Урок разработан для учащихся 6 класса
по программе Б.М. Неменского
«Изобразительное искусство и художественный труд»
к блоку «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»
учителем I категории МОУ «СОШ с. Сальское»
Дальнереченского района Приморского края
Тема: Терракотовая армия императора. Поплечный портрет воина.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: выполнить поплечный портрет китайского воина терракотовой армии.
Задачи:
Образовательные:
-
Познакомить уч-ся с цианьской монументальной скульптурой, закрепить их знания по теме «Портрет».
-
Рассказать учащимся об особенностях изображения скульптур терракотовой армии.
-
Уметь анализировать художественные произведения и вырабатывать собственную эстетическую оценку
Развивающие:
-
Формировать устойчивую положительную позицию по отношению к культурам разных народов, их образу жизни, искусству.
-
Развивать желание изучать культуру через произведения искусства.
-
Развивать мелкую моторику руки, глазомер, аналитическое мышление, образное воображение, художественный вкус.
Воспитательные:
-
Воспитывать положительные качества в понимании прекрасного.
-
Воспитывать интерес и уважение к историческим памятникам культуры.
-
Обогащать духовный мир учащихся.
Оборудование: слайды, диапроектор или компьютер, презентация PowerPoint «Терракотовая армия китайского императора Цинь Ши Хуанди».
ХОД УРОКОВ:
1 урок
I. Организационный момент урока.
II. Мотивация урока.
Прежде чем объявить тему и цель урока, я хочу прочитать вам стихотворение
На доске нарисована голова с линиями лица. Определяем форму головы, шеи, плечевого пояса (шея является как-бы продолжением линии затылка) местоположение линии глаз и носа, рта.
Берем кусок пластилина, работа выполняется из трех брусков пластилина одного цвета, или предварительно смешанных коричневого оттенка, которые уч-ся заранее приготовили дома (взяв три темных цвета положить их в целлофановый пакет и оставить в теплом месте, можно около батареи, затем перемешать их, не доставая с пакета).
Подготовленный кусок делим вначале на две части, а затем одну из них еще на две так, чтобы одна была немного больше другой. Первый кусок – побольше – для головы, второй поменьше – для плеч, третий самый маленький – для шеи.
Голову вылепливаем овальной формы, а шею — цилиндрической.
Прикрепляем шею к голове так, чтобы шея являлась как-бы продолжением линии затылка.
Лицо человека не является округлой ровной поверхностью. Предлагаю детям определить выпуклости и впадины на лице. Определяем «пять вершин» (китайские художники еще в древности перед началом работы над портретом намечали эти пять вершин). Они соответствовали сторонам горизонта: лоб – южная вершина, нос – центральная вершина, скулы – восточная и западная, подбородок – северная.
В центре головы легким надавливанием двумя указательными пальцами обозначаем глазные впадины. После этого на заготовке лица отчетливо прочитываются скулы, бровные дуги, лоб и линия носа.
Чуть-чуть сдавливаем заготовку головы со стороны висков большим и указательным пальцами.
Стеком намечаем линии кончика носа и рта. С помощью стека продавливаем область под носом и ртом.
Далее вылепливаем нос, губы, уши (напоминаю, что размер уха соответствует расстоянию от бровной дуги до кончика носа). Уши и нос не накладываем из отдельных деталей, а «вытягиваем» из общей массы.
Уши немного нужно придавить к голове, чтобы они не торчали «лопухами».
При помощи стека на модели обозначаем глаза и губы (напоминаю, что все воины терракотовой армии имели индивидуальные черты лица).
Из отдельных мелких деталей лепим и прикрепляем усы, бороды.
Стеком прорисовываем линию роста волос и сами волосы.
Из отдельных мелких деталей лепим дополнительные детали причесок.
Берем кусок пластилина, предназначенный для плеч, и раскатываем его в форме цилиндра.
Затем примазываем нижнюю часть шеи к плечам.
Намечаем ворот халата воина (китайские мужские и женские халаты по традиции запахивались слева направо, справа налево запахивался халат только во время погребения как знак того, что человек переходит в иной мир).
Лепим
тонкую лепешку и окручиваем ей шею и плечи воина с запахом слева направо.
Лепим головные уборы (по желанию), определяющие ранг воина. Прикрепляем их.
ВАРИАНТЫ ПОПЛЕЧНЫХ ПОРТРЕТОВ
III. Рефлексия урока.
— Что нового для себя узнали?
— В чем испытывали затруднения при выполнении художественной задачи, как их решали? — Какие чувства испытывали?
— Какой новый опыт приобрели и чему научились?
— Понравился ли вам урок?
— Что бы вы изменили в ходе урока?
IV. Итог урока.
Выставка работ учащихся.
Анализ и оценка работы.
V. Информационные источники:
-
Гу Венджи. Глиняные солдаты императора // Курьер ЮНЕСКО, 1980
-
Заводская Е.В. Китай – земля небесного дракона // — М.: БММ АО, 2001
-
Ионина Н.А. Сто великих чудес света // — М.: ООО «Издательский дом «Вече», 2009
-
Учебно-методическая газета для учителей МХК, МУЗЫКИ и ИЗО «Искусство» №3 // — М.: Издательский дом «Первое сентября», 2007
-
www.stihi.ru/2009/02/07/879
-
zaikazaikoi.livejournal.com