работа в конкретном материале – от замысла до воплощения.
Календарно-тематическое планирование
Тема урока | Тип урока | Предметные | Планируемые результаты | Дата | ||||
Личностные и метапредметные УУД | ||||||||
личностные | регулятивные | коммуникативные | познавательные | |||||
«Декоративно-прикладное искусство и жизнь человека» | ||||||||
Тема 1: Древние корни народного искусства. 8 часов | ||||||||
1 | Древние образы в народном искусстве | Изучение нового материала | Знать символический характер народного декоративного искусства. Уметь «прочитать» орнамент | уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | сравнивать, сопоставлять декоративные решения традиционных образов в резьбе и росписи по дереву |
|
2 | Декор русской избы | Изучение нового материала | Знать единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Уметь подчеркивать формы и конструкции узором | уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | находить общее и различное в образном строе традиционного жилища разных народов |
|
3 | Внутренний мир русской избы | Изучение нового материала | Знать органичное единство функционального и эстетического значения вещи в интерьере крестьянского жилища. Уметь использовать выразительные средства декоративно-прикладного искусства | уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею, сопоставлять интерьер жилищ у разных народов |
|
4 | Конструкция, декор предметов народного быта и труда | Изучение нового материала | Знать культуру быта, культуру труда народа, культуру человеческих отношений. Уметь почувствовать особый склад мышления наших предков, создавать объекты предметной среды | уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею |
|
5 | Конструкция, декор предметов народного быта и труда | Повторение | создавать объекты предметной среды | уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | Сравнивать, находить общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда |
|
6 | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки | Изучение нового материала | Знать символику формы и цвета в орнаменте народной вышивки. Уметь работать в смешанной технике (бумага, мелки, акварель) | уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею |
|
7 | Народный праздничный костюм | Изучение нового материала | Знать разнообразие форм и украшений народного костюма, символику цвета в народной одежде. Уметь создавать эскизы народного праздничного костюма | уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею |
|
8 | Народные праздничные обряды | Изучение нового материала | Знать роль и значение декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Уметь работать с различными материалами. | уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | Находить общие черты в разных произведениях народного прикладного искусства |
|
Тема 2: Связь времен в народном искусстве. 8 часов | ||||||||
9,10 | Древние образы в современных народных игрушках | Изучение нового материала | Понимать значение декоративного искусства в жизни людей. Знать дымковскую, филимоновскую, каргопольскую игрушку. Уметь передавать единство формы и декора в игрушке | уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею
|
|
11 | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла | Изучение нового материала | Знать особенности росписи, цветового строя, главный элемент орнамента. Уметь передавать единство формы и декора. Выполнять приемы письма в манере мастеров Гжели | уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею
|
|
12,13 | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла | Изучение нового материала | Знать основные приемы городецкой росписи. Уметь передавать единство формы и декора | уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею
|
|
14,15 | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла. | Изучение нового материала | Знать основные приемы жостовской росписи. Уметь выполнять орнаментальную композицию определенного типа | уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею
|
|
16 | Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) | Урок-игра | Знать несколько традиционных промыслов России (Жостово, Городец, Гжель, Хохлома, Полхов-Майдан). Уметь анализировать произведения народных мастеров | оценивать собственную деятельность | анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей | участвовать в отчете поисковых групп, в презентации выставочных работ | умение находить нужную информацию и пользоваться ею
|
|
Раздел 3: Декор – человек, общество, время. 11 часов | ||||||||
17 | Зачем людям украшения? | Изучение нового материала | Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора | уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | выявлять и объяснять, в чем заключается связь содержания с формой его воплощения в произведениях декоративно-прикладного искусства |
|
18 | Декор и положение человека в обществе | Изучение нового материала | Понимать смысл слов: образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяется ролью ее хозяина. Уметь работать выбранными материалами | уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею
|
|
19 | Декор и положение человека в обществе | Изучение нового материала | Различать предметы декоративно-прикладного искусства Древней Греции. Выполнять эскизы чернофигурной или краснофигурной греческих ваз | уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею
|
|
20 | Одежда говорит о человеке | Изучение нового материала | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов | уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею
|
|
21 | Одежда говорит о человеке | Изучение нового материала | Выполнять композиции узоров на одежде | уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею
|
|
22 | Одежда говорит о человеке | Изучение нового материала | Знать различия между стилями барокко древнеегипетского и древнекитайского. Уметь творчески работать над предложенной темой | уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею
|
|
23 | Одежда говорит о человеке | Изучение нового материала | Выполнять эскизы модной одежды, в которой определяется колорит и основной характер костюма | уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею
|
|
24 | О чем рассказывают гербы и эмблемы | Изучение нового материала | Знать сущность герба как отличительного знака человека. Уметь составлять герб, учитывая традиционные формы и изобретая свои | уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею
|
|
25 | О чем рассказывают гербы и эмблемы | Изучение нового материала | Знать истории геральдики. Уметь составлять герб ремесленного цеха на материале средневековья | уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею
|
|
26 | О чем рассказывают гербы и эмблемы | Изучение нового материала | Знать символику наших дней, символы и эмблемы в нашем обществе. Сферы их использования, значение их элементов. Уметь составлять эмблемы | уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею
|
|
27 | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | Урок-викторина | Уметь различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен и народов | участвовать в игровой викторине | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка декоративно-прикладного искусства | умение находить нужную информацию и пользоваться ею
|
|
Раздел 4: Декоративное искусство в современном мире. 7 часов | ||||||||
28 | Современное выставочное искусство | Изучение нового материала | Знать о разнообразии материалов, форм современного декоративно-прикладного искусства, его особенностях; о специфике языка разных художественных материалов | уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | высказываться по поводу роли выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа | выявлять и называть характериные особенности современного декоративно-прикладного искусства |
|
29 | Народная праздничная одежда. Женский и мужской костюм | Изучение нового материала | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов | уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею
|
|
30 | Народная праздничная одежда. Головной убор | Изучение нового материала | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов | уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею
|
|
31 | Изготовление куклы-берегини в русском народном костюме | Изучение нового материала | Знать особенности и традиции изготовления русской тряпичной куклы. Уметь использовать выразительные возможности материала | уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею
|
|
32 | Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш веселый хоровод» | Изучение нового материала | Знать роль и значение декоративно-прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Уметь работать с различными материалами | уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею
|
|
33 | Праздничные народные гулянья. Коллективная работа «Наш веселый хоровод» | Изучение нового материала | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов | уважительное отношение к национальному искусству, использовать фантазию, воображение при выполнении работы | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею
|
|
34 | Красота земли родной. Обобщающий урок-путешествие | Урок-путешествие | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов | уважительное отношение к национальному искусству | ставить цель предстоящей работы, обдумывать замысел, выполнять работу, оценивать результат своего труда | умение работать в группе, умение объяснять свой выбор, аргументировать факты, высказывать свое мнение | умение находить нужную информацию и пользоваться ею
|
|
Учебно-методическое, информационное и материально-техническое обеспечение программы
УМК по программе, список использованной литературы:
-
Н.А. Горяева, О.В. Островская. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека». Учебник для 5 класса / под ред. Б.М. Неменского. — М.: Просвещение, 2010
-
Н.А. Горяева. «Изобразительное искусство. Твоя мастерская. Рабочая тетрадь. 5 класс»
-
Н.А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство. Методическое пособие. 5 класс»