№ п/п | Наименование этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты |
1.
1.1. | Орг. момент
Рефлексия | — Здравствуйте.
— Наш урок сегодня будет направлен на уточнение и дополнение уже имеющихся знаний по изучаемой теме.
— Садитесь.
— И для начала предлагаю вам обратить внимание на столы. У вас лежат карточки со ступеньками. Подпишите их. Теперь определите, на какой ступеньке вы находитесь в начале урока. Для этого выберите человечка любого цвета, напишите на нем цифру 1 и приклейте его на понравившуюся ступеньку.
— Ну а я буду находиться вот здесь (учитель приклеивает человечка на самую нижнюю ступеньку на стене под доской), так как урок наш только начался | СИДЯТ СРАЗУ ПО ГРУППАМ. РАСПРЕДЕЛЯЮ ПО УРОВНЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ для коррекции
Ребята приклеивают человечка выбранного цвета на выбранную ступеньку.
|
|
2.
3.
3.1.
3.2.
3.3.
3.4.
3.5.
3.6.
3.7. | Упражнение на внимание, наблюдательность
Работа по теме
Систематизация знаний
Работа в группах по уровням
Коррекция уже имеющихся знаний
Сообщение темы урока
Сообщение цели урока
Минутка отдыха
Определение правил
| — Обратите внимание на экран. Здесь я предлагаю вам понаблюдать затем, что вам уже знакомо и увидеть в этом знакомом необычное. (изображения причудливых облаков, узорных морозов, гор и т.п.). — Что вы видите? (заканчиваем портретом)
— Если вы будете обращать внимание на обычные предметы и отмечать в них особенности, то это наверняка поможет вам развивать внимание и наблюдательность
— Что изображено на доске? (несколько портретов с различным освещением)
— Что такое портрет?
— Чем они схожи и чем различны?
— Если бы вы сейчас получили задание выполнить подобный портрет, смогли бы справиться?
— Какие знания вам пригодятся для этого?
— Давайте вспомним правила построения портрета. — Для этого возьмите листы по №1 и прочтите задание.
— Скажите, все ли варианты представленного освещения вам известны?
— А как его получить? Где при этом должен находиться источник освещения?
— Правильно.
— Какая особенность изображения подобного портрета будет присутствовать?
— Действительно. И к подобному способа изображения прибегают и художники. Например Рембрандт. Христос в Эммаусе (презентация)
— И мы сегодня с вами тоже будем говорить о возможностях освещения в портрете (появляется тема «Образные возможности освещения в портрете»)
— А художники пошли еще дальше и стали изображать только тени, производимые предметами на плоской поверхности при солнечном или огненном освещении (презентация) И стали называть это СИЛУЕТОМ.
— Нам знаком такой вариант выполнения портрета?
— Хотите научиться?
— Значит это и будет являться целью нашего урока (ЦЕЛЬ….)
— Прежде, чем перейти к правилам, давайте отдохнем. Что вы видите на этих картинках (только раздели их. Вначале — одну, а потом — вторую)
— И так, вернемся к силуету. — Как думаете, какие варианты выполнения силуэта по используемым материалам могут существовать?
— Верно (в презентации — образцы)
— Что должно быть обязательно для того, чтобы получился силуэт портрета? |
Учащиеся высказывают свои предположения
— Портреты
— Жанр изобразительного искусства отражающий изображение человека или группы людей в различных вариантах(в полный рост, до талии до плеч)
— Схожи – один человек — Различны — освещение
— Да
— Правила построения портрета — Правила нанесения светотени
1 гр. Подпишите пропорциональные соотношения лица (лицо изображено. Линии проведены) 2 гр. Проведите вспомогательные линии и проставьте пропорциональные соотношения (изображено только лицо)
— С последним мы еще не знакомы.
— источник освещения должен находиться позади предмета
Достаточно тёмное, изображение портрета.
Обращают внимание на картину
— Нет
— Да
— Учащиеся предполагают
— Рисование, печать, вырезание.
— Необходимо наличие самого портрета. |
познавательные (обобщение фактов и явлений)
регулятивные (самостоятельно обнаруживать и формулировать (определять))
познавательные (обобщение фактов, логические рассуждения) !!!!!!!!!!!!! МОЖЕТ попробовать с практической работой на 2 группы- тогда продумай на отдельном листе и ориентируйся по времени
|
4.
4.1.
4.2.
4.3.
| Практическая работа
Определение плана работы
Самостоятельная работа
Оформление работ
| — Портреты мы подготовили заранее. Возьмите их.
-У вас в наличии есть цветная бумага. Какой цвет используем для силуэта?
— Теперь посмотрите на листы №2. Здесь указаны этапы выполнения силуэта. (пояснение учителем)
— Используя имеющиеся материалы, в соответствии с этапами работы, выполните самостоятельно силуэт.
1гр. работает самостоятельно, 2гр. С помощью учителя
— Подберите для своей работы фон и рамочку. Оформите свои портреты и повесьте их на доску. |
— Черный.
|
регулятивные (умение управлять своей познавательной деятельностью, умение организовать свою деятельность) |
5. | Подведение итогов. Оценивание | — Посмотрите на получившиеся работы и определите наиболее удачные. Поясните, почему. (оценка учителем и одноклассниками) |
| коммуникативные (отстаивание собственной точки зрения, приведение аргументов) регулятивные (умение оценить степень успешности, дать оценку результатам работы)
|
6. | Рефлексия | — Посмотрите снова на листочки со ступеньками. Теперь вновь определите, на какой ступеньке вы находитесь по окончании урока. Для этого выберите человечка любого цвета, напишите на нем цифру 2 и приклейте его на понравившуюся ступеньку.
— Что напоминает вам расположение работ (до этого учитель корректирует их расположение в определенном порядке)?
— Правильно, выставку. И поэтому силуэт моего человека будет стоять именно здесь, среди этих замечательных картин.
— Спасибо за урок |
Работают с листами рефлексии
— Выставку, картинную галерею | регулятивные (умение оценить степень успешности, дать оценку результатам своей работы) |
Тема урока: «Образные возможности освещения в портрете»
Цель урока:
Создать условия для освоения учащимися способа изображения портрета, в зависимости от его освещения
Результат обучения:
Предметный:
— понимание способов выполнения силуэта;
— приобретение опыта работы различными художественными материалами в технике силуэт;
— развитие индивидуальных творческих способностей, внимания;
Личностный:
— учиться приобретать новые знания;
— формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками
Метапредметный:
— умение осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата;
— умение работать индивидуально и в группе
Ресурсы для учителя:
Компьютер, мультимедиа проектор (техническое обеспечение), лестница, человек (парадный портрет и силуэт), набор портретов (в различном освещении),
Ресурсы для обучающихся:
Раздаточные материалы (карта рефлексии, листы с заданием, листы с этапами деятельности для практической работы), клей, собственные портреты учащихся, цветная бумага, черные листы бумаги, белые листы бумаги, рамки, ножницы
Тип урока: урок проверки, оценки и коррекции ЗУН учащихся
Урок на тему
«Образные возможности освещения в портрете»
проведен в 6 классе
Урок подготовила И.С.Тупикина,
учитель высшей квалификационной категории
2014