Пояснительная записка
Данная рабочая программа «Декоративно — прикладное искусство в жизни человека» по изобразительному искусству для 5 класса составлена на основе авторской программы В.С. Кузина, «Изобразительное искусство и художественный труд 1-8 кл.»: прогр. /Сост. В.С. Кузин.- М.: Просвещение, 2000,. Рабочая программа соответствует федеральному компоненту государственного образовательного стандарта 2010года. (Приказ МО РФ.); Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в 5 классе -34 часа, из расчета 1 учебный час.
Рабочая программа составлена с учётом регионального компонента, где учитывается аспекты этнокультурного образования, которые нашли отражение в таких нормативно-правовых документах как: Концепция художественного образования в РФ (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403), (приказ Департамента образования, культуры и молодежной политики Г. Белгорода), методической темы школы «Формирование информационной компетентности школьников на основе организации проектной и исследовательской деятельности учащихся» Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития, учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения изобразительного искусства, которые определены стандартом. Стандарт ориентирован на освоение содержания и языка группы декоративных искусств, наиболее связанных с повседневной жизнью и бытом каждого человека, связь с фольклором и сказкой, с национальными и народными корнями декоративного искусства.
Программа «Декоративно — прикладное искусство в жизни человека» для 5 класса — первый год обучения основной школы, она строится как продолжение и развитие части этой программы для начальной школы, является целостным интегративным курсом, направленным на развитие ребенка, формирование его художественно-творческой активности, овладение образным языком декоративного искусства посредством формирования художественных знаний, умений, навыков. Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Рабочая программа построена на основе преемственности, вариативности, интеграции пластических видов искусств и комплексного художественного подхода, акцент делается на реализацию идей развивающего обучения, которое реализуется в разных видах художественно-творческой деятельности: декоративно-прикладной, художественно-конструктивной и проектной.
В содержании уроков входит составление декоративной композиции традиционных мотивов гжельской, хохломской, гордецкой, жостовской, росписи, в создании игрушек в традиции одного из промыслов: филимоновской, каргопольской, дымковской, составлении эскизов украшений по мотивам Древнего Египта, разработки эскизов коллективных панно и витражей.Сочетание индивидуальной и коллективных форм работ и выполнение художественно-творческих проектов, позволяет развивать творческое воображение и художественно-образное мышление учащихся и повысить мотивацию обучения.
Этнорегиональный подход реализуется с изменением в рабочей программе тем отдельных уроков. Конкретное решение программы реализуется с изучением художественных традиций и промыслов Татарстана: народная игрушка, керамика, татарский и русский национальный костюм, герб и флаг р. Татарстан, с. Верхний Услон, народные художники села. Изменения в рабочей программе с учётом регионального компонента составляет — 20% от учебной программы.
Задачи художественного развития учащихся
ЗНАНИЯ И УМЕНИЯ УЧАЩИХСЯ
5 КЛАСС
Учащиеся должны знать:
-
истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
-
особенности уникального крестьянского искусства (традиционность, связь с природой, коллективное начало, масштаб космического в образном строе рукотворных вещей, множественность вариантов (варьирование) традиционных образов, мотивов, сюжетов);
-
семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
-
несколько народных художественных промыслов России, различать их по характеру росписи, пользоваться приемами традиционного письма при выполнении практических заданий (Гжель, Хохлома, Городец, Полхов-Майдан, Жостово).
Учащиеся должны уметь:
-
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных времен (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, средневековой Европы, Западной Европы 17 в.);
-
различать по материалу, технике исполнения современное декоративно-прикладное искусство (художественное стекло, керамика, ковка, литье, гобелен, и т.д.);
-
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (народного, классического, современного) связь конструктивных, декоративных, изобразительных элементов; единство материала, формы и декора.
В процессе практической работы на уроках учащиеся должны:
-
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения;
-
передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
-
умело выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
-
создавать художественно-декоративные проекты предметной среды, объединенные единой стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определенной эпохи);
-
владеть практическими навыками выразительного исполнения фактуры, цвета, формы, объема, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций;
-
владеть навыком работы в конкретном материале, витраж, мозаика батик, роспись и т.п.).
