Предмет
Изобразительное искусство |
Класс | 7 |
Тема | «Пропорции и строение фигуры человека» |
Образовательное учреждение | ГБОУ СОШ № 426 |
Описание урока |
Тип урока | Урок открытия нового знания |
Время реализации урока | 45 минут |
Цели урока (мероприятия, занятия) | Обучать приемам работы на компьютере при построении фигуры человека. Развивать правильное представление о строении и пропорциях фигуры человека. Воспитывать чувства взаимопомощи, отзывчивости, вежливости. |
Планируемые результаты | Предметные: -
Знать основные пропорции фигуры человека, особенности строения -
Уметь в графическом редакторе строить фигуру человека согласно основным пропорциям и строению Личностные: умение применять полученные знания на практике Метапредметные: умение осуществлять поиск необходимой информации, умение обрабатывать полученную информацию. Формирование способности оценивать результат собственный и одноклассников. |
УУД | -
Личностные УУД: актуализация сведений из личного жизненного опыта: пропорции в природе, музыке, архитектуре, мультипликации и т.п. Формировать положительное отношение к учению, к познавательной деятельности, желание приобретать новые знания, -
Регулятивные УУД: определять проблему, цель урока, выдвигать версии решения проблемы в группе -
Коммуникативные УУД: организовывать работу в группе и индивидуально, использовать ИКТ для достижения своих целей. -
Познавательные УУД: формировать навыки использования инструментов графического редактора Artwever для создания изображения. Понимание смысла применения пропорциональных отношений при построении фигуры человека. Умение работать с разными источниками информации: текст, рисунок, схема. |
Дидактическая структура урока Дидактическая структура урока Деятельность учеников | Деятельность учителя | Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов | УУД | Организационный момент | Делятся на группы. Организуют свое рабочее место. Отвечают на вопрос учителя. | Проверяет готовность класса к уроку. Делит учащихся на 4 группы (5-6 человек). Мотивирует учащихся к учебной деятельности. Вопрос: «Как вы думаете, что пригодится сегодня на уроке для успешной работы?» | Отвечают на вопрос | Личностные: самоопределение; Регулятивные: целеполагание; Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками. | Актуализация знаний | Включаются в диалог с учителем. Отвечают на вопросы. Предполагаемые ответы: Пропорция – соотношение размеров частей друг к другу и к целому. Пропорции в строении цветка, насекомого, здания и т.д. Рассматривают иллюстрации, анализируют их, делают вывод о том, что пропорции в окружающем нас мире очень важны для жизни на Земле. Для художника возможность передать изображение объектов максимально правдиво. Отвечают на вопрос. О.: «Конструкция задает форму фигуры человека, не дает целому распадаться на части» О.: «Пропорции и строение фигуры человека задают его визуальный облик» | Предлагает вспомнить значение слова «ПРОПОРЦИЯ». (слайд № 1). Просит привести примеры пропорций из жизни (музыка, архитектура, живопись, окружающая среда и т.п.). Акцентирует внимание детей на значении пропорций. (слайд №2,3) Иллюстрирует пример изменения пропорций у животного и человека. (слайд №2,3) Предлагает детям проанализировать и сделать вывод «Почему пропорции важны для нас?» Просит объяснить понятия «СТРОЕНИЕ», «КОНСТРУКЦИЯ». (слайд №4) «Как связаны пропорции и строение (конструкция) в фигуре человека?» Показывает пример целенаправленного нарушения пропорций в мультипликации. (слайд №5) | Отвечают на вопросы | Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления пропорциональных отличий. Коммуникативные: планирование сотрудничества с учителем и одноклассниками. Вступать в беседу и обсуждение на уроке. | Создание проблемной ситуации | Учащиеся выполняют задание. Фиксируют затруднение путем проговаривания проблемы вслух. | Далее учитель предлагает группам заполнить схемы (пробное задание) 1,2 группа «Пропорции фигуры человека», 3,4 группа «Строение скелета человека» вставляя пропущенные числовые значения и слова. | Заполнение схемы с проблемным заданием | Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование. Логические – формулирование проблемы. Решение проблемы. Построение логической цепи рассуждений. Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе материала | Постановка учебной задачи | Отвечают на вопросы учителя. Выдвигают версии темы урока. Формулируют цели. | Задает вопросы: «Почему возникли затруднения?», «Чего мы еще не знаем?» Предлагает определить тему и цели урока. Демонстрирует формулировку темы и целей урока на доске. (слайд № 6) | Ответить на вопросы | Открытие нового знания | Активно предлагают способы решения. Перечисляют основные источники информации, с которыми можно поработать на уроке. Слушают задание учителя. Совершают поиск необходимого материала на компьютере в сети Интернет. Заполняют схемы. Работают в парах. | Для открытия нового знания предлагает определить пути и способы решения данной проблемы. 1,2 группе необходимо найти информацию и заполнить схему «Пропорции фигуры человека», 3,4 группе «Строение скелета человека» | Отвечают на вопросы. Поиск информации. Заполнение схемы. | Первичное закрепление | Сверяют результат с эталоном. Исправляют недочеты. Высказывают свое мнение. | Предлагает ученикам проверить свой результат. Вызывает представителя 3 или 4 группы, который должен на модели скелета человека продемонстрировать обозначенные на схеме кости и их название. Параллельно дублирует изображение скелета с названием костей на доске. (слайд №7) Затем вызывает представителя 1 или 2 группы и просит рассказать об основных пропорциях фигуры человека по схеме. На доске показывает изображение человека с делением фигуры на 8 частей. (слайд №8) | Проверка результат по эталону на доске и модели скелета человека | Регулятивные: контроль, оценка, коррекция. Познавательные: обще учебные – умение структурировать знания. Коммуникативные: оценка действий партнера, контроль, коррекция. | Самостоятельная работа с самопроверкой и включение знания в систему знаний | Учащиеся в парах согласно заполненным схемам выполняют задание на компьютере. Анализируют свою работу, сверяют результат со схемами. Исправляют ошибки. | Учитель предлагает закрепить полученные знания на практике. Объясняет и показывает поэтапное выполнение работы в графическом редакторе. В процессе работы делает плановые обходы по классу с целью выявления ошибок допущенных учащимися. Напоминает о пропорциональном отношении частей и общей конструкции фигуры человека. | Задание для выполнения на компьютере в графическом редакторе Artweaver. | Регулятивные: контроль, коррекция. Личностные: самоопределение. Коммуникативные: умение выполнять задание в паре. | Рефлексия | Занимают свои места в группе. Отвечают на вопросы учителя. Анализируют результат своей работы. | Предлагает ответить на вопросы. (слайд №9) «Какую цель ставили?» «Удалось ли достичь цели?» «Что получилось? Что не получилось? Почему?» Затем учитель просит учащихся продолжить строки: (слайд №) Я узнал… Я научился… Я понял, что могу… Мне понравилось… Для меня стало новым… У меня получилось… Выставляет оценки за урок. | Ответить на вопросы. Продолжить предложения. | Коммуникативные: умение точно выражать свои мысли. Познавательные: рефлексия. Личностные: смыслообразование. | |
Дополнительная информация. |
Ресурсы, оборудование и материалы | Компьютер с установленной программой Artweaver и выходом в Интернет для ученика и учителя, проектор, модель скелета человека, презентация. |
Список учебной и дополнительной литературы | «Фигура человека. Техника рисования. Простой пошаговый метод». Авт.: Рид Уолт, издательство: Попурри 2011 г. Изобразительное искусство: Основы рисунка. 5 — 8 классы, Н. М. Сокольникова, Издатель: ”Титул” Обнинск, 1998 г. |
Дидактическое обеспечение урока | Карточка-задание для заполнения схем: «Пропорции фигуры человека» и «Строение фигуры человека» |
Используемые педагогические технологии, методы и приемы | Технология системно-деятельностного подхода; Методы активного обучения: проблемный, исследовательский, поисковый. Методы: вербальный, наглядный. Эвристическая беседа |
Ссылки на использованные интернет-ресурсы | Библиотека биологии: Схемы для заполнения |
Дополнительная необходимая информация
Методические рекомендации к практическому заданию «Собери и отрегулируй человека». Учащиеся работают в парах, используя заполненные ранее схемы. В качестве основы для применения полученных знаний используется файл следующего типа:
Все части расположены на отдельном прозрачном слое. Поэтому у учащихся есть возможность их передвигать, трансформировать. Для удобства и экономии времени на уроке задание уже имеет вспомогательную сетку (синий цвет) рассчитанную на высоту 8 голов, осевую линию (красный цвет) и линию плечевого пояса.
Поэтапная работа
При показе на доске этапов работы, учитель рекомендует начать «собирать» фигуру сверху вниз. Напоминает об обязательном правильном пропорциональном отношении и строении. В качестве графического редактора можно выбрать любую программу поддерживающую работу со слоями.