Владеть компетенциями:
коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно-ориентационной, рефлексивной.
РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ
№ урока, | Наименование темы | Кол-во часов | |
I | 4 | Образы и мотивы в орнаментах вышивки русских и татарских национальных костюмов. | 1 |
8 | Народный праздничный костюм татарского народа | 1 | |
II | 10-11 | Древние образы в народной игрушке | 2 |
| 24-25 | О чём рассказывают гербы Татарстана и Верхнего Услона | 2 |
IV | 33 | Народные художники нашего края | 1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
5 класс
Декоративно-прикладное искусство в жизни человека-34 часа
Цель: Изучение народного творчества и традиций преемственности духовной культуры России. Развитие творческих способностей и совершенствование навыков постижения средств декоративно — прикладного искусства, обогащение опыта восприятия и оценки произведений декоративно-прикладного искусства, формирование ценностно-смысловой компетенции.
Тема I четверти:
«Древние корни народного искусства» ( 8 ч)
Знакомятся с традиционными образами в народном искусстве (мать-земля, древо жизни, конь-лось-олень, птица, солнечные знаки), крестьянским домом, рассматривается как художественный образ, отражающий взаимосвязь большого космоса (макрокосма) и мира человека, жизненно важные участки крестьянского интерьера, освоении языка орнамента на материале русской народной вышивки, знакомство с костюмом Белгородской области и народно-праздничными обрядами.
-
Древние образы в народном искусстве.
-
Декор русской избы.
-
Внутренний мир русской избы.
-
Конструкция, декор предметов народного быта и труда.
-
Образы и мотивы в орнаментах вышивки русских и татарских национальных костюмов.
-
Народный праздничный костюм татарского народа
-
Народные праздничные обряды.
Тема II четверти:
«Связь времен в народном искусстве» (8 ч)
Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Направить усилия учащихся на восприятие и создание художественного образа игрушки в традициях промысла. При изучении керамики обратить внимание на разнообразие скульптурных форм посуды, мелкой пластики; на органическое единство формы и декора; на орнаментальные и декоративно-сюжетные композиции росписи; на главные отличительные элементы.
-
Древние образы в современных народных игрушках.
-
Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла.
-
Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла.
-
Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла
-
Искусство керамики. Истоки и современное развитие промысла
-
Роль народных художественных промыслов в современной жизни.
Тема III четверти:
«Декор – человек, общество, время» (10 ч)
Проявлять эмоциональный отклик, интерес к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен; видеть в его произведениях социальную окрашенность. Акцентировать внимание на социальной функции этого искусства, обостряя представления о его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. Знакомясь с образом художественной культуры древних египтян Древней Греции, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.
Ознакомление с гербами и эмблемами Татарстана и Верхнего Услона, о символическом характере языка герба как отличительного знака, о его составных частях, о символическом значении изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики, о символах и эмблемах в современном обществе.
-
Введение в проблематику: «Зачем людям украшения».
-
Декор и положение человека в обществе.
-
Одежда говорит о человеке.
-
Костюмы древних цивилизаций
-
Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»
-
О чем рассказывают гербы и эмблемы.
-
О чём рассказывают гербы Татарстана и Верхнего Услона
-
Роль декоративного искусства в жизни человека и общества.
Тема I V четверти:
«Декоративное искусство в современном мире» (8 ч)
Знакомясь на уроках с богатством разновидностей керамики, художественного стекла, металла и т. д., всматриваясь в образный строй произведений, учащиеся воспринимают их с точки зрения единства формы (способ существования содержания, его конкретное воплощение и выражение) и содержания («функция» и «идея», здесь функция может быть не только утилитарно-практической, но и эстетической), выявляют средства, используемые художником в процессе воплощения замысла (умение превратить мысленный образ в плоть, в «тело» предмета).
-
Современное выставочное искусство.
-
Ты сам – мастер декоративно-прикладного искусства. Создание декоративной работы в материале (выполнение вазы, игрушки, витража, мозаики
-
Народные художники нашего края.
Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
4.Заключительный контроль. Методы диагностики — конкурс рисунков, итоговая выставка рисунков, проект, викторина, тест.
Дополнительные пособия для учителя:
2. Аранова, С. В. Обучение ИЗО. – СПб.: Каро, 2004.
3. Вагьянц, А. М. Вариации прекрасного. Западноевропейское средневековье. – М.: ТОО «Издательский и книготорговый центр АЗ», 1997.
7.О.В.Павлова.,Изобразительное искусство: 5-7классы. Терминологические диктанты, кроссворды, тесты…– Волгоград: Учитель, 2009г.;
8.О.В.Свиридова, Изобразительное искусство: 5-8 классы. Проверочные и контрольные тесты– Волгоград: Учитель, 2009г.; . Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. – М.: Просвещение, 1984.
9. Кирцер, Ю. М. Рисунок, живопись. – М.: Высшая школа, 1992.
10. Кузин, В. С. ИЗО и методика его преподавания в школе. – М.: Агар, 1988.
14. Половников, А. О. Русь деревянная. – М.: Просвещение, 1998.
17. Семенова, М. Древняя Русь в лицах. – М.: Просвещение, 1998.
19. Сокольникова, Н. М. Основы рисунка. Ч. 1. – Обнинск: Титул, 1998.
20. Сокольникова, Н. М. Основы композиции. Ч. 2. – Обнинск: Титул, 1998.
21. Сокольникова, Н. М. Основы живописи. Ч. 3. – Обнинск: Титул, 1998.
Календарно-тематическое планирование в 5 классе
Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование следующих программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: электронная версия музеев мира.
Наименование раздела программы | Тема урока | Количество часов | Тип урока (форма и вид деятельности обучающихся. Форма занятий) | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки обучающихся (результат) | Вид контроля. Измерители. | Примечание | Домашнее задание | Дата проведения | ||
1-я четверть «Древние корни народного искусства» 8 часов | |||||||||||
1. | Древние корни народного искусства (8 часов) | Древние образы в народном искусстве | 1 | Урок — сообщения новых знаний. Рисунок на тему древних образов в узорах вышивки, росписи и резьбе по дереву. | Традиционные образы народного прикладного искусства как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративное изображение как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер | Понимать условно-символический характер народного декоративного искусства | Ответить на вопрос: «Как отразились в древних образах народного искусства понимание мира и человека?»
|
| Подобрать иллюстрации с изображением древних образов в произведениях народного ДПИ |
| |
2. | Древние корни народного искусства | Орнамент как основа декоративного украшения
| 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков. Работа над украшением элементов избы (фронтон, наличники, причелина, лобовая доска) солярными знаками, растительными и зооморфными мотивами, геометрическими элементами, выстраивание их в орнаментальную композицию. Материалы: уголь, сангина, тонированная бумага | Орнамент как основа декоративного украшения. | Выразительные средства и виды орнамента (геометрический, растительный, смешанный). Типы орнаментальных композиций: линейная, сетчатая, рамочная, геральдическая |
|
| Обратить внимание на декор домов частного сектора |
| |
3. | Древние корни народного искусства | Конструкция, декор предметов народного быта и труда | 1 | Урок формирования новых знаний, умений, навыков Выполнение эскиза выразительной формы предмета крестьянского быта и украшение его орнаментальной композицией (прялка, посуда). Материалы: гуашь, кисти, ножницы, бумага | Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов | Уметь выстраивать декоративную композицию, используя выразительные средства прикладного искусства: плоскостность, обобщенность и лаконичность изображения, неотрывность связи ритмического повтора элементов декора с формой предмета, цветовые ритмы | Ответить на вопрос: «Что роднит различные произведения крестьянских мастеров?». Просмотр, анализ и оценивание работ |
| Составить кроссворд по пройденному материалу (5-7 слов) |
|
|
4. | Древние корни народного искусства | Образы и мотивы в орнаментах русской народной вышивки Образы и мотивы в орнаментах народной вышивки татарского народа | 1 | Комбинированный Эскиз узора вышивки на полотенце в традициях народных мастеров (фломастеры, акварель, бумага в клеточку) | Крестьянская вышивка — сокровищница древних образов и мотивов. Условность языка орнамента, его символическое значение. | Уметь использовать в практической работе графические материалы и образную символику (цвета и изображения) народного искусства, условность языка орнамента | Обмен кроссвордами, решение и взаимопроверка (оценивание). Анализ результатов собственного * художествен — ного творчества | Региональный компонент | Подбор иллюстративного материала о русском народном костюме (опережающее задание) |
|
|
5. | Древние корни народного искусства | Народный праздничный костюм
| 1 | Комбинированный Выполнение эскизов народного праздничного костюма с использованием различных техник и материалов | Народный праздничный костюм — целостный художественный образ | Уметь работать с выбранным материалом, используя выразительные возможности языка ДПИ: символика цвета и орнаментальных мотивов, целостность художественного образа | Просмотр и анализ работ |
| Подобрать иллюстрации с изображением интерьера русской избы с ее декоративным убранством (поисковая работа в подгруппах)
|
|
|
6-7 | Древние корни народного искусства | Убранство русской избы.
Внутренний мир русской избы | 2 | Комбинированный. Коллективная работа «В русской избе». Материал: гуашь, акварель, пастель, | Единство пользы и красоты в предметах быта и труда крестьян | Понимать взаимо- связь пользы и кра соты в предметах быта и труда крестьян, значение орнамента как носителя эстетического и символического значения. Уметь применять различные материалы в художественно-творческой работе | Самоанализ эта пов работы, эстетическая оценка результата кол лективной композиции |
| Подобрать иллюст рации к русским народным сказкам с изображением на родных гуляний (хороводы, ярмарки и др.) |
|
|
8 | Древние корни народного искусства | Народные праздничные обряды, праздники др. Руси. | 1 | Повторительно-обобщающий урок Изготовление куклы Масленицы. Материалы сухая трава, солома или мочало нитки, палочка, ткань | Роль декоративно- прикладного искусства в укладе жизни русского народа. Зрительный ряд: Б. М. Кустодиев, «Масленица»; В. Суриков, «Взятие снежного городка» | Иметь представле- ние о роли декора тивно-прикладного искусства в укладе жизни русского на рода | Просмотр и анализ работ | Региональный компонент |
|
|
|
2-я четверть «Связь времен в народном искусстве» 8 часов
| |||||||||||
10-11 | Связь времен в народном искусстве 8ч | Древние образы в современных народных игрушках
Единство формы и декора в народных игрушках | 2 | Комбинированный Выполнение игрушки (импровизация формы) и украшение ее в традициях одного из промыслов. Материалы: глина, стеки, краска для грунтовки, гуашь, кисти, бумага. | Живучесть древних | Уметь использовать выразительные средства художественных материалов в творческой деятельности. Уметь ритмически выстраивать декоративные элементы росписи по форме предмета | Ответить на вопрос: «Что отличает глиняные игрушки, принадлежащие к разным художественным промыслам, и что между ними общего?». Просмотр, анализ и оценивание работ
| Региональный компонент | Подбор открыток, книжных иллюстраций с изображением народной игрушки |
|
|
12 | Связь времен в народном искусстве | Искусство Гжели. Истоки и современное развитие промысла | 1 | Комбинированный Вырезание из бумаги разверток посуды (чашка, чайник, тарелка), склеивание и украшение их росписью с использованием традиционных приемов письма. Материалы: бумага, ножницы, клей, акварель, кисти | История развития промысла, его слияние с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора. Особенности гжельской росписи | Владеть навыками работы в конкретном материале (акварель). Уметь передавать единство формы и декора, взаимосвязь художественно-выразительных средств с функциональ-ностью предмета | Просмотр и анализ работ |
| Подбор иллюстративного материала гжельской посуды необычной формы |
|
|
13. | Связь времен в народном искусстве | Искусство Городца. Истоки и современное развитие промысла | 2 | Комбинированный Выполнение фрагмента росписи по мотивам Городецкой росписи. Материалы: тонированная бумага, гуашь, кисти | История развития промысла. Единство формы предмета и его декора, основные элементы декоративных композиций. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Приемы росписи | Уметь применять художественные материалы (гуашь) и язык декоративно-прикладного искусства (форма, пропорции, линия, ритм, цвет, масштаб) в творческой работе | Ответить на вопрос: «Что значит образ в росписи?». Анализ результатов творчества одноклассников (выборочно)
|
| Подобрать изображение орнаментальной или сюжетной композиции в произведениях ДПИ |
|
|
14-15 | Связь времен в народном искусстве | Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла.
Истоки и современное развитие керамики. | 2 | Комбинированный Вырезание из бумаги разверток различных форм подносов, украшение их росписью. Материалы: гуашь, белая бумага, кисти | Из истории промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций (рамочная и геральдическая). Художественные особенности жостовской росписи и приемы письма | Уметь использовать гуашь в творческой работе; выполнять орнаментальную композицию определенного типа, учитывая форму предмета | Игра «Художники-зрители» |
Региональный компонент | Подумать над вопросом: «Какие традиционные художественные промыслы нашей области вы знаете?» |
|
|
16 | Связь времен в народном искусстве | Роль народных промыслов в современной жизни | 1 | Комбинированный Изготовление карандашницы в технике, имитирующей просечную бересту. Материалы: цветная бумага, ножницы, клей | Преемственность в народных промыслах. Использование традиционных приемов народных промыслов в современном искусстве | Уметь выстраивать декор в соответствии с формой предмета, используя ритм как основу орнаментальной композиции. Владеть навыком работы с бумагой | Просмотр, анализ и оценка работ |
| Подготовка к игре
|
|
|
3-я четверть «Декор – человек, общество, время» 10 часов
| |||||||||||
17. | Декор, человек, общество, время 11ч | Зачем людям украшения | 1 | Урок формирования новых знаний, умений | Социальная роль декоративно-прикладного искусства в жизни разных времен и народов | Уметь видеть в произведениях декоративно-прикладного искусства различных эпох единство материала, формы и декора | Фронтальный опрос (устно) |
|
|
|
|
18. | Декор, человек, общество, время | Декор и положение человека в обществе | 1 | Урок усвоения новых знаний, умений, навыков Выполнение эскизов орнаментального украшения браслетов, ожерелий по мотивам декоративного искусства Древнего Египта. Материалы: белая и цветная бумага, фольга, ножницы, кисти | Украшение как показатель социального статуса человека. Символика изображения и цвета в украшениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Орнаментальные мотивы египтян. Различение национальных особенностей русского орнамента и орнамента Египта | Понимать, что образный строй вещи (ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция) определяются ролью ее хозяина. Уметь работать с выбранным материалом | Ответить на вопрос: «Какую роль играло декоративное искусство в Древнем Египте?». Презентация своих работ учащимися и оценка результата |
| Подобрать зрительный ряд с изображением украшений народов разных стран
|
|
|
19 | Декор, человек, общество, время | Одежда говорит о человеке | 1 | Комбинированный Выполнение костюма человека восточных стран (Япония, Китай). Материалы: гуашь, ткань, фольга, бумага | Одежда как знак положения человека в обществе. | Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов и язык ДПИ | Анализ результата коллективной работы |
| Письменно ответить на вопрос в тетради |
|
|
20-21 | Декор, человек, общество, время | Костюмы древних цивилизаций | 2 | Урок усвоения новых знаний, умений, навыков. Коллективная работа «Бал во дворце». | Значение одежды и основных элементах костюма в различные эпохи. Отличие декоративно-прикладного искусства Западной Европы (эпоха барокко) от древнеегипетского, древнекитайского своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора одна — выявить социальный статус людей |
|
|
|
|
|
|
22-23. | Декор, человек, общество, время | О чем рассказывают гербы и эмблемы | 2 | Комбинированный Проект собственного герба или герба своей семьи, класса (по выбору) |
| Уметь работать в выбранном материале, используя язык ДПИ: условность, символичность, плоскостность изображения; ограниченность цветовой палитры, композиция | Защита проекта, оценивание результата |
|
|
|
|
24-25. | Декор, человек, общество, время | Символы и эмблемы в современном обществе. Герб и флаг Татарстана и Верхнего Услона | 2 | Комбинированный Выполнение композиции герба и флага современного Татарстана и Верхнего Услона. Материалы: белая бумага формата A3, цветная бумага, клей, ножницы |
| Уметь создавать условное, символическое изображение, работать с выбранным материалом | Презентация проектных работ. Анализ и оценивание результатов | Региональный компонент |
|
|
|
26 | Декор, человек, общество, время | Роль декоративного искусства в жизни человека и общества | 1 | урок-повторение Решение кроссвордов, участие в викторине, играх, конкурсах | Декоративно-прикладное искусство в повседневной жизни человека.
|
| Подведение итогов конкурсов |
|
|
|
|
4-я четверть «Декоративное искусство в современном мире» 8 часов
| |||||||||||
27. | Декоративное искусство в современном мире 7ч | Современное выставочное искусство | 1 | Урок усвоения новых знаний (на базе выставки декоративно-прикладного искусства) | Многообразие материалов и техник современного ДПИ. Роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведения ДПИ. Изменение соотношения пользы и красоты. Виды ДЛИ | Знать виды декоративно-прикладного искусства, особенности его языка. Понимать роль взаимосвязи материала, формы и содержания при создании произведений ДПИ |
|
| Подобрать изображения художественных изделий современного декоративно- прикладного искусства 2 |
|
|
28 | Декоративное искусство в современном мире | Ты сам — мастер декоративно-прикладного искусства (Витраж) | 1 | Комбинированный. Выполнение витража. Витражные краски и оборудование для витража. (Или цветная бумага, ножницы, клей). | Выразительное использование материала. Условность, обобщенность образа. | Уметь использовать выразительные возможности материала, принципы декоративного обобщения в творческой работе | Выполнение проекта «Украшение окна». |
| Подобрать изображение для декоративного украшения оконного проема. Обратить внимание на особенности средств выразительности .
|
|
|
29-30 | Декоративное искусство в современном мире | Ты сам — мастер декоративно-прикладного искусства (ваза) . | 2 | Комбинированный урок. Изготовление декоративной вазы для украш. интерьера. Материалы: шпагат, кусочки кожи, мешковины, бутылка, клей, плотная бумага | Выразительное использование фактуры, формы, объема при создании предметов ДПИ | Владеть практиче скими навыками выразительного использования фактуры, формы, объема | Анализ и оценка работ |
|
|
|
|
31-32 | Декоративное искусство в современном мире | Ты сам- мастер декоративно-прикладного искусства (мозаичное панно) | 2 | Урок творческого применения умений и навыков Разработка эскизов панно или витражей для украшения интерьера школы по мотивам народного искусства с творческой интерпретацией. Коллективное выполнение панно по наиболее удачному эскизу | Этапы работы над произведением ДПИ | Владеть навыками поэтапного воплощения творческого замысла в выбранном материале, ис пользуя язык декоративно-прикладного искусства, принципы декоративного обобщения | Эстетическая оценка результата коллективной деятельности |
| Сбор материала для работы над панно. Отбор и оформление работ к итоговой выставке. Подготовка к обобщающему уроку учеников. |
|
|
33 | Декоративное искусство в современном мире | Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. Художники нашего края. | 1 |
Музейный урок или виртуальная экскурсия. Художественный музей. | Древние корни народного искусства. Связь времен в народном искусстве. Декор, человек, общество, время. Декоративное искусство в современном мире искусства Татарстана | Знать виды ДПИ, особенности языка. |
| Региональный компонент |
|
|
|
34 | Декоративное искусство в современном мире | Урок обобщения знаний по темам года | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Викторины, тесты. |
|
|
|
|
|
